Цели урока: дать представление об особенностях строения  и жизнедеятельности бактерий, их роли в природе и жизни человека.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов;

— основные признаки представителей царства Бактерии.

Учащиеся должны уметь:

— определять принадлежность биологических объектов к царству Бактерии;

— устанавливать черты сходства и различия у представителей царства Бактерии;

— различать изученные объекты в природе, на таблицах;

— устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания;

— объяснять роль представителей царства Бактерии в жизни человека.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;

— самостоятельно готовить устное сообщение на 2-3 минуты.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска.

Ход урока

I. Организационный момент, изучение нового материала:  особенности строения бактериальной клетки.

Деятельность учителя

Знакомство с живыми организмами начнем с микроскопических существ. Большую и очень разнообразную группу живых организмов составляют бактерии. Слово «бактерион» в переводе с греческого языка означает «палочка». Первым человеком, увидевшим бактерий, был голландский ученый Антонии Ван Левенгук. С помощью сконструированного им микроскопа, который давал увеличение более чем в 300 раз, он впервые смог увидеть эти живые организмы.

Деятельность учащихся

Вступают в  невербальный контакт с учителем

Деятельность учителя

Несмотря на то, что микроскоп Левенгука был очень современным для его времени прибором, с его помощью можно было увидеть только СМИ клетки бактерий, но нельзя было изучить их строение. Это стало возможным только с изобретение электронного микроскопа. С помощью электронного микроскопа ученые смогли подробно изучить строение и  процессы жизнедеятельности бактериальных клеток. Выяснилось, что клетки бактерий устроены очень просто. Ученые становили, что у них нет очень многих органоидов, более того, к летках бактерий отсутствует даже ядро. Их наследственный материал в виде нуклеиновой кислоты (ДНК), находится в цитоплазме. Бактерии имеют плотную оболочку, а некоторые еще и слизистую капсулу, что делает их очень устойчивыми к воздействию фактов внешней среды. У многих бактерий имеются реснички, которыми они прикрепляются к растениям, животным и другим предметам. Многие бактерии обладают жгутиком, с помощью которого они передвигаются.

Деятельность учащихся

Отвечают, высказывают свои предположения, предъявляют доказательства к своим предположениям

II. Формы бактериальных клеток.

Деятельность учителя

Первые бактериальные клетки, открытые Левенгуком имели форму палочек, однако позже выяснилось, что бактериальные клетки могут быть и иной формы. Так ученые обнаружили, что бактериальные клетки могут иметь форму шариков, спиралей, или извилистую форму, напоминающую запятую. Более того, клетки бактерий  могут существовать поодиночке, а также образовывать группы. Причем эти группы могут быть абсолютно разной формы, например виноградной грозди, плотных пачек, длинных цепочек или быть собраны попарно.

Деятельность учащихся

Отвечают, высказывают свои предположения.

III. Особенности процессов жизнедеятельности бактерий.

Деятельность учителя

Бактерии – очень древние живые организмы. Предполагают, что они появились на Земле около 3,5 млрд. лет назад. И долгое время оставались единственными обитателями нашей планеты. Именно благодаря особой группе бактерий, атмосфера нашей планеты наполнилась кислородом.

Деятельность учащихся

Отвечают, повторяют материал предыдущих уроков.

Деятельность учителя

Среды обитания бактерий могут быть самыми разнообразными. Их можно обнаружить в почве, в воде, в воздухе и даже в телах живых организмов. Бактерии могут обитать там, где не встречаются никакие другие живые существа. Их обнаружили в ледниках Антарктиды и в горячих источниках, глубоко под водой и почти в космическом пространстве. Бактерии ведут очень активный образ жизни. За сутки клетка бактерии потребляет количество пищи, в 30 раз превышающее ее собственную массу. А пищей бактериям могут служить самые разные вещества: органические соединения, неорганические вещества, а некоторые бактерии могут питаться так же, как и зеленые растения. Бактерии могут жить как в среде содержащей кислород, так и в бескислородной среде. Размножение бактерий происходит путем деления. В благоприятных условиях клетка бактерий может делиться каждые 20 минут. При делении, из одной материнской клетки образуются две дочерних.

Деятельность учащихся

Перечисляют названия сред обитания бактерий

Деятельность учителя

В неблагоприятных условиях бактерии образуют споры. При наступлении неблагоприятных условий, таких, как жара, засуха, или сильные морозы, клетка бактерий покрывается дополнительной толстой оболочкой и в таком состоянии может находиться до тех пор, пока опасность минует. После этого бактерия вновь переходит к активной жизнедеятельности.

Деятельность учащихся

Сравнить полученное описание с текстом учебника, дополнить описание, используя материал учебника.

Роль бактерий в природе и жизни человека.

Деятельность учителя

Бактерии не только заселили разнообразные среды обитания, но и сами активно их изменяют. Благодаря деятельности бактерий образовались такие полезные ископаемые, как железная руда, сера, природный газ. Эти полезные ископаемые человек активно использует в своей промышленной деятельности. Благодаря деятельности бактерий происходит образование почвы. Именно они превращают перегной в неорганические вещества и тем самым участвуют в круговороте веществ.

Деятельность учащихся

Слушают, отвечают на вопросы

Деятельность учителя

Человек давно научился использовать бактерии для своих нужд. Без них невозможно получить такие продукты как квашеная капуста, творог, йогурт или кефир.

Деятельность учащихся

Делают записи в тетради

Деятельность учителя

Бактерии могут наносить и вред здоровью человека. Они являются возбудителями таких заболеваний как тиф, чума, холера, туберкулез. Предотвратить возникновение данных заболеваний помогает соблюдение правил гигиены. Необходимо тщательно мыть руки после возвращения с улицы и перед едой. А также проветривать помещения и соблюдать в них чистоту.

Деятельность учащихся

Делают записи в тетради

IV. Подведение итогов

Деятельность учителя

Итак, бактерии это особая группа одноклеточных микроскопических организмов, обитающих в разных средах. Бактерии образуют особое царство. Бактерии играют важную роль в природе и жизни человека.

Деятельность учащихся

Слушают, запоминают.

Домашнее задание

Деятельность учителя

А в качестве домашнего задания я предлагаю вам подумать над тем, почему именно бактерии стали первыми живыми организмами на Земле.

Деятельность учащихся

Записывают задание

Ссылки на ресурсы:

http://www.medindia.net/news/featured-news/multidrug-resistant-tuberculosis-bacterium.jpg туберкулезная палочка

http://www.infekcii.net/wp-content/uploads/Vibrio-cholerae.jpg холерный вибрион

http://cs322820.vk.me/v322820670/5911/DVG0901Xjew.jpg продукты

http://www.geo-logic.org/images/Minerology/iron,%20ore-www.brazilbrands.com.jpg руда

Спора http://detectivebooks.ru/img/d/?src=37528487&i=45&ext=jpg

http://static3.depositphotos.com/1009487/262/i/950/depositphotos_2627390-Cell-division.jpg деление

http://fs1.ucheba-legko.ru/images/0de1881aff1026169f1e70b40b1bcf08.png формы клеток

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0000033a-1000-4ddd-c3ce-0a0046bb2fd1/0027.jpg строение бактерии

http://i.ytimg.com/vi/Dilxxh6jXfI/maxresdefault.jpg строение клетки

Портрет http://lichnosti.net/photos/2627/12905246892.jpg

Микроскоп https://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=4535075b0fcb6b220547eac8cd8ce1ce&n=33&h=215&w=146

Бактерии левенгука http://www.studfiles.ru/html/2706/146/html_3J7XqdwJ9j.c9SE/htmlconvd-63Qq62_html_4da4b486.png

Бактерии совр.изобр. http://sanatate.bzi.ro/public/upload/photos/153/HelicoSlides_Helicobacter.png

Литература: 

1.  Биология. Введение в биологию. 5 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений / А.А.Плешаков, Н.И.Сонин. – 2-е изд., стереотип. – Дрофа, 2013. – 158 с.: ил.