Цель: формирование представления об атмосферном давлении как характеристике погоды.

Задачи:

1. Изучить особенности размещения поясов атмосферного давления;

2. Сформировать представления об особенностях измерения атмосферного давления;

3. Сформировать представления о нормальном атмосферном давлении и причинах его изменения;

4. Способствовать развитию умений расчета изменения атмосферного давления;

5. Способствовать развитию пространственно-образного мышления.

Планируемые результаты обучения:

Личностные:

- готовность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению;

- формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Метапредметные:

- освоение обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий;

- способность их применения в учебной, познавательной и социальной практике.

Предметные

- формирование представлений о географии, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества.

Ход урока

Организационный момент

Деятельность учителя

Приветственное слово:
- Добрый день! Сегодня для вас проведет урок ___________________________________

В течение урока вам необходимо прослушать учебный курс, в ходе которого вы можете делать необходимые заметки в своих тетрадях. В конце урока вам необходимо систематизировать полученный материал, выполнив все необходимые задания в рабочих листах, которые вы заранее скачали по представленной ссылке.

Сопровождение

Видеозапись учителя. Внизу страницы подпись (ФИО, должность, ученая степень и т.д.).
Внизу страницы представлена ссылка для скачивания рабочего листа.

Мотивационный. Целеполагание

Деятельность учителя

Воздух в атмосфере невесомый. Он оказывает давление на земную поверхность. В среднем на площадь в 1 см² воздух давит с силой 1 кг 33 г. На человеческое тело, в среднем давит столб воздуха с давлением 12 т, но почему мы его не ощущаем? Ответ на этот вопрос мы узнаем, изучив урок на тему «Атмосферное давление».

Нам сегодня предстоит:

1. Узнать как измеряется атмосферное давление?

2. Узнать как изменяется величина атмосферного давления в различных областях Земли?

3. Узнать как изменяется величина атмосферного давления с высотой?

Сопровождение

На экране появляются свитки бумаги.
На первом свитке представлена тема урока.
На втором свитке «Нам сегодня предстоит…», синхронно, вместе со словами учителя появляются этапы того, что будет изучено на уроке (сообщение задач).

Актуализация знаний

Деятельность учителя

Вспомните, как по поверхности Земли распределены тепловые пояса? Различия в нагреве земной  поверхности влияют на размещение областей давления.

Изучение нового материала

Деятельность учителя

Холодный воздух тяжелее теплого, потому он сильнее давит на земную поверхность. Солнечные лучи нагревают земную поверхность неравномерно. Воздух, нагреваемый от земной поверхности, нагрет неодинаково. Поэтому на поверхности Земли существуют области с более высокими и более низкими областями давления.

Давайте посмотрим как они распределены по поверхности Земли. СДЕЛАТЬ АНИМИРОВАННОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ

Анимация. Экватор. Над экватором где угол падения солнечных лучей почти равен 90°, земная поверхность нагревается быстрее. Воздух над поверхностью становится легким и поднимается вверх. Давление над поверхностью всегда низкое (Н).

Поднявшись вверх теплый воздух охлаждается. Становясь тяжелее, он начинает опускаться в районе 30° широты. Это тропические широты. Здесь формируются пояса высокого давления (В). В области умеренной широты нагретый у земной поверхности воздух снова поднимается, формируя области пониженного давления. В полярных широтах воздух охлаждается и опускается вниз. Давление здесь будет высокое.

http://maluksa.ru/kartinki/57bc970f5842d.jpg

Надпись на экране: Как впервые измерили атмосферное давление?

Атмосферное давление впервые было  измерено итальянским ученым Эванджелиста Торричелли в 1644 году.

http://www.italyonthisday.com

Прибор представляет собой U-образную трубку длиной около 1 м, запаянную с одного конца и заполненную ртутью.  Давление создавалось  весом столбика ртути, так как в верхней части трубки воздуха нет.  Атмосферное давление равно давлению столбика ртути в трубке и высота этого столбика зависит от атмосферного давления окружающего воздуха: чем больше атмосферное давление, тем выше столбик ртути в трубке и, следовательно, высота этого столбика может быть использована для измерения атмосферного давления.

Наблюдая день за днем за высотой ртутного столба в трубке, Торричелли обнаружил, что эта высота меняется, причем изменения атмосферного давления как-то связаны с изменением погоды. Прикрепив рядом с трубкой вертикальную шкалу Торричелли получил простой прибор для измерения атмосферного давления – барометр.  В дальнейшем давление измерялось безжидкостным прибором – барометром-анероидом, в котором не используется ртуть, а давление измеряется с помощью металлической пружинки.

http://bigslide.ru/images/3/2016/960/img0.jpg

Среднее значение атмосферного давления на уровне моря при температуре 0 °С, составляет 760 мм рт. столба. Значение атмосферного давления изменяется с изменением высоты местности. При подъеме на каждые 10,5 м атмосферное давление понижается на 1 мм рт. столба. Поэтому, для Москвы, расположенной на высоте около 150 м нормальное атмосферное давление составляет:

150м : 10, 5м = 14,2

760 мм рт. ст. – 14,2мм рт. ст.  = 745, 8 ~ 746 мм рт. ст.

Линии, которые на климатической карте соединяют пункты с одинаковым атмосферным давлением, называются изобарами. Области низкого атмосферного давления обозначаются буквой Н, области высокого атмосферного давления обозначаются буквой В.

http://geography_atlas.academic.ru/pictures/geography_atlas/map016.jpg

Человек не ощущает давления атмосферы, потому что внешнее давление уравновешивается давлением воздуха внутри тела.

Жизнь на Земле приспособлена именно для этого давления, и поэтому, если мы поднимаемся на большие высоты, наше самочувствие ухудшается, это происходит из-за недостатка кислорода, и из-за низкого давления.

Резкие переходы между повышенным и нормальным атмосферным давлением крайне негативно сказываются на общем здоровье человека. Поэтому профессиональные альпинисты и скалолазы, которые сталкиваются с такими ситуациями достаточно часто, могут иметь склонность к так называемой горной болезни.

Обобщение и систематизация

Деятельность учителя

Перед вами рабочий лист. Прочитайте задание в нем. Последовательно выполняйте задания.

Запишите тему нашего урока;

Какая цель была поставлена перед уроком? Сформулируйте цена на основе поставленных перед уроком задач (Сегодня мы узнаем);

1. Величина атмосферного давления в различных областях Земли не одинакова.

Выделите на представленной карте области высокого и низкого атмосферного давления.

2. Рассчитайте величину нормального атмосферного давления для города Иркутск, если он расположен на высоте 440 м.

3. Определите высоту горы, если известно, что значение атмосферного давления на ее вершине составляет 690 мм рт. ст.

4. Укажите, как влияет изменение атмосферного давления на самочувствие человека?

В конце реплика учителя. – Обратите внимание, что при возникающих сложностях с ответами на задания в рабочем листе, вы можете повторно просматривать видеозапись первой части урока.

Не забудьте отметить смайликом ваше настроение во время урока.
Веселый (показан на экране) – мне было интересно
Грустный (показан на экране) – было не интересно

Рефлексия

Деятельность учителя

Подведем итоги!

На экране всплывают слайды с вопросами.

Учитель отвечает на вопросы.

- Укажите, какая причина влияет на распределение поясов атмосферного давления по поверхности Земли?

Ответ: Распределение поясов атмосферного давления по поверхности Земли связано с неравномерностью нагревания земной поверхности и воздуха над ней.

- Участники экспедиции Дарвина находясь на привале высоко в горах Андах, были удивлены тем, что у них долгое время не варился картофель, хотя вода в котле кипела. Чем это объяснить?

Ответ: В горах атмосферное давление ниже, чем на уровне моря, и вода там закипает при более низкой температуре.

Спасибо за внимание! До новых встреч!

Рабочий лист

Тема урока: ________________________________________________________________________

Цель: _____________________________________________________________________________

1. Величина атмосферного давления в различных областях Земли не одинакова.

Выделите на представленной карте области высокого и низкого атмосферного давления

2. Рассчитайте величину нормального атмосферного давления для города Иркутск, если он расположен на высоте 440 м: ________________________________________________________________________

3. Определите высоту горы, если известно, что значение атмосферного давления на ее вершине составляет 690 мм рт. ст. ________________________________________________________________________

4. Укажите, как влияет изменение атмосферного давления на самочувствие человека?

На уроке мне было: