Ход урока

1.   Понятие и хронологические рамки Средних веков. Периодизация эпохи.

Термин «Средние века» впервые применили в XIV в. итальянские гуманисты для обозначения периода европейской истории, отделявшего их время от времени Римской империи.

На этой основе в XVII в. возникло деление истории на Древнюю, Средневековую и Новую. Поскольку на латинском языке, которым пользовались гуманисты, «средние века» звучат как «medium aevum», постольку научная дисциплина, занимающаяся изучением Средних веков, называется медиевистикой.

Началом истории Средних веков считается формальное упразднение в 476 г. Западной Римской империи, завершением – Английская буржуазная революция в середине XVII в. Хотя на это вопрос в истории существуют различные точки зрения.

Средние века делятся на три периода. В Раннее Средневековье (X-XI вв.) сложились основы феодализма. В Классическое, или Развитое, Средневековье (XI-XV вв.), начавшееся с возникновения городов и завершившееся открытием Америки и морского пути в Индию, феодализм достиг расцвета. Классическое Средневековье в свою очередь делится на два этапа, которые разделяет «Чёрная смерть» 1347-1453 гг. В Позднее Средневековье (XVI-первая половина XVII в.) происходила деформация феодализма под воздействием зарождавшихся раннекапиталистических отношений. Эти века также называются Ранним Новым временем.

Историческими источниками называются первичные носители информации о времени и объекте изучения. Исторические источники подразделяются на два основных типа: вещественные и письменные.

К вещественным источникам относятся ландшафты, флора и фауна изучаемой эпохи и артефакты – предметы, изготовленные людьми.

К письменным источникам относятся тексты, созданные современниками изучаемой эпохи, а также их копии или пересказы.

Разработкой теории и практических методик изучения текстов занимается источниковедение – специальная научная дисциплина, которую формируют следующие компоненты. Во-первых, эвристика – выявление источников. Во-вторых, прочтение текста – установление основного или первоначального текста и дополнений к нему. В-третьих, идентификация источника – установление автора, времени, подлинности, обстоятельств и целей его создания. В-четвёртых, герменевтика – анализ, включающий в себя установление полноты, достоверности и точности сведений, определение политической и социальной направленности источника. В-пятых, источниковедческий синтез – выявление гносеологических связей источников, их сопоставление.

Выделяют три главных класса письменных источников: нарративные, или повествовательные (лат. narratus – рассказ), законодательные, или юридические, и документальные. Для первых характерна субъективность в плане отбора, точности изложения и трактовки материала. Вторые более объективны, но их информационное поле ограничено правовыми вопросами. Третьи наиболее достоверно отражают прошлое, но содержат сведения преимущественно социально-экономического плана.

2Человек и природа

Человек во время Средневековья был намного ближе к природе, чем мы сей­час. Однако ошибочно было бы считать, что отношения человека и природы были гармоничными. Природа часто вынуждала человека чувствовать свою слабость. Запасы в амбаре крестьянина или феодала, от которых зависела их жизнь, факти­чески определялись волей природы. Дожди с градом, засухи или наводнения, ураганы или заморозки были предвестниками болезней, страданий, гибели. Поэтому зависимость средневекового человека от природно-климатических условий была чрезвычайно большой.

В средние века климат в Европе был нестабильным: то холодало, то теплело. Считается, что в XI в. климат континента напоминал современный. Правда, иногда температура поднималась и выше. В XIII—XIV вв. произошло резкое похолода­ние. Поэтому на севере Европы часто случались неурожаи. Наблюдая за резкими перепадами климата, средневековые летописцы постоянно выражали опасение о наступлении конца света.

В раннем Средневековье благополучие человека во многом определялось воз­можностью пользоваться лесными богатствами. Как сказал французский историк М. Блок, лес сопровождал крестьянина «от колыбели до гроба». Лес был основным строительным материалом, давал свет и тепло, из дерева изготовляли орудия тру­да, предметы ремесла и быта. Однако лес и всё, что в нём, принадлежало сеньору. Крестьяне могли собирать разве что хворост, а ещё плоды и ягоды. Кроме того, в лесу поселялись монахи-отшельники, чтобы маниться и бороться с искушениями. Леса были местами приключений странствующих рыцарей. Иногда в лесах скры­вались разбойники, нападая на путников и грабя их. Следовательно, кому-то лес был убежищем, а кого-то там подстерегала смертельная опасность.

В эпоху Средневековья влияние человека на природу носило стихийный характер, но его последствия были существенными и непредсказуемыми.

3.  Человек раннего средневековья

Европу при средних веков населяли романизированные народы бывшей Римской империи, греки, кельты, германцы, славяне, фракийцы, балты, Угро-финны. Численность населения можно установить лишь приблизительно. Ученые считают, что после распада Римской империи количество населения в Европе значительно сократилась.

Что же вызвало такой спад? Одной из причин историки считают эпидемии чумы. Эта страшная болезнь средневековья впервые буквально опустошила Европу в VI в. Эпидемия продолжалась полвека и кое уменьшила население наполовину. Люди воспринимали "черную смерть" как катастрофу, приближение Страшного суда. Спасения от чумы не было, разве что бежать с места эпидемии быстро, как можно дальше, а возвращаться как можно позже.

Сколько же жило людей в Европе в средние века? Этот вопрос является достаточно сложным, ибо никто  тогда не проводил переписи населения в современном понимании. Однако правители и отдельные феодалы еще в те времена пытались знать сколько у них подданных и что у них есть во владениях, чтобы выяснить сколько они соберут налогов и с чего иметь доход. С этой целью проводился описание владений со всеми жителями. Основательным такая перепись была осуществлена норманскими завоевателями в Англии в 1086 Все списки сведений в народе называли "Книги страшного суда". Для современных ученым эти и другие документы стали важным источником для выяснения количества жителей тогдашней Европы. В результате исследований выяснили, что за период средневековья численность населения Европы росла. Наиболее активно это происходило в XI-XIII вв. Также ученые выяснили, что в V - VI вв. мало место довольно значительное сокращение населения в результате эпидемий различных болезней, в нарушении отлаженного жизни времен Римской империи. В  XIV - XV вв. вновь происходит сокращение населения в результате невиданной пандемии чумы.

Крупнейшими бедствиями средних веков так же были голод, болезни, эпидемии и войны. Постоянная угроза голода - характерная черта средневекового общества. Недостаточный уровень развития техники приводил к низких урожаев. Положение зависимых крестьян - большинства производителей сельскохозяйственной продукции - не побуждало к увеличению урожаев. Средневековая Европа постоянно находилась на грани голода. Достаточно было засухи, длительных дождей или нашествие саранчи, и уровень населения резко падал во многих регионах.

Те, кто не погибал от голода, страдали от болезней. Скверное питание, некачественные продукты, отсутствие представлений о гигиене, нехватка элементарной медицинской помощи делали средневековую человека крайне уязвимой к различных заболеваний. Наивысшей была смертность от туберкулеза, малярии, проказы, холеры, дизентерии, тифа.

Беспомощны и отчаявшиеся люди видели в них божью кару и обращались за помощью к святым. А их в средневековой Европе было более 20. Считалось, что паломничество и прикосновение к их мощей излечивает болезни.

Когда заболевание переходили в эпидемии, они опустошали немалые территории. Ужасным была чума. Панический страх, что она вызвала у средневекового человека, отразился в тогдашней распространенной молитве к Богу: "От чумы, голода и войны спаси нас, Господи!"

Не менее катастрофические последствия имели войны. Течение средних веков Европа непрерывно страдала от грабительских набегов, захватнических и междоусобных войн, иностранных нашествий. Войны уменьшали или полностью уничтожали скудные запасы продовольствия, доводили до нищенства людей, ослабляя их способность противостоять болезням и эпидемиям.

Все беды средневекового человека приводили к тому, что средняя продолжительность жизни составляла 22 - 32 года. Чрезвычайно высокой была детская смертность. К возрасту 70 лет доживали единицы. Редкими исключениями считались случаи, когда люди при жизни знали своих дедушек и бабушек, или, тем больше, долгое время жили с ними вместе.

Вопросы и задания:

1.  На ленте времени обозначьте периоды в истории человечества:

Первобытность, Античность, Средние века, Новое время

2. Соотнесите название периоды средневековой истории и их хронологические рамки:

а)      Раннее Средневековье 

б)      Расцвет средневековья

в)      Позднее средневековье

v  V-XI вв.

v  XVI-первая половина XVII в.

v  XI-XV вв.

3. В перечне источников выберете тот, который не может быть использован при изучении средневековья

а)      Гравюра

б)      Хроника

в)      Закон

г)      Фотография

4. Соотнесите название вспомогательной исторической дисциплины и областью знаний, которой она занимается:

источниковедение - анализ источника, включающий в себя установление полноты, достоверности и точности сведений, определение политической и социальной направленности источника.

эвристика – выявление источников.

герменевтика – разработкой теории и практических методик изучения текстов

занимается

Геральдика - Изучение гербов как исторических источников.