Цели и задачи: 1) продолжить знакомство с жанрами фольклора; 2) дать определение загадок, рассмотреть особенности построения, соотношение загадки и отгадки; 3) раскрыть роль загадки в фольклоре и литературе; 4) познакомить с типами и циклами загадок; 5) дать понятие о художественных средствах  выразительности (метафора, сравнение, эпитет).

Ожидаемые результаты

Личностные результаты:

– умение высказывать своё отношение к прочитанному с аргументацией;

– использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.);

– развитие способностей к художественному творчеству, самостоятельной практической деятельности в конкретных видах искусства.

Метапредметные результаты:

– умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности;

– умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы.

 Предметные результаты:

– приобщение к традициям народной культуры;

– воспитание интереса к фольклорным традициям русского народа;

– понимание связи фольклорных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

– понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса.

 

Ход урока

Сегодня мы с вами будем загадывать и отгадывать загадки. А заодно и посмотрим, как они устроены. 

О загадке. Золотой хозяин – на поле, /серебряный пастух – с поля.

Отгадали? Кто не отгадал – не буду подсказывать. Давайте поучимся их отгадывать.

А следующие загадки я помогу вам отгадать.

Загадки о природных явлениях, о небе и земле:

Через речку повисло красное коромысло. – представляем - отгадываем – радуга.

Загадки о человеке

Около прорубки/ стоят белые голубки. - Что это – тема наводит на отгадку – рот и зубы.

Загадки о животных

Белые хоромы,    / красные подпоры.

Кто это может быть? Животное? Домашнее? С красными ногами?  - Животное? Белое? Барашек? Но у кого красные ноги? Да, это гусь.

Годовой круг:

Один до двенадцати родил, а двенадцать семь породило, из семерых четыре выросло – Запоминающиеся числа 0 годовой круг – отгадали? Да, это годовой круг.

Растения:

Сидит баба на грядах, вся одежда в заплатах. Кто ни взглянет, тот всплачет.

Отгадывание – понимаем. Что баба - не человек здесь. На грядах сидит? – растение. Это лук. 

1. Темы.

2. Абсурд, противоречие

Щука двинет, лес вянет, на том месте город станет. Загдака странная, в ней картинка – но странная, где щука на берегу. Роняет лес. – Это пила. 

«Золотое решето чёрных домиков полно» - разбираем нелепости, подсказки – подсолнух! Смотрим на многочисленные признаки сходства. Как загадка «прячет» слово?

      «Чёрный конь прыгает в огонь». – абсурд. На что похоже? Догадались – кочерга – но это слово слышно и в звуках, в слогах.

4.      А вот здесь: Из-под куста шипуля /за ногу щипуля. – звукоподражание. Это, конечно, ЗМЕЯ.

И мы подходим к тому, что загадка – древний жанр, спооб спрятать тайные и опасные слова. 

Сфинкс и царь Эдип. Загадки в народных сказках. Были они и в жизни, в  обрядах. Рассмотрим сцену сватовства:

- Давай мне, друженька, что светлее солнца, краше неба звёздного!

- Давай мне, друженька: сам наг, а рубашка в пазухе!

- Изволь принимать! (Даёт свечу)

- Давай мне, друженька: поле яровое [1]. Другое ржаное. Третье паренину.

Дружка справился с заданием - свадьба движется раньше.

Загадка – жанр – древний – живой –игра ума- ощущение единства и тайны мира, притча – но не от простого к сложному, а наоборот; детям и взрослым. Но что главное? Спрятанное слово. Ведущий уровень -  СЛОВО, образ. Давайте найдем главные признаки загадки, которые помогут нам загадки разгадать:

Загадка - малый жанр фольклора, как детского, так и взрослого, возникла в глубокой древности, когда она обучала тайному языку и указывала на связь всех явлений мира, сейчас служит для тренировки ума, развития догадливости, это своего рода игра.  В ней часто есть и звукопись, и ритм, и рифма.  Иногда она рисует какую-то картинку, но почти всегда «неправильную», в чем-то абсурдную. Главное в загадке – зашифрованное в ней слово, оно несёт главный смысл, открывает тайну, ставит всё на свои места. 

Вернёмся к загадке, которая была вначале. Отгадываем, используя секреты. Это солнце и месяц.

Но  все же – что помогает нам СЛОВО  спрятать - и найти

Летит птица / Носаста и крыласта, /Голосом вопит,/Как в трубу трубит./

Мужики боятся, /Ворота закрывают.

Птица – не птица  -  какая  ? куда летит ? – угадать художественные приемы

«Летит птица…»  -  замена, основанная на сходстве двух явлений. Употребление слов в переносных значениях, основанных на принципе сходства, мы называем метафорой, от греческого слова «мета-фора», «перенос». Не метафоры:  «дождь идёт», «солнце улыбнулось», «снег лёг». Более сложные метафоры - «золотые волосы», «носок сапога». Носаста и крыласта. 

Яркие, запоминающиеся определения в художественном произведении мы называем эпитетами.

А голос комара? - Как в трубу трубит - соотнося с помощью слов «как», «будто», «словно» предметы, явления или их свойства, мы используем художественное сравнение.

 …Мужики боятся / Ворота закрывают – метафора -  «ворота»

Боятся – комара – мужики - преувеличение.

Художественный приём, основанный на явном преувеличении, мы называем гиперболой.

Выпишем термины, с которыми мы познакомились:

Эпитет

Сравнение

Метафора

Гипербола

Эпитет, сравнение, метафора, гипербола являются основными средствами художественной выразительности. В загадках метафоры, сравнения, эпитеты служат двум главным целям: зашифровать предмет, явление или слово и содержат намёк, подсказку, а в литературных произведениях эти же приемы  помогают создать цельную красивую картину мира. 

Дополнительный блок

Средства художественной изобразительности  в поэзии. 

Мы говорили о фольклорной загадке. А теперь обратимся к литературному произведению – стихотворению друга и современника Пушкина, Василия Андреевича Жуковского. Я прочитаю его, но пропущу его название. Послушайте.

Василий Андреевич Жуковский

«...............» 

Не человечьими руками

Жемчужный, разноцветный мост

Из вод построен над водами,

Чудесный вид! Огромный рост!

 Раскинув паруса шумящи,

Не раз корабль под ним проплыл;

Но на хребет его блестящий

Ещё никто не восходил!

 Идёшь к нему — он прочь стремится

И в то же время недвижим

С своим потоком он родится

И вместе исчезает с ним.

Что это? Рассмотрим образ. Красивый и странный. Как и картины мира в загадке. Всё стихотворение – развёрнутая метафора – по принципу загадки, содержащая парадокс- жемчужный, разноцветный мост, движимо-недвижимый, исчезающий. Эпитеты - жемчужный, разноцветный. Вспомним загадку из урока – красное, красивое коромысло. Да, это радуга.

А.С. Пушкин «Няне» - об Арине Родионовне Яковлевой. 

Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь:
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.
То чудится тебе...

Стихотворение оборвалось на полуслове,  и мы додумываем -  что чудится няне? Об отношениях с «нянюшкой». Ласковые слова. Образ  времени и верности – медлят поминутно спицы, теснят всечастно грудь, будто на часах; дней  суровых - эпитет, Голубка дряхлая – эпитет

Няня - голубка – ласковое обращение, но уже не метафора.

лесов сосновых – не эпитет

горюешь, будто на часах - сравнение

в …наморщенных руках - эпитет

забытые вороты – эпитет.

Эти определения грустные – но красочные, не значит обязательно весёлые. На чёрный отдалённый путь: эпитет. А вот сосновый – это уже не эпитет, это точный признак, но не красочный. Как важны все средства художественной выразительности, и как умело использует их поэт.


[1]    Яровое — поле, засеянное весной, в отличие от поля, засеянного осенью.