Вид занятия: Лепка, декоративное рисование.

Цель урока: Познакомиться с лепкой из глины и росписью народных игрушек.

Задачи урока:

  1. Образовательные задачи;
  2. Задачи развития;
  3. Задачи воспитания.

Результаты освоения темы урока:

  1. Личностные:

а) сформировать художественно-эстетические потребности;

б) сформировать самостоятельность и личную ответственность в процессе обучения изобразительной деятельности;

в) развить образное мышление, пространственные представления и художественно-изобразительную способность.

  1. Метапредметные:

а) научить самостоятельно определять цели и задачи учебной деятельности;

б) научить видеть и определять художественно-эстетические ценности и понятие, сравнивать и анализировать, обобщать и классифицировать, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, логически рассуждать и делать выводы;

в) сформировать умения использовать основы изобразительной грамоты для решения художественно-творческих задач.

  1. Предметные:

а) ученик должен овладеть практическими умениями и навыками изобразительной деятельности;

б) сформировать навыки работы с различными материалами и в разных художественных техниках;

в) уметь различать и применять на практике разные виды художественной деятельности (живопись, рисунок, скульптура, декоративно-прикладное искусство и др.)

Оборудование:

Мольберт, бумага, краски, кисти, палитра, карандаши, ластик.

План урока:

1.                  Организационный момент (5-10 мин);

2.                  Изложение нового материала (10-15 мин);

3.                  Практическая работа (25-30 мин);

4.                  Подведение итогов урока (3-5 мин).

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята!

Сегодня мы с вами будем лепить из глины и расписывать игрушки, как это делали на протяжении многих веков наши предки, мастера народных промыслов.

  1. Изложение нового материала.

Промыслов народной глиняной игрушки на Руси множество: где была хорошая глина, там  лепили игрушки - забавные, нарядные, да ещё и музыкальные! Такие игрушки-свистульки делали и на двух народных промыслах, с которыми мы сегодня познакомимся. Это Петровская игрушка, которая зародилась в Костроме, и Романовская игрушка  из Липецкой области.

Старинные русские города Кострома и Липецк  находятся довольно далеко друг от друга, но обратите внимание на схожие особенности этих двух свистулек. По форме они разные, а вот в декоре, в том, как они украшены, есть много общего. Обе игрушки после лепки украшаются тиснением: по сырой глине художник наносит рельефный узор.  У  Петровской  игрушки тиснение  являются  главным элементом  ее  художественного решения. Изначально на обоих промыслах, как и на многих других, фигурки покрывали поливной глазурью - свинцовым суриком (зелено –золотистого цвета). Но  Романовская  игрушка  со временем поменяла  свое  цветовое  решение, вместо одноцветной поливы её стали покрывать  разноцветными красками.

Ремесло гончара - керамика существует на земле многие тысячелетия.  Наверное, столько же существует и глиняная игрушка. История русской народной глиняной игрушки берет свое начала во втором тысячелетии до нашей эры. К этому периоду относятся найденные археологами при раскопках глиняные топорики, глиняные погремушки, различные фигурки -   для игры и для языческих религиозных обрядов. Игрушки лепили из остатков глины после изготовления горшков.

Петровская (она же Сусанинская) игрушка получила свое название от деревни Петровское в Костромской области. До наших дней деревня не сохранилась, сейчас на том месте в городе Костроме располагается Сусанинская площадь. Главная особенность Петровской  игрушки- свистульки это  три, реже четыре точки опоры. Цвет игрушке придавала  зеленоватая или коричневая полива, в качестве глазури использовался свинцовый сурик. Изделия  глазуруются  в два приёма: уже обожженные фигурки поливают сверху глазурью и снова отправляют в печь. Декор выполняется тиснением - это один из самых древних видов рельефной декоративной отделки, который дошёл и до нас в образах Петровской игрушки. 

В наше время изготовлением  Петровской игрушки занимаются немногие, одним из ведущих мастеров является Михаил Александрович Шмаров. Он смог не только возродить традиционные образы Петровской игрушки ( Коней, Петухов, Барышень), но и обогатить промысел новыми сюжетами в русле художественной традиции. В итоге у мастера сформировался свой неповторимый стиль, его изделия стали классикой. Сейчас их можно встретить во многих музеях нашей страны и, конечно, в Костромском музее Петровской игрушки.

Теперь о Романовской глиняной игрушке: древнейшие из найденных образцов этого народного художественного промысла датируются 17 веком и хранятся в фондах Липецкого областного краеведческого музея. Заметные изменения в развитии Романовского промысла произошли в 19 веке, и связано это с Липецким курортом минеральных вод. Его посещала столичная знать, а в военное время здесь залечивали раны русские солдаты и офицеры. Все это отразилось в Романовской игрушке. Сохраняя старые традиции, мастера начинают лепить новые сюжеты: офицеров в парадных мундирах, нарядных дам, богатые выезды в колясках и каретах.

Постепенно сдержанная поливная игрушка отходит на второй план, уступая место яркой, раскрашенной масляными и анилиновыми красками скульптуре мелкой пластике, которую охотно покупали в качестве сувениров отдыхающие и заезжие гости. Наибольшего расцвета романовский промысел достигает во второй половине XIX века. Ведущими мастерами того времени были члены семьи Митиных из села Романово.  «Митинской» лепке и сейчас можно поучиться потомков тех самых мастеров - Анатолия Васильевича и Виктора Васильевича.

  1. Практическая работа.

На сегодняшнем  уроке  мы слепим один  из ключевых образов  Петровской игрушки – фигурку  коня. Издревле  на  Руси с образом коня  люди  ассоциировали  бога  Купалу, который олицетворял энергию солнца (а его сестра Кострома - энергию воды). Изначально и  по сей  день Петровские   игрушки,  представляют собой свистульки уникальной  вертикальной  формы. Слепив Петровского коня, мы с вами попробуем выполнить роспись на одном  из основных образов  Романовской  игрушки - это свистулька-утка.  

Для начала нам надо слепить полую капсулу, которая будит служить основой для нашей игрушки. Возьмем кусочек глины и изготовим из него пласт. Берём наш пласт и начинаем его сворачивать: сначала мы закрываем один  его конец - это будет у нас хвост, а затем закрываем оставшуюся  часть. При лепке полой капсулы важно проследить, чтобы ее форма не была похожа на пельмень, для этого место шва, нужно хорошо загладить сделав форму округлой.

У нас получилась основа для игрушки, теперь мы можем лепить детали. Возьмем еще один кусочек, из него мы будем делать голову. У основания тела  мы прилепляем наш кусок-голову, соединяя между собой две детали.  Необходимо тщательно промять место стыка, чтобы в дальнейшем при обжиге глина не лопнула. Соединять детали нужно, попутно быстро сглаживая шов между ними.

Теперь из присоединенного куска мы будим вытягивать голову коня. Вытягиваем её движением  вверх, а затем чуть изгибаем, что бы конская голова стала  похожа  на  знак  вопроса. Дальше мы формируем мордочку нашей игрушки: выдавливаем челюсть и лоб. Потом вылепим уши - они у Петровского коня имеют ромбовидную и заостренную кверху форму. Берем маленький кусочек глины и прикрепляем его на лоб, затем вылепливаем из него два уха.

Вот и готова голова нашего коня, теперь мы приступим к лепке ноги. Берем еще кусочек глины и начинаем лепить ноги. Лепить ноги мы будем по тому же принципу, что и уши: налепим кусок глины снизу и вытянем оттуда ноги. Важно заметить, у петровской игрушки живот имеет округлую форму, это за счет того, что ноги игрушки располагаются не параллельно животу, а чуть дальше. Мы прилепили кусок к туловищу, теперь, вытягивая и убирая лишнее, сформируем ноги. Вытягиваем сначала одну ногу затем вторую, убираем лишнюю глину посередине, продолжаем вытягивать ноги. Если ноги вышли слишком толстые, вытяните их еще книзу и отщипните лишнюю глину.

Форма нашей  игрушки  готова, теперь можно приступать к узорам - теснению. Очень важно запомнить, что свист у Петровской игрушки - свистульки делается в конце, после узоров. Если его сделать перед тиснением, при нанесении узора его можно  просто смять и испортить. Главным  символом в орнаменте на фигурке коня является елка - древо жизни, символ семьи. Она изображается на груди коня. Далее делаем ротик, два глаза точки и приступаем к украшению тела. Сначала два отверстия по бокам которые будут служить (переливами) для свиста. Затем украшаем игрушку шестилепестковыми цветочками, состоявшими из точек - их мы наносим произвольно (на свое усмотрения).

Изготовление свиста:

Перевернем фигурку. На хвосте нарисуем букву П , затем прижимаем стеком глину и даем скат под 75 градусов. Очень важно, чтобы на всём протяжении работы он оставался под углом 75 градусов. Дальше на противоположной стороне делаем рассекатель воздуха, убираем с помощью стека часть лишней глины, потом сглаживаем его, формируя скат. Важно, чтобы конец рассекателя был острый. Теперь делаем само отверстие для свиста. Берем стек - важно, чтобы конец стека и острие рассекателя  были параллельны: они должны встетиться. Теперь одним уверенным движением протыкаем игрушку. Готово!  

А  теперь  давайте с вами  перейдем  к  росписи  Романовской  игрушки. У  нас есть уже заготовленный образец  для  этого. Сейчас нередко  Романовская  игрушка  расписывается, акварелью, после  чего  роспись закрепляется специальным  составом  из  яичного  белка  и  клея  ПВА. Так мы и поступим.

Цветов  в  росписи используется  немного - зеленый, желтый, красный  и  ещё серебряный  для,  как называют это сами  мастера, оживки. Для  росписи  этой  игрушки  возьмем  с  вами  желтый  и  красный  цвет. Также  нам  понадобится  баночка  с  водой, две  кисточки  разного  размера - для нанесения  основы и оживки.

Цвет  при росписи надо брать в полную силу, чтобы краски  хорошо  читались  на  фоне  цвета  глины. Сначала  на  голову, крылья и  грудку утки  наносится желтый  цвет основы, а на  спинку - красный. Все  остальные  детали  остаются  не закрашенными. Потом, после высыхания, серебряной  краской  делается оживка изделия: на спинку  и  грудку  наносят , характерные  для  этой  игрушки  полосы. Подчеркивается ободок на  хохолке, клювы утки и  утят, а  также  рельеф  на  крыльях. У  нас  получился простой, чёткий узор,  именно  этот  узор делает Романовскую игрушку    узнаваемой, яркой  и  жизнерадостной.

Важной  частью работы  с  глиной  так  же является  обжиг. Изделия перед обжигом необходимо затереть,  что  бы  поверхность  была  ровной и  на  нее  лучше ложился цвет, просушить минимум 3 дня, чтобы из них испарилась лишняя влага, и уже потом ставить в печь. Затем обожженную игрушку можно расписывать.

  1. Подведение итогов.

Сегодня мы познакомились с двумя традиционными промыслами, русской народной глиняной игрушки. Освоили технологию лепки Петровской игрушки и технику росписи Романовской. 
Удачи вам в вашей самостоятельной работе!

Литература:

Акварель. Советы начинающим. Из творческого опыта. Остоумова-Лебедева. – М., 1991

Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание/ сост. Н.Н. Фомина, вступ. статьи Н.Н. Фомина, Т.А. Копцева. – М., 2009

Баушмарк Р. Старая пинакотека. Мюнхен / пер. с нем. М. Кларк, У. Вайнберг. – Лондон; Мюнхен, 2002

Выготский Л.С. Собр. соч. / Л.С. Выготский. – М., 1984

Долгополов И. Мастера и шедевры: в 3 т. – М., 1986

Игнатьев С.Е. Закономерности изобразительной деятельности детей: учеб. пособие для вузов. – М., 2007

Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе: учеб. – М., 1998

Кузин В.С. Рисунок, Наброски и зарисовки: учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М., 2004

Кузин В.С. Психология живописи: учеб. пособие для вузов. – М., 2005

Ли Н.Г. Рисунок. Основы академического рисунка: учеб. – М., 2006

Ломов С.П. Живопись: учеб. – М., 2008

Ломов С.П. и др. Искусство. Изобразительное искусство. 5—9 классы. Рабочая программа для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа. 2016

Ломов С.П., Игнатьев С. Е., Кармазина М. В. Искусство. Изобразительное искусство. Учебник. В 2 ч. 5 класс. М.: Дрофа. 2016

Ломов С.П. и др. Искусство. Изобразительное искусство. Рабочая тетрадь для 5 класса. М.: Дрофа. 2016

Ломов С.П. и др. Искусство. Изобразительное искусство. Методическое пособие 5 класс. М.: Дрофа. 2016

Ломов С.П. Русские живописцы XVI-XIX веков: учеб. пособие. Беседы об искусстве для школьников. – М., 1997

Смирнов Г.Б., Унковский А.А. Рисунок и живопись пейзажа: пособ. по рисунку и живописи для студентов-заочников худож.-граф. фак-тов пед. ин-тов. – М., 1975

Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания. М., 2006

Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство 5-8 кл. - М., 2006

Унковский А.А. Живопись темперой и гуашью: учебно-метод. пособие для студентов-заочников худож.-граф. фак-тов пед. ин-тов. – М., 1980

Интернет ресурсы:

http://rosdesign.com

http://www.rah.ru

http://www.webartplus.narod.ru