Дидактические цели.

1.      Предметные:

Формирование представлений о гражданских войнах, их причинах и последствиях;

Развитие умений выделять причинно-следственные связи; сравнивать и анализировать исторические факты.

2.      Метапредметные.

2.1. Познавательные:

Формирование способности решать проблемные, творческие задачи, анализировать, обобщать и сравнивать информацию.

2.2. Регулятивные:

Формирование умения организовывать работ с различными видами и источниками информации.

2.3. Коммуникативные:

Формирование готовности формулировать собственное мнение.

Личностные:

Формирование интереса к важнейшим событиям истории.

Основные виды УУД:

Овладение знаниями понятийного исторического аппарата, умение анализировать и делать выводы, осмысление уроков истории.

Основные дидактические единицы:

Гражданские войны, причинно-следственные связи, единицы времени.


1. Гражданской войной называют вооруженное противостояние граждан одной страны с целью захвата власти. В римской республике гражданские войны длились более 100 лет: со 133 по 31 год до нашей эры. Что же такого случилось, что жители Рима стали убивать друг друга?


2. Причины гражданских войн

2.1 Как ни странно, причина начала гражданских войн кроется в успешных походов римской армии. При завоевании Средиземноморья было захвачено много рабов. Сами римляне разбогатели. Раньше римские нравы предписывали гражданам: «Сосредоточивай мысли сначала на пользе отечества, потом - на пользе родным, потом - на своей пользе!». Теперь же, став наместниками или сборщиками налогов в провинции, многие сенаторы и всадники выбивали из местных жителей последние монеты, с удовольствием обращая должников в своих рабов. Заседая в сенате, богачи распределяли между собой обширные общественные поля Римской республики, строили на них собственные дома-виллы, разбивали виноградники, которые обрабатывали рабы.

2.2 А что же бедняки? Они разорялись, ведь продукты, выращенные в провинциях стоили гораздо дешевле. Многие люди были вынуждены вступать в легионы, чтобы разбогатеть в завоевательных походах. Но по возвращении часто воины находили своих родных в печальном положении: ведь в походы длились не один год. За это время многие семьи, оставшиеся без отцов, разорялись, были вынуждены продать землю и поселиться в небольших квартирках.

2.3 Видя всё это, римские сенаторы разделились на две группы, партии: оптиматы - «лучшие» хотели сохранить богатство и власть за членами сената, популяры-«народники » считали необходимым упрочить положение рядовых граждан.

3. Тиберий и Гай Гракхи

3.1 В начале 133 года до н.э. популяр - «народник» Тиберий Гракх, избранный народным трибуном, предложил отобрать у богачей те земли, что превышают установленную норму, и раздать их безземельным гражданам. Сенат, разумеется, не поддержал такую идею. Но Тиберий добился выноса закона на народное собрание. Туда пришли тысячи обнищавших римлян и приняли этот закон, невзирая на мнение богатых землевладельцев из сената. Весной многие граждане ушли из Рима пахать полученную землю.

3.2 Тиберий Гракх предложил народному собранию вопреки закону избрать его народным трибуном на следующий год. Выборы происходили в разгар лета. Сторон­ников Тиберия в Собрании было меньше, чем обычно: многие земледельцы не смогли уйти с полей. Зато противники оказались наготове. Задумав злое, они устроили свалку и подняли шум. С трудом протиснулся к Тиберию один из друзей и сообщил, что рядом в храме собрался сенат: «Там замышляют над тобой расправу!» Ти­берий коснулся головы рукой, давая окружающим понять, что жизнь его в опасности. Иначе истолковали жест враги: Тиберий потребовал царскую корону. С этим лживым обвинением они помчались в сенат. Тогда из здания сената, зажав в руках ножки от сломанных стульев, выбежали оптиматы - «лучшие». При виде сенаторских тог с пурпурной полосой простые граждане расступились. Сенаторы набросились на Тиберия Гракха и его друзей и забили их до смерти. Всего погибло около 300 человек.

3.3 В 123 году до н.э. народным трибуном был избран брат Тиберия - Гай Гракх. По его предложению бедным римским гражданам стали выделять землю в провинциях, создавая там римские колонии. Однако через полтора года на очередных выборах противники Гая Гракха в сенате не позволили ему вновь избраться народным трибуном. Вооружённые слуги оптиматов - «лучших» осадили сторонников Гая Гракха. Окруженный врагами, он приказал верному рабу пронзить его мечом.

4. Войска вступают в войну

4.1 Римские граждане продолжали разоряться и терять землю. В провинциях вспыхивали восстания, но легионы уже не могли с ними справиться. Консул Гай Марий, который от простого легионера дослужился до командующего армией, в 107 году до н.э. добился от сената новых законов. Вместо ополчения состоятельных граждан в легионы стали набирать безземельных добровольцев. От государства они получали оружие и жалованье деньгами. Профессиональные легионеры должны были в течение 15 лет постоянно тренироваться и сражаться. Потом им обещали дать земельный надел. С новыми легионами Марию удалось разгромить врагов Рима.

4.2 Спустя годы сенаторы отказались наделять землёй легионеров Мария, отслуживших положенный срок. Сторонники незнатных граждан, объединив голоса римских бедняков и ветеранов Мария, провели на народном собрании законы об изгнании из сената ненавистных богачей. Однако назначенный ранее сенатом командующий армией Корнелий Сулла повёл свои легионы на Рим. Воины поддержали его, и впервые в истории римская армия в бою с римскими же гражданами захватила Рим. В последующие пять лет Рим ещё дважды переходил из рук в руки. Однако в 82 г. до н.э. у стен Рима армия сторонников народовластия была разгромлена легионерами Суллы.

5. Продолжение следует…

Следующим этапом гражданских войн будет восстание рабов под предводительством Спартака. Об этом вы узнаете из следующей темы.


Задание Е2

обратись к словарю и с его помощью определи, с какого момента события в Риме можно называть гражданской войной? Ответ надо обосновать.


Задание А1

Древнеримский историк Аппиан о реформе Тиберия Гракха

Некогда... народ постановил, что никто не может владеть из общественной земли более чем 500 югерами и занимать пастбища более чем 100 югеров для крупного скота и 500 — для мелкого. Для наблюдения за этим, народ назначил определенное число лиц из свободнорожденных, которые должны были сообщать о нарушении изданного постановления. ...Но на деле оказалось, что они вовсе не заботились о соблюдении ни закона, ни клятвы.

Так продолжалось до тех пор, пока Тиберий Семпроний Гракх, человек знатного происхождения, очень честолюбивый, превосходный оратор, благодаря всем этим качествам очень хорошо всем известный, стал народным трибуном и произнес пышную речь. ...После своей речи Тиберий возобновил действие закона, в силу которого никто не должен был иметь более 500 югеров общественной земли... Всю остальную землю должны распределить между бедными трое выборных лиц, сменяющихся ежегодно. …К богатым, стремившимся не допустить утверждения законопроекта, к бедным — добиться его утверждения, присоединялось взаимное соперничество тех и других. К назначенному для обсуждения законопроекта дню и богатые, и бедные мобилизовали (подготовили) все свои силы.

До предстоящего голосования он [Тиберий Гракх] произнес длинную, содержащую много привлекательных сторон, речь. В ней он задал, между прочим, вопрос: разве не справедливо общественное достояние разделить между всеми? Разве гражданин не такой же человек, что и раб? Разве воин более полезен, чем человек не сражающийся? Разве общинник в общественном достоянии не будет радеть более об интересах государства? …Римляне, говорил он, завоевали много стран и владеют ими; они надеются подчинить себе и огромную часть обитаемой земли; в настоящее время пред ними встает решительный вопрос: приобретут ли они ее благодаря увеличению числа боеспособных людей, или же и то, чем они владеют, враги отнимут у них вследствие слабости и зависти... Гракх увещевал богатых поразмыслить об этом и отдать добровольно, коль в этом скоро является нужда, эту землю ради будущих надежд тем, кто воспитывает государству детей, не упустить из виду большего, споря о малом...


Вопросы к документу

1. Как Римское государство пыталось исправить несправедливость, допущенную по отношению к бедным гражданам республики? Удалось ли это сделать и почему?

2. В чем заключались предложения Тиберия Гракха? Какие доводы приводил Гракх в доказательство своей позиции?

3. В чьих интересах действовал Тиберий Гракх?


Задание А1

Древние историки о диктатуре Суллы

Не говоря уже об убийствах, прочие мероприятия Суллы тоже заставляли общество страдать. Так, он провозгласил себя диктатором и таким образом возобновил магистратуру, которой не существовало в течение ста двадцати лет. Через народное собрание было проведено постановление, которое не только избавляло Суллу от ответственности за все содеянное им прежде, но и на будущее время предоставляло ему право казнить смертью, конфисковать имущество, основывать колонии, строить и разрушать города, давать и отнимать престолы. Как надменный деспот, распродавал он конфискованные имения, восседая на своем кресле, и горше всяких грабежей были его раздачи. Он щедрой рукой дарил красивым женщинам, певцам, комедиантам и проходимцам-вольноотпущенникам земли с обширным населением, доходы с целых городов...


Чтобы сохранить видимость исконного государственного строя, Сулла допустил и назначение консулов... Сам Сулла, как обладающий царской властью, будучи диктатором, стоял выше консулов. Перед ним, как перед диктаторами, носили 24 секиры, столько же, сколько носимо было и пред прежними царями. Многочисленные телохранители окружали Суллу. Существующие законы он начал отменять и вместо них издавал другие... Должность народных трибунов он почти совершенно уничтожил, лишив ее всякого значения и законом воспретив народному трибуну занимать какую-либо другую должность.

В состав народного собрания Сулла включил, даровав им свободу, свыше 10 тысяч наиболее молодых и крепких рабов, принадлежавших ранее убитым римлянам. Всех их Сулла объявил римскими гражданами, по своему имени назвав их корнелиями, чтобы тем самым иметь возможность пользоваться голосами 10 тысяч таких членов народного собрания, которые готовы были исполнять все его приказания.


Вопросы к документу

1. Какие права присвоил себе Сулла, захватив власть?

2. Какие порядки, существовавшие в Римской республике, нарушал Сулла?

3. На кого опирался Сулла в своих действиях?


Задание G2

Древнеримский ученый Марк Порций Катон об обязанностях рабов

Рабам не должно быть плохо. Они не должны мерзнуть и голодать. У вилика (управляющего римским поместьем) они всегда в работе, так он их легче удержит от дурного и воровства. Вилик не должен слоняться без дела; он всегда трезв и никуда не ходит на обед... Он следит за тем, чтобы удалось то, что приказал хозяин... Он часто отчитывается перед хозяином. Работника, нанятого за деньги или за долю урожая, он не задержит дольше одного дня. Он не смеет ничего купить без ведома хозяина и не смеет ничего скрывать от хозяина... Он первым встанет с постели и последним ляжет в постель... Сначала посмотрит, заперта ли усадьба, лежит ли каждый на своем месте и дан ли корм животным...

Одежда рабам. Туника весом 3 1/2 фунта (фунт — римская мера веса, равная 327 г) и плащ через год. Всякий раз, когда будешь давать тунику или плащ, возьми сначала старую одежду на лоскутные одеяла…

Если стояла дождливая погода, то вот работы, которые можно делать и в ливень: мыть долин и осмаливать их, прибирать усадьбу, выносить навоз наружу, починять веревки, плести новые. Рабам надлежит в это же время заняться починкой своих одеял и плащей. По праздникам можно чистить старые канавы, прокладывать общественную дорогу, вырезать колючие кустарники, вскапывать огород, обкашивать луга, вырывать колючую траву, обталкивать полбу, наводить чистоту.


Вопросы к документу

Почему автор документа призывает римлян нагружать рабов работой даже в ненастье и в праздники?


Ссылки на дополнительные материалы

https://www.youtube.com/watch?v=MQ6EtBY5LOI

7 дней истории. Гражданские войны в Риме


http://rushist.com/index.php/historical-notes/1626-bratya-grakkhi

статья про Гракхов