Цель урока: сформировать знания об опорных механизмах в организме растений и особенностях движения растительных организмов.

Результаты обучения:

Предметные: у учащихся сформируется представление о свойствах, месторасположении и значении механической ткани растений и деления клеток как особенности движения в растительных организмах.

Метапредметные и личностные результаты

Личностные УУД:

- формирование мотивации к изучению нового материала, у учащихся формирование научного мировоззрения в связи с развитием представления о движении как одного из важных процессов жизнедеятельности организма и его особенностях в связи с наличием механической ткани в растительных организмах.

Регулятивные УУД:

- формирование критического мышления;

- умение вести записи в тетрадях со слов учителя;

- осознание собственных знаний до начало урока и после.

Познавательные УУД:

- формирование логического мышления, умение слушать и слышать;

- владение поиском и способностью выделять необходимую информацию.

Коммуникативные УУД:

- владение определёнными вербальными и невербальными средствами общения;

- умение выражать свои мысли, строить предположения, рассуждать и доказывать свою точку зрения.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска:

Ход урока.

Вступительное слово.

Постановка учебной темы.

Деятельность учителя

В сложные погодные условия защитой человека является жилище. Часто для животных убежищем становятся именно растения. А кто же спасет их самих? Благодаря чему растения способны выдерживать и шквальный ветер, и землетрясения, извержения вулканов и град, снегопады и тропические ливни?

Что обеспечивает опору растениям?

Сегодня на уроке мы ответим на этот вопрос, а также узнаем, способны ли растения к движению.

Деятельность учащихся

Слушают речь учителя. Осмысляют и принимают поставленный проблемный вопрос.

Введение нового материала. Опорные системы растений.

Деятельность учителя

Растения имеют особые опорные образования. С их помощью растение выносят листья к солнцу и поддерживает их в таком положении для более интенсивного процесса фотосинтеза С помощью опорных систем в растительном организме формируются каркас, определяется форма листьев, корня и стебля.

Главная роль в опорных системах принадлежит механической ткани. Именно она является неким стержнем, арматурой, скелетом растительного организма.

Деятельность учащихся

Слушают, делают записи в тетради.

Особенности механической ткани

Деятельность учителя

Во всех вегетативных частях растения имеется механическая ткань.

Есть механическая ткань с толстыми, мертвыми, одревесневшими клетками. По упругости она близка к каучуку, а по прочности не уступает стали. В молодых стеблях растений механическая ткань представлена живыми клетками, но также с утолщенными стенками.

У травянистых растений механическая ткань плотно срастается с кожицей – наружным покровом и образует ажурную сетку из клеток. Так достигается максимальная плотность, устойчивость зелёных и сочных стеблей трав.

У стеблей деревьев и кустарников механическая ткань расположена ближе к коре, а в корне – в сердцевине.

Оказывается, в плодах растений тоже есть каменистые клетки механической ткани. Они называются БРАХИСКЛЕРЕИДЫ. Когда вы лакомитесь грушу, то чувствуете их.

Много каменистых клеток механической ткани в мякоти айвы и рябины.

Есть каменистые клетки в косточках черешни, сливы, в плотных оболочках орехов и желудей, в семенной оболочке фасоли, корневищах пиона, а также в основании черешков листьев - чтобы обеспечить опору зелёной листовой пластине.

Интересно, что в промышленности именно благодаря механической ткани льна из него делают ткань для пошива одежды, а также благодаря механической ткани растений у нас есть канаты и верёвки.

Деятельность учащихся

Слушают, запоминают термины, делают записи в тетради

Движение растений

Деятельность учителя

Когда говорят о движении, то в первую очередь понимается передвижение в пространстве. «Но разве растения двигаются?», - спросите вы. «Да!», - будет мой ответ. Двигательная активность растений

необходима для питания, защиты и размножения.

У большинства растений движения не удаётся наблюдать, так как они происходят очень медленно. Примеры:

- Круговые движения совершают верхушки побегов и корней проростков;

- побеги и листья растения поворачиваются к свету;

- при смене дня и ночи раскрываются и закрываются цветки;

- вокруг опоры происходят  движения вьющихся и лазающих растений;

- закрывание листьев с жертвой растения – хищника Росянки;

- замыкание клеток устьиц в ходе процесса дыхания на листовой пластине.

Для подавляющего большинства растений, начиная с нитчатой водоросли, характерным способом перемещения в пространстве является рост растяжением, в основе которого лежит деление клеток. Это возможно благодаря делению клеток образовательной ткани, расположенной на верхушке побегов или кончике корня.

Однако, движения растений также связаны с более сложными процессами, например, с тургорным и осмотическим давлением, о которых вы узнаете из курса физики.

И все же движения растений мы сегодня увидим. И поможет нам в этом техника цейтраферной съемки.

Видеофрагмент прорастания семени и процесс формирования и распускания бутонов цветка.

Условия влияющие на движение растений  -  это длительность светового воздействия и даже земное тяготение, а также наличие механической ткани, задача которой обеспечить каркас, устойчивость растительного организма для протекания процесса фотосинтеза.

Деятельность учащихся

Закрепление нового материала

Деятельность учителя

Ребята, проверьте себя и выберите части растений, где расположена механическая ткань.

Варианты ответов:

Кончики листьев или основание листа?

Содержимое семени или семенная кожура?

Сердцевина корня или сердцевина стебля?

Скорлупа лесного ореха или мякоть вишни?

Клубень картофеля или корневище хрена?

Как двигаются растения?

Деятельность учащихся

Самостоятельно отвечают и сравнивают свой ответ с эталоном на экране.

Подведение итогов и домашнее задание.

Деятельность учителя

Друзья, сможем ли мы сейчас ответить на вопрос - благодаря чему растения  способны выдерживать и шквальный ветер, и землетрясения, извержения вулканов и град, снегопады и тропические ливни?

Конечно же, ответ прост – благодаря механической ткани.

Ваше домашнее задание – сравнить каркас дерева и каркас листа.

Прошу вас объяснить причину появления данных конструкций у растений, а также выявить черты сходства и различия между двумя рисунками.

А также попробуйте объяснить – почему растения ведут малоподвижный образ жизни?

Деятельность учащихся

Ведут запись домашнего задания.