Вид занятия: декоративное рисование в 6-ом классе.

Цель урока: научить стилизовать объекты изображения и

основам декоративной композиции.

Задачи урока:

Выполнить декоративную стилизацию любого художественного образа (растения, животного) и на основе вновь созданного художественного образа создать декоративную композицию.

Оборудование урока:

1)    Для учителя: презентация, мел, доска, художественные материалы, пособия.

2)    Для учащихся: бумага, карандаши, акварель, гуашь.

План урока:

1.     Организационная часть – 2-3 мин.

2.     Изложение нового материала – 10 мин.

3.     Практическая работа – 25-30 мин.

4.     Завершение урока, подведение итогов – 3-5 мин.

Ход урока:

Здравствуйте, ребята.

Познакомьтесь с основами декоративной композиции. Тематическая декоративная композиция это особый художественный мир со своими условными образами, закономерностями, своим художественным языком.

Обычно декоративные композиции носят орнаментальный характер, словно «стелятся» по плоскости, что обусловлено обобщением форм, условной цветовой характеристикой. При всём своеобразии декоративного изображения оно не лишено возможности вести сюжетный занимательный рассказ. Даже иллюстрации к книге могут быть выполнены декоративно.

Декоративная композиция строится на основе стилизации. Её варианты неисчислимы в зависимости от конкретных задач, а художественные возможности могут быть расширены при использовании разнообразных материалов и техник, изменении назначения и масштаба изображения. Стилизация предполагает изменение формы образца с соблюдение определённой меры условности изображения с целью выявление нарядности, красочности, узорчатости окружающего мира. Умелое обобщение формы нисколько не вредит выразительности. Отказ от второстепенных подробностей делает более заметными главные детали, заставляет их звучать в полную силу. Обратимся к искусству народных промыслов — Хохломе, Гжели, Полхов-Майдана, Городца, Филимоново, Дымки, Скопина и др. Во всех этих промыслах важнейшим выразительным элементом является стилизованное изображение объектов окружающей действительности.

В качестве мотивов для стилизации чаще используются растительные элементы, а также предметы животного мира, человек, геометрические фигуры. Движение передают мотивы выстроенные по диагонали, закрученные по спирали, ритмично двигающиеся по кругу и т.д.

В любой декоративной композиции присутствует движение, которое задаётся ритмом линейным, цветовым, тоновым. Но степень выраженности движения в статичных композициях намного слабее, чем в динамичных композициях.

Выбор типа декоративной композиции — открытой или замкнутой, во многом зависит от формы предмета, для которого предназначена декоративная композиция, а также от замысла художника. Изображение в замкнутой композиции вписывается в чётко очерченный формат — круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник и пр., не стремится выйти за пределы обозначенных рамок, замыкается на самом себе. Основные линии композиции направляются внутрь композиции, к её центру.

Такой тип композиции больше подходит для подносов, разделочных досок, платков, ковров, тарелок и т. д.

Изображение в открытом типе композиции стремится из центра во вне. Её можно развивать до бесконечности в стороны, в высоту. Такой тип композиции чаще используют для украшения кувшинов, подолов одежды, штор, бордюров в интерьере, обоях и т. д.

Практическая работа:

Стилизацию природных форм можно начать с изображения растений. Это могут быть цветы, травы, деревья, мхи, лишайники.

1-й этап. В процессе декоративной стилизации природных мотивов сначала следует выполнить зарисовки объекта с натуры с целью выявления его характерных черт. При этом необходимо тщательное рисование деталей.

2-й этап. Переработайте зарисовки выполненные с натуры в сторону выявления декоративных качеств. Стилизуйте выбранный мотив. Один и тот же мотив может быть трансформирован по-разному, но следует избегать слишком натуралистической трактовки или крайнего схематизма, лишая предмет изображения узнаваемости.

3-й этап. Выполните композиционные поиски декоративной композиции на основе разработанного вами стилизованного мотива

4-й этап. Найдите в эскизе цветовое решение декоративной композиции.

5-й этап. Нарисуйте композицию.

6-й этап. Выполните композицию в цвете гуашью.

Подведение итогов:

Найдите различные примеры стилизации птиц и коней в образцах русского народного искусства. Назовите использованные выразительные средства.

Литература:

Акварель. Советы начинающим. Из творческого опыта. Остоумова-Лебедева. – М., 1991

Выготский Л.С. Собр. соч. / Л.С. Выготский. – М., 1984

Долгополов И. Мастера и шедевры: в 3 т. – М., 1986

Игнатьев С.Е. Закономерности изобразительной деятельности детей: учеб. пособие для вузов. – М., 2007

Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе: учеб. – М., 1998

Кузин В.С. Рисунок, Наброски и зарисовки: учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М., 2004

Кузин В.С. Психология живописи: учеб. пособие для вузов. – М., 2005

Ли Н.Г. Рисунок. Основы академического рисунка: учеб. – М., 2006

Ломов С.П. Живопись: учеб. – М., 2008

Ломов С.П. и др. Искусство. Изобразительное искусство. 5—9 классы. Рабочая программа для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа. 2016

Ломов С.П., Игнатьев С. Е., Кармазина М. В. Искусство. Изобразительное искусство. Учебник. В 2 ч. 6 класс. М.: Дрофа. 2016

Ломов С.П. и др. Искусство. Изобразительное искусство. Рабочая тетрадь для 6 класса. М.: Дрофа. 2016

Ломов С.П. и др. Искусство. Изобразительное искусство. Методическое пособие 6 класс. М.: Дрофа. 2016

Ломов С.П. Русские живописцы XVI-XIX веков: учеб. пособие. Беседы об искусстве для школьников. – М., 1997

Смирнов Г.Б., Унковский А.А. Рисунок и живопись пейзажа: пособ. по рисунку и живописи для студентов-заочников худож.-граф. фак-тов пед. ин-тов. – М., 1975

Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания. М., 2006

Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство 5-8 кл. - М., 2006

Унковский А.А. Живопись темперой и гуашью: учебно-метод. пособие для студентов-заочников худож.-граф. фак-тов пед. ин-тов. – М., 1980

Интернет ресурсы:

http://rosdesign.com

http://www.rah.ru

http://www.webartplus.narod.ru