Цель: формирование представления о природных зонах степей, саванн, полупустынь и пустынь.

Задачи:

1. Изучить природные условия, растительный и животный мир лесостепей;

2. Изучить природные условия, растительный и животный мир степей;

3. Изучить природные условия, растительный и животный мир саванн;

4. Изучить природные условия, растительный и животный мир полупустынь и пустынь;

5. Способствовать развитию пространственно-образного мышления.

Планируемые результаты обучения:

Личностные:

- готовность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению;

- формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Метапредметные:

- освоение обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий;

- способность их применения в учебной, познавательной и социальной практике.

Предметные:

- формирование представлений о географии, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества.

Ход урока

Организационный момент

Деятельность учителя

Приветственное слово:
- Добрый день! Сегодня для вас проведет урок ___________________________________

В течение урока вам необходимо прослушивать информацию. В конце урока вам предстоит выполнить задания в рабочих листах по изученной теме.

Сопровождение

Видеозапись учителя. Внизу страницы подпись (ФИО, должность, ученая степень и т.д.).
Внизу страницы представлена ссылка для скачивания рабочего листа.

Мотивационный. Целеполагание

Деятельность учителя

Сегодня мы совершим виртуальное путешествие по нескольким природным зонам. В этих зонах практически нет древесной растительности, растительный покров образуют травы.

Тема нашего урока: «Саванны и степи. Засушливые области планеты».

Нам сегодня предстоит изучить:

1. Природный условия, разнообразие растительного и животного мира лесостепной зоны;

2. Природный условия, разнообразие растительного и животного мира степной зоны;

3. Природный условия, разнообразие растительного и животного мира зоны саванн;

4. Природный условия, разнообразие растительного и животного мира зоны пустынь.

Сопровождение

На экране появляются свитки бумаги.
На первом свитке представлена тема урока.
На втором свитке «Нам сегодня предстоит…», синхронно, вместе со словами учителя появляются этапы того, что будет изучено на уроке (сообщение задач).

Актуализация знаний

Деятельность учителя

Давайте вспомним, от чего зависит формирование природных зон на поверхности Земли? Природные зоны формируются в результате изменения соотношения тепла и влаги в разных частях планеты. Повышение температуры и недостаточное количество влаги ограничивают распространение древесной растительности в некоторых районах Земли. Здесь формируются травянистые природные – степи и саванны.

Изучение нового материала

Деятельность учителя

Переход от лесной зоны к степи осуществляется плавно.

Лесостепи расположены в северном полушарии (демонстрация карты).

Лесостепь – природная зона, характеризующаяся сочетанием лесных и степных участков. Для лесостепной зоны характерно умеренное жаркое лето и умеренная прохладная зима, количество осадков небольшое.

В северной части лесостепной зоны осадков выпадает больше, климат – прохладнее, лесостепь переходит в лесную зону. При движении на юг лесостепь содержит все меньше деревьев и больше степных участков. Климат становится все жарче, осадков меньше – лесостепь переходит в степь. Часто лето в лесостепной зоне бывает засушливым. Одной из особенностей лесостепи является смешанная флора и фауна, состоящая из представителей флоры и фауны зоны смешенных лесов и степной зоны. В лесостепной зоне произрастают как засухоустойчивые растения, так и растения ,характерные для лесной зоны.

Лесостепная зона характеризуется произрастанием травянистых растений. Часто в лесостепи встречаются живописные массивы лиственных лесов, иногда хвойных боров.

В Европейской части лесостепной зоны произрастают леса из дуба, липы, каштана, ясеня. Животный мир лесостепи изменяется при движении с севера на юг. В северной части лесостепей обитают представители лесной зоны (белки, куницы, лоси, медведи). В южной части степей обитают представители смешанной фауны (суслик, сурок, дрофа).

В настоящее время природа лесостепей подвержено сильному антропогенному воздействию, в результате использования плодородных почв. Большая часть лесостепной зоны используется под земледелие, что влияет не только на изменение естественного плодородия, но и сокращению биологического разнообразия. Для охраны и изучения лесостепи созданы национальные парки и заповедники. В России это Приволжская лесостепь, Галичья гора, Воронежский заповедник.

Надпись на экране «Степь».

В умеренных и субтропических зонах Северного и Южного полушарий расположены степи. Степи расположены на всех континентах, кроме Антарктиды и Австралии (карта).

На материке Евразия наибольшая площадь степей находится на территории Российской Федерации, Казахстана ,Украины и Монголии.

Степь достаточно засушлива. Среднегодовое количество осадков от 250 до 450 миллиметров в год. Средняя температура зимой составляет от 0° до -20°,а летом от +20° до +28°. Чаще всего, лето жаркое и сильно засушливое. Зима малоснежная. Часто возникают поземки и метели, но иногда возникают сильные морозы с понижением температуры до минус 40°.

Характерная растительность степи – травы, образующие сомкнутый или почти сомкнутый ковер (ВИДЕО степь). Взгляните на степь, иногда, кажется, что степь похожа на море. Ветром образуются волны, уходящие за горизонт. А в часы заката степь окрашена в красный цвет. Кажется, что здесь бушует пожар. Этот травяной покров образует ковыль – многолетнее злаковое растение степи. Степь богата луковичными и злаковыми растениями. Особенно здесь распространены типчак, тонконог, мятлик, овсец.

Животный мир степи похож на животный мир пустыни. Для степи также характерна высокая засушливость. Зимой в степи часты сильные холода. Обитающие животные приспосабливаются не только к высоким, но и низким температурам. Животные активны летом, преимущественно ночью. Копытные имеют прекрасное зрение и способны к быстрому и длительному бегу, например антилопы.

Из грызунов преобладают роющие – суслики, сурки, слепыши. Представлены многочисленные пресмыкающиеся и насекомые. Птицы представлены дрофами, степным орлом ,степной пустельгой, жаворонками. Большинство птиц на зиму улетают.

Надпись «Саванны».

В субэкваториальном поясе расположены саванны. В результате субэкваториального климата, в зависимости от перемещения воздушных масс, выделяется 2 сезона года. При движении воздушных масс с экватора ,приносящих влагу в саванне наблюдается влажный сезон. При перемещении воздушных масс с тропиков – сухой сезон. Поэтому обитателям саванн приходится приспосабливаться к высоким температурам в один сезон и к малому количеству осадков в сухой сезон.

Зона саванн расположена в южном полушарии, а именно в Бразилии, северной Австралии и восточной Африке.

В зимний сезон, с ноября по апрель в саванне длится зима. В этот сезон саванна становится сухой, выпадает не более  миллиметров осадков. Иногда они полностью отсутствуют. Средняя температура составляет 20°. В зимний сезон саванна полностью высыхает, в результате чего происходят пожары. Характерным признаком наступления зимы являются грозы с сильным ветром. В зимний сезон многим животным приходится кочевать в поисках воды и растительности.

В теплую половину года климат саванн становится влажным. Сильные дожди идут с мая по июнь. Осадков выпадает от 250 до 700 миллиметров в год. Осадки выпадают ежедневно, чаще всего во второй половине дня. Это лучшее время в саванне. Животные пережили засуху и дожидаются благоприятных месяцев с частыми дождями и комфортной температурой.

Климат саванн расположен к определённым растениям, выживающим в условиях чередования дождей и засухи. Летом саванна неузнаваема, наблюдается бурное цветение. Зимой все исчезает, создавая унылый желтый пейзаж. Распространёнными растениями саванн являются слоновая трава, которая вырастает до 3 метров в высоту. Типичная саванна – травянистая равнина с редко встречающимися крупными деревьями ,или растущими поодиночке ,или небольшими группами.

Характерным растением является также баобаб и акация.

Коренастый, с необычайно толстым стволом (иногда 45 метров в окружности) и с широкой, но невысокой кроной баобаб — одно из наиболее почитаемых деревьев Экваториальной Африки. Прочно укрепилось мнение, что наиболее высокое в мире дерево — эвкалипт, затем идет метасеквойя, а баобабу всегда отводилось более скромное место. И вдруг совсем недавно впервые обнаружен в Африке баобаб-исполин, которому нет равных среди других деревьев этого рода. На 189 метров взметнулась ввысь обычно распластанная на сравнительно небольшой высоте его могучая крона, а диаметр ствола у основания до 44 метров. Это деревья-долгожители, возраст некоторых достигает 4-5 тысяч лет. Цветёт баобаб несколько месяцев, однако каждый цветок живёт лишь одну ночь. Опыляются цветки летучими мышами. Баобаб ещё называют "обезьяньим деревом", так как его плоды являются любимой пищей для обезьян. Человек в баобабе использует всё: из внутреннего слоя коры делает бумагу, листья употребляет в пищу, из семян получает специальное вещество адансонин, которое использует как противоядие при отравлениях.

Акация за счёт своей кроны, которая имеет сплюснутую форму, получила название зонтиковидной. Содержащиеся в коре клеящие вещества широко используются в промышленности, а древесина идёт на изготовление качественной дорогой мебели.

Животный мир саванн очень разнообразен. За стадами копытных животных следуют многочисленные хищники – гиены, львы, гепарды.

После прихода в саванны человека биологическое равновесие было нарушено. Многие виды копытных животных исчезли. Для сохранения их видов создаются многочисленные заповедники.

Пустыни.

Даже само слово "пустыня" вызывает ассоциации пустоты и отсутствия жизни, но для людей, которые проживают на этих землях, она кажется прекрасной и неповторимой. Природная зона пустыня - это территория очень сложной, но жизни. 

Главным признаком полупустынных и пустынных земель является засуха.

Дожди выпадают раз в месяц или всего один раз за несколько лет, в виде сильных ливней. Небольшие дожди попросту не доходят до поверхности земли, испаряясь под действием высокой температуры. Самыми сухими областями мира признаны пустыни Южной Америки.

Большее количество пустынь получает основные осадки весной и зимой, и только в некоторых пустынях максимальное количество осадков выпадает летом в виде ливней , например в Австралийских пустынях.

Температура воздуха в этой природной зоне может сильно колебаться - днем поднимается до плюс 50°, а ночью снижается до 0°.

Большое значение в пустынях играют ветры. Каждый из них имеет свое названия, но все они - жаркие, сухие, несущие пыль и песок.

Особенно опасна во время урагана песчаная пустыня: песок превращается в черные тучи и затмевает солнце, ветер переносит песок на большие расстояния, разрушая на своем пути абсолютно все.

Обобщение и систематизация

Деятельность учителя

Перед вами рабочий лист. Прочитайте задание в нем. Последовательно выполняйте задания.

Запишите тему нашего урока;

Какая цель была поставлена перед уроком? Сформулируйте цена на основе поставленных перед уроком задач (Сегодня мы узнаем).

Укажите причины, влияющие на образование травянистых зон.

Определите, как адаптировались животные к жизни в степной зоне?

По изображениям определите, какой сезон в саванне? Почему? Что для него характерно?

Определите какие из представителей фауны обитают в саванне, в степи , в пустыне? Ответ внесите в таблицу, указав название животного.

Может ли в пустынях температура опускаться ниже 0°? Почему?

В конце реплика учителя. – Обратите внимание, что при возникающих сложностях с ответами на задания в рабочем листе, вы можете повторно просматривать видеозапись первой части урока.

Не забудьте отметить смайликом ваше настроение во время урока.
Веселый (показан на экране) – мне было интересно.
Грустный (показан на экране) – было не интересно.

Рефлексия

Деятельность учителя

Подведем итоги!

На экране всплывают слайды с вопросами.

Учитель отвечает на вопросы.

- В каких природных зонах растительный покров представлен травами?

В степях и саваннах

- Какими представителями представлена фауна степи?

Сурки, хомяка, дрофы, скорпионы….

- Какие сезоны выделяют в саваннах?

В саваннах выделяют два сезоны: сухой и влажный.

Спасибо за внимание! До новых встреч!

Рабочий лист

Тема урока: ________________________________________________________________________

Цель: _____________________________________________________________________________

1. Укажите причины, влияющие на образование травянистых зон

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

2. Определите, как адаптировались животные к жизни в условиях степной зоны?

Рисунок 1. Сурикат

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

Рисунок 2. Дрофа

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

3. По изображениям определите, какой сезон в саванне? Почему? Что для него характерно?

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

4. Определите какие из представителей фауны обитают в саванне, в степи , в пустыне? Ответ внесите в таблицу, указав название животного.

Животные саванны

Животные пустынь

Животные степей

 

 

 

 

 

1. Лев

2. Дрофа

3. Сурикат

4. Носорог

5. Антилопа

6. Сурок

7. Верблюд

8. Пустельга

9. Скорпион

5. Может ли в пустынях температура опускаться ниже 0°? Почему?

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________