Цель урока:  Познакомить учащихся с характерными особенностями и многообразием голосеменных растений, показать значение голосеменных в природе и жизни человека.

Результаты обучения:

Предметные:  

Знакомство учащихся с особенностями строения голосеменных растений, их многообразием; познать  роль голосеменных в природе и хозяйственной деятельности человека. Учащиеся имеют представление о характерных признаках и многообразии голосеменных растений.

Метапредметные личностные результаты:

1. Личностные: 

познавательный интерес  к предмету, культура общения;

умение высказывать  свою точку зрения,  оценивать свои действия;

формирование научного мировоззрения на основе значения голосеменных в природе и в жизни человека.

2. Познавательные УУД:

умение  формулировать  тему и  проблему урока;

выделять главное, ясно выражать свои мысли, сравнивать объекты, делать выводы, формулировать гипотезы, решать биологические задачи;

умение добывать новые знания,  делать выводы в результате совместной работы  класса и учителя; поиск и выделение нужной информации;  анализ объектов с целью выделения признаков;       

достраивание, восполнение недостающих компонентов; 

3. Коммуникативные УУД:

развивать умение слушать и понимать  речь других, высказывать свое мнение и аргументировать свой ответ; 

оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

4. Регулятивные УУД:

умение  определять цель деятельности на уроке  (собственная целевая установка);

умение подводить промежуточные и конечные итоги  своей  деятельности на уроке;

умение оценивать свои  учебные действия.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, микропрепараты водорослей.

Тип урока: урок изучение нового материала

Форма урока: комбинированный урок

Ход урока:

Вступительное слово

Деятельность учителя

Настрой на учебную деятельность:
стихотворение появляется на экране
"Дышится легко в хвойном лесу,
Это вам не осина с ольхою.
Увидел на елке смоляную слезу,
Она мне тайны лесные раскроет."

Анатолий Головкин

Какие красивы и удивительные строки. Ребята, прочитайте ещё раз это стихотворение и поставьте к нему вопросы.

Я сформулировала вопросы следующие:

  1. Почему в хвойном лесу дышится лучше, в сравнении с лиственным?
  2. Что такое смоляная слеза?
  3. Какие тайны может раскрыть смоляная слеза?

Интересно, наши мнения совпали? Я думаю, что сегодня мы найдём ответы, ведь изучать мы будем голосеменные растения.

Деятельность учащихся

Вступают в  невербальный контакт с учителем

Изучение нового материала

Деятельность учителя

Внимательно послушайте мой рассказ и ваша задача – записать главные, ключевые слова, которые связаны с новой темой.

Давайте начнём.

Голосеменные растения не случайно получили свое название. Конечно же, у них тоже есть корни, стебли, листья. Но впервые у них появились СЕМЕНА. А мы знаем, что, водоросли, моховидные и папоротникообразные размножаются при помощи спор.

У голосеменных размножение не связано с водой и семена формируются в шишках, при созревании лежат они открыто на шишечных чешуях или голо. Чешуйки шишек могут быть одревесневшими, как у ели или сосны, а могут быть сочными и мягкими, например у тиса или можжевельника.

Самый многочисленный класс голосеменных это хвойные растения.

На экране таблица, около каждой надписи фото дерева

Хвойные растения

Туи

Кедры

Сосны

Лиственницы

Ели

Можжевельники

Кипарисы

Секвойи

Пихты

 

Особенность это листья иголочки - хвоинки. Они растут поодиночке или собраны в группы и держатся на стволе больше 12 месяцев, постепенно заменяют друг друга.  Такие растения называют вечнозелёными. Вспомните любимую новогоднюю песню «В лесу родилась ёлочка» (автор стихов — Раиса Адамовна Кудашёва, музыки - Леонид Карлович Бекман). Только у лиственницы они опадают одновременно.  

А ещё хвойные содержат особый клейкий сок – смолу, когда она выходит на поверхность, то похожа на слезу, а ещё при окаменелости смола превращается в янтарь. И вещества, способные очищать, обеззараживать воздух от вредных, болезнетворных бактерий. Эти вещества называются ФИТОНЦИДЫ. Например, фитонциды пихты убивают коклюшную палочку, возбудителя дизентерии и брюшного тифа, а сосновые фитонциды губители для возбудителей туберкулёза.

Не случайно многие санатории и лечебницы располагаются в хвойных лесах.

Деятельность учащихся

Внимательно слушают, вдумчиво кратко конспектируют

Первичное закрепление нового материала

Деятельность учителя

Проверка записей:

Голосеменные

Хвойные

Семена

Шишки

Хвоя

Смола

Фитонциды

Данные слова учитель записывает на маркерной доске

Деятельность учащихся

Сравнение по эталону

 Расширение нового материала

Деятельность учителя

Давайте все эти признаки посмотри на примере сосны.

В Росси наиболее распространена сосна обыкновенная живой объект

Это светолюбивое растение, корневая система у неё мощная и глубокая и может расти на песчаных и каменистых почвах. Ствол высокий до 40 метров, да продолжительность жизни может достигать до 400 лет. Из-за высокой требовательности к свету ветви с листьями хвоинкам располагаются у сосен всегда наверху. Хвоя парная, длиной 4-5 см. хвоя сосны – живой объект.

В центральной полосе России в мае месяце на соснах формируются шишки. Есть шишки – мальчики и шишки девочки. И так у большинства хвойных показ живых объектов.

Мужские шишки полный пыльцой, в которой содержатся мужские половые клетки.

Интересно, что от опыления до образования семян проходит 1, 5 года.

На древесных шишках семена крылатки располагаются незащищено.

Семена – пища многих лесных жителей – белок, клестов, бурундуков. Хвоя – пища глухарей, в кора – зимний корм оленей.

Леса состоящие из сосен называются сосновым бором. Сколько же существует красивых картин, в которых отражено величие русского леса. Вам знакомы они?

Деятельность учащихся

Ведут краткую запись в тетради.

Приводят примеры картин с изображение хвойного леса.

Расширение нового материала, через организацию самостоятельной работы

Деятельность учителя

А теперь вы поработаете с текстом учебника и узнаете, какие ещё есть голосеменные растения и в чём их особенность.

Деятельность учащихся

Самостоятельная работа с текстом учебника.

Деятельность учителя

Значение голосеменных:

рассказ учителя и демонстрация картинок.

  1. Леса голосеменных растений – очищают воздух, обогащают его кислородом. Это дом, защита и пища многих лесных обитателей.
  2. Именно древесина хвойных - ценный строительный материал. Из древесины получают бумагу, топливо, а из смолы - канифоль, лак,  и скипидар и даже фотоплёнку.
  3. Кстати, наша страна занимает первое место в мире по запасам древесины.

Деятельность учащихся

Работают с текстом учебника, со своими конспектами, заполняют таблицу.

Закрепление материала

Деятельность учителя

Тест на CD диске.

Деятельность учащихся

Выполнение теста.

Подведение итогов, рефлексия, домашнее задание

Деятельность учителя

Наш урок мы начали с вопросов:

  1. Почему в хвойном лесу дышится лучше, в сравнении с лиственным?
  2. Что такое смоляная слеза?
  3. Какие тайны может раскрыть хвойный лес?

Надеюсь, по ходу урока мы с вами нашли все ответы.

И как знатоки вы сможете порекомендовать, скажем, леснику где ему лучше построить дом: в еловом лесу или в сосновом бору? Почему?

А особо любознательные найдут ответ - как из древесины сосны или, скажем, лиственницы делают бумагу?

Воздух, которым ты дышишь, этот твой мир вокруг, хрупок он, беззащитен, нам ли не сберечь его, мой друг?!

Деятельность учащихся

Запись домашнего задания.

Оценка собственной деятельности на уроке