Ход урока

Наследие варваров в средневе­ковой Европе

Уровень развития культуры варваров, во время завоевания ими Западной Европы, был значительно ниже, чем у покоренного ими населения. Не видя ценности в античной культуре, они уничтожали здания, статуи, живопись и книги. Сами же Германцы создавали яркие ювелирные изделия, одежду и предметы быта.

Германцы были язычниками. Они верили, что во главе добрых сил стоит отце всех богов – Один. Вторым по могуществу считался бог – Тор, своим грозным молотом он поражал злых великанов. Германцы устаревали большие праздники, приносили жертвы богам и строили святилища, которые украшали деревянными статуями богов. Поэтические сказания о богах и бесстрашных героях собраны в «Старшей Эдде». 

Покорив Европу, германцы познакомились с христианской верой. Многие германские племена приняли крещение, однако продолжали совершать языческие обряды. Церкви пришлось осторожно подходить к язычески верованиям простых людей, чтобы избежать их недовольства. Многие священники предлагали не просто запрещать языческие обряды, а объединять их с христианскими. Например, германцам было привычнее поклоняться предметам, поэтому в храмах стали появляться статуи и изображения святых, различные реликвии. Постепенно языческие традиции варваров-германцев сливались с христианской культурой завоеванных ими земель.  

Христианский священник срубает священное дерево германцев

Деятельность обучающихся

1. Что изучали в средневековых университетах?

А. Химию и биологию

Б. Богословие, медицину и право

В. Историю искусств и литературу

Г.  Географию и иностранные языки

2. Как назывался труд, который прославил Фому Аквинского?

А. Тристан и Изольда

Б. Сумма богословия

В. Божественная комедия

Г. Лейли и Меджнун

3. Иоганн Гутенберг:

А. Первым использовал бумагу для переписки книг

Б. Изобрел компас

В. Создал первую карту Европы

Г. Изобрел книгопечатание

4. Главу университета называли:

А. Магистром

Б. Ректором

В. Деканом

Г. Мистиком

5. Какие архитектурные элементы соответствуют стилю готики (укажите все верные)?

А. Отсутствие окон

Б. Витражи

В. Массивные стены

Г. Высокие стрельчатые шпили

Д. Окна, похожие на бойницы

6. Вставьте пропущенное слово: «В XIV  веке для создания книг начали использовать бумагу, секрет изготовления которой был привезен из _______».

Влияние античного наследия

Несмотря на то, что многие римские города были полностью разрушены, античная цивилизация не исчезла бесследно. Даже в такие сложные времена находились люди, которые продолжали хранить мудрость и красоту античной культуры. Доказательством это служит история жизни ученого и писателя VI века – Боэция. Он жил в Италии, покоренной варварами, и служил при дворе короля Теодориха. Славился Боэций обширными познаниями в литературе и философии античности, а также суровым и неустрашимым духом, присущим римлянам. Не зря его прозвали «последним римлянином». Он внес вклад во многие науки. Боэций автор первых средневековых трактатов по арифметике, астрономии, геометрии и музыке. Являясь христианином, он переводил и комментировал труды великих философов языческой древности, таких как Платон и Аристотель. Судьба же его сложилась трагично, он был приговорен к казни по ложному доносу.

Постепенно германцы воспринимали культуру античности, остатки которой были еще живы. 

Боэций с монохордом. Фрагмент книжной миниатюры в кембриджской рукописи (ок. 1150 г.)

Чему и как учили в средневеко­вой школе

С течением времени в Европе росли города и развивалась торговля, эти изменения увеличивали потребность в грамотных людях. Необходимо было подчитывать доходы, заключать письменные договоры. А для дальних путешествий нужны были знания по астрономии и математике. Школы в основном существовали при церквях и монастырях. Но с ростом потребности в образовании в XII века начинают появляться светские школы в городах. Они открывались городскими власами, цехами или просто богатыми горожанами. Основными предметами были грамматика, геометрия, арифметика, астрономия и музыка. В школах могли учиться не только мальчики, но и девочки. Условия были суровыми, учителя могли применять телесные наказания, бить розгами, чтобы добиться максимального усердия от учеников.

Рождение средневековой лите­ратуры

В начале эпохи Средних веков жители Европы чаще всего читали Библию и жития святых - произведения, в которых рассказывалось о подвигах людей, совершенных ради веры.

В VI – VIII веках В Западной Европе распространяются хроники – рукописи, в которых рассказывается о жизни народов, современных автору. Все события в них расставлены по годам, в которые они происходили. Повествование обычно начиналось от Сотворения мира.

В XI веке возникла рыцарская поэзия. Поэтов-певцов называли трубадурами. Среди них были и феодалы, и горожане, но чаще рыцари. Поэзия создавала образ идеального рыцаря. В стихах чаще всего воспевалась верность сеньору, щедрость и благородство. Любовь для рыцаря должна была быть великим благом, поэтому поэты воспевали поклонение Прекрасной даме.

Кроме поэзии появились рыцарские романы и повести. Сначала в них использовались античные сюжеты, а затем начали создавать свои. Наиболее известны для нас сюжеты, посвященные приключениям Короля Артура и рыцарей Круглого стола, а также история любви Тристана и Изольды.

 

Тристан и Изольда, иллюстрация

Литература развивалась и в городах. Горожане очень любили короткие рассказы и басни на бытовые темы. Их героями были ловкие и хитрые люди, а высмеивались жадные рыцари и монахи.

Самым великим поэтом Средневековья заслуженно называют Данте Алигьери (1265 – 1321). Он родился во Флоренции и активно участвовал в политической жизни своего города, за что был приговорен к изгнанию. Около 20 лет он скитался по городам Италии. Именно в изгнании он написал известнейшее свое произведение «Божественная комедия». Данте писал на итальянском, а не на латыни, чтобы его произведения были доступны более широкому кругу людей.

 

Сандро Боттичелли. Портрет Данте

Архитектура

На архитектуру большое влияние оказала религия. По всей Европе было создано большое количество великолепных христианских храмов. Храм объединял в себе все жанры средневекового искусства. Христианский храм часто был богато украшен скульптурой, рельефами, живописью. Картины и скульптуры должны были служить «Библией для неграмотных»: образно рассказывать людям сюжеты из Библии, жизнь святых. Гордостью любого средневекового города был собор – главная церковь города.

C X века в Европе стал распространятся архитектурный стиль, получивший название романского. В этом стиле строились храмы до XII века. Его отличали толстые массивные стены. Суровые и мощные здания напоминали крепости. Окна делались небольшими и узкими, даже солнечным днем внутри было сумрачно и прохладно. Внутреннее убранство дополнялось каменными скульптурами, чьи лица сурово смотрели на прихожан. Стены романских храмов украшали фрески. В отличие от архитекторов античности, которые воспевали красоту человеческого тела, средневековые мастера стремились больше раскрыть внутренний мир человека, они показывали, что крепость духа превыше крепости тела. 

                                  

Пизанский собор                                                                                Нотр-Дам-ля-Гранд (Пуатье, Франция)

Живопись

Живопись развивалась вместе с архитектурой. Стены храмов расписывались фресками, украшали храм витражи. Новым в живописи стало появление книжных миниатюр. Небольших картин, которые украшали средневековые книги. На миниатюрах изображались религиозные сюжеты, а сцены жизни обычных людей или исторические события. Миниатюры также отразили новое отношение людей к природе, теперь возникало желание не только использовать ее дары, но и любоваться ее красотой.

Миниатюра Больших французских хроник. Конец XIV в.

Схоластика и теология

В XI веке появилась так называемая схоластика или школьная философия – учение, которое было призвано помочь доказать правильность христианской веры. Одним из известнейших ученых схоластов был Фома Аквинский (1225 – 1274), профессор таких прославленных университетов как Парижский, Болонский, университетов в Пизе и Риме. Главным трудом, им созданным, стала «Сумма богословия» (сумма – это вершина знания, обобщение, создание системы). Фома Аквинский спорил с теми, кто считал, что вера в Бога не нуждается в доказательстве, ее достаточно подтвердить чувственными переживаниями. Он же считал, что надо использовать рассуждения и доказательства, чтобы доказать свою точку зрения и поддержать католическую церковь.

В том же веке в Оксфорде профессором богословия был Роджер Бэкон (1214-1294). Он считал, что в основе знания должна быть не вера, а разум и опыт. Кроме богословия он посвящал много времени изучению физики и химии. Церковь его идеи осудила, он даже получил  12 лет за критику духовенства.

Беноццо Гоццоли. Триумф св. Фомы Аквинского (1471 год)

Школы и университеты

Поскольку в школах изучали лишь основы наук, необходимые для жизни, были необходимы места, где можно было получить более глубокое образование. Глубокие знание теперь можно было получить в университете. Университеты возникали в тех местах, где раньше были школы, учителя которых особенно прославились своей ученостью. Первые университеты открылись в городах Болонья и Салерно в Италии. Позднее они появились в Париже, Праге и других городах. В университеты съезжались со всех концов Европы. Но на чужбине приезжие были беззащитны, для борьбы за свои права учащиеся и преподаватели создавали союзы – университеты. Многие такие союзы добивались независимости от городов. Со временем университеты получили большие привилегии, например, свой суд. Городам приходилось соглашаться на такие условия, поскольку университеты приносили большую славу своим городам и привлекали в них много людей.

Герб Парижского университета

Обычно в университете было четыре факультета: богословский, юридический, медицинский и философский. Во главе их всех стоял ректор, его выбирали преподаватели и студенты. Он следил за порядком и исполнением всех законов. Философский факультет считался «низшим», на нем учили основам наук. Тот студент, который успешно сдавал проходил все экзамены получал звание бакалавра, а затем мог поступить на один из «высших» факультетов, закончив его получить звание магистра. Получала степень магистра лишь небольшая доля от всех поступивших в университет.

Обучение велось на латинском языке. Основным видом занятий были лекции. Студенты изучали книги, что означало заучивание цитат автора наизусть. Такой метод получил название схоластики, главную роль в нем играл авторитет знаменитых ученых. Чтобы научиться логически мыслить студентом предлагалось участвовать в диспутах, спорах, где один студент доказывал одну точку зрения, а другой противоположную. Многие студенты не учились в одном университете постоянно, они разъезжали по разным, чтобы услышать лекции прославленных преподавателей. Таких странствующих студентов называли вагантами.

Болонские студенты немецкой «нации» (землячества). Миниатюра XV века

Литература и книгопечатание

Чем больше людей получали образование в школах и университетах, тем больше им требовалось книг. В городах появлялись мастерские, где не монахи, а простые ремесленники переписывали книги и продавали их студентам. До XIV века для создания книг использовали пергамент – выделанную телячью кожу, затем стали использовать бумагу, секрет изготовления которой был привезен из Китая. Процесс изготовления книги пытались ускорить. В XV веке немецкий ремесленник Иоганн Гутенберг придумал такой способ создания книги: отливать из металла отдельные буквы – литеры, из которых составлять слова, и закреплять их на печатной линейке, а из линеек составлять страницы. Буквы обмакивались в краске и делался оттиск на бумаге. Таким образом зародилось книгопечатание.  Изготовление книг стало быстрее и дешевле, а книги доступнее людям. При университетах и в богатых домах стали появляться целые библиотеки. В основном печатались книги научного и богословского содержания.

Библия Гутенберга. Экземпляр из музея в Майнце

Примером, книги, которая переиздавалась несколько десятков раз, был трактат «Молот ведьм». В XV веке в Европе распространилась «охота на ведьм». Считалось, что именно они насылают на людей невзгоды. В трактате содержались все известные на тот момент сведения о ведьмах. Трактат предписывал использовать пытки для того, чтобы добиться признания, но даже после признания женщину должны были казнить.

 

Печатный станок Гутенберга (реконструкция)

Искусство стиля готики

С XIII века мощные приземистые здания романского стиля сменились на высокие и светлые готические соборы. Их украшали ажурные башни, шпили, казавшиеся невесомыми каменные кружева. Свет в храмы проникал через многочисленные витражи, сделанные из разноцветного стекла. Витраж – это своеобразный новый вид живописи, изображения здесь создавались из кусочков цветного стекла, которые соединялись свинцовыми полосками. Свет, проходящий через витражи наполнял храм мягким теплым светом. Для человека, вошедшего в собор с грязно улицы, все окружающее казалось прекрасной сказкой. Молящие в соборе настраивались на особый возвышенный лад. Скульптура также изменилась, она стала жизненной и реалистичной.

                          

Фасад Реймсского собора                                            Святая капелла Людовика IX (Париж)