Цель: формирование представления об условиях жизни на Земле.

Задачи:

1. Изучить особенности распространения лесов на Земле;

2. Сформировать представления о биологическом разнообразии лесов;

3. Сформировать представления о влиянии лесов на человека;

4. Способствовать развитию пространственно-образного мышления.

Планируемые результаты обучения:

Личностные:

- готовность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению;

- формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Метапредметные:

- освоение обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий;

- способность их применения в учебной, познавательной и социальной практике.

Предметные:

- формирование представлений о географии, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества.

Ход урока

Организационный момент

Деятельность учителя

Приветственное слово:
- Добрый день! Сегодня для вас проведет урок ___________________________________

В течение урока вам необходимо прослушивать информацию. В конце урока вам предстоит выполнить задания в рабочих листах по изученной теме.

Сопровождение

Видеозапись учителя. Внизу страницы подпись (ФИО, должность, ученая степень и т.д.).
Внизу страницы представлена ссылка для скачивания рабочего листа.

Мотивационный. Целеполагание

Деятельность учителя

Наверное, каждый человек хоть раз в жизни был в лесу. Это прекрасные ощущения. Свежий воздух, пение птиц, свежие ягоды и грибы. Сегодня мы с Вами совершим виртуальное путешествие по лесной зоне.

Тема нашего урока: «Леса»

Нам сегодня предстоит изучить:

1. Узнать о типах лесов России;

2. Познакомиться с флорой и фауной лесов;

3. Узнать какое значение для человечества имеют леса.

Сопровождение

На экране появляются свитки бумаги.
На первом свитке представлена тема урока.
На втором свитке «Нам сегодня предстоит…», синхронно, вместе со словами учителя появляются этапы того, что будет изучено на уроке (сообщение задач).

Актуализация знаний

Деятельность учителя

Для произрастания деревьев необходимо достаточное количество тепла и влаги, определенный режим температуры и выпадения осадков. В зависимости от различного сочетания факторов, формируются разные типы лесов.

Изучение нового материала

Деятельность учителя

В северном полушарии распространена самая северная лесная зона – тайга. В южном полушарии тайга не распространена, так как там практически нет суши в широтах, благоприятных для произрастания тайги. В России тайга занимает наибольшую площадь среди всех природных зон. Тайга североамериканская и европейская произрастает в условиях теплого и мягкого климата с достаточным увлажнением. Тайга Восточной Сибири произрастает в условиях крайне холодной зимы и теплого сухого лета. Недостаток тепла и избыток влаги способствует малому накоплению гумуса и его вымыванию.

Наиболее распространенные почвы тайги – это подзолистые и мерзлотно-таежные. Обширные пространства заболочены.

Внешний облик тайги разнообразен. Различают темнохвойную и светлохвойную тайгу. В темнохвойной тайге главным растением является ель. Здесь можно встретить и берёзу и ольху. Нижние яруса представлены мхами и травами, но из-за сомкнутых еловых крон им достается мало света и тепла. Светлохвойная тайга представлена сосной и лиственницей.

Символом тайги является кедровая сосна или сибирский кедр – самое мощное дерево тайги. В высоту кедры достигают 40метров, а толщина их ствола доходит до 2 метров. Встречаются кедры возрастом около 500 лет. Древесина кедра – ценный строительный материал. В кедровых орехах содержится много жира и питательных веществ.

В более мягком климате, характеризующемся достаточным количеством влаги и отсутствием резкого перепада температур произрастают смешенные и широколиственные леса. Смешенные леса распространены в Европе и Северной Америке и протягиваются узкой полосой южнее болотистой таежной зоны в Западной Сибири. Представителями являются: береза ,осина, ольха, дуб ,клен – которые сбрасывают листву на зиму, а также ель, сосна, которые стоят вечнозелеными.

Широколиственные леса произрастают в Европе и Северной Америке южнее смешенных в условиях мягкой зимы. Сбрасывая листву каждую осень, листопадные растения создают благоприятные условия для формирования плодородных серых и бурых лесных почв. Представители широколиственных лесов – это дуб ,бук, граб, клен, а также кустарники и плодовые деревья (бузина, лещина). Сегодня во множестве своем широколиственные леса сведены человеком. Теперь на свободных пашнях выращивают пшеницу, рожь, подсолнечник, гречиху, кукурузу, плодовые деревья (яблоневые, грушевые, вишневые).

В условиях климата с чередованием сухого и влажного сезонов расположены переменно-влажные леса (муссонные леса). Эти леса распространены на востоке Китая, полуостровах Индокитай и Индостан, в Австралии. В различных условиях увлажнения – периоды обильного увлажнения и периоды засухи, накладывают свой отпечатки на характер растительности. Так в Австралии распространены эвкалипты, в Азии – бамбук. Из культурных растений широко распространены рис, пшеница, хлопчатник, сахарный тростник.

Большинство растений лесов имеет ценную породу древесины, но самым популярным деревом является тиковое. Дерево обладает плотной корой, устойчивой к разрушению грибами и термитами. Его выращивают в Африке и Южной Америке. У южных подножий Гималаев распространены саловые леса. В Центральной Америке преобладают леса из шерстяного дерева.

В условиях жаркого и влажного климата формируются влажные экваториальные леса. Они занимают экваториальные области Африки, Южной Америки и островов Юго-Восточной Азии. Экваториальные леса Амазонии – сельва, самый крупный массив экваториального леса. Из-за отсутствия смены сезонов года разные растения одновременно могут находиться на разных стадиях развития – от цветения до листопада, поэтому эти леса практически всегда вечнозеленые.

Верхний ярус экваториальных лесов образуют фикусы, пальмы (200 видов). В Южной Америке в верхнем ярусе произрастает сейба, достигающая высоты 80 м. В нижних ярусах растут бананы, древовидные папоротники. Крупные растения обвиты лианами. На деревьях много цветущих орхидей. Среди растений экваториального леса встречаются и эпифиты (растения, живущие на других растениях, но не паразитирующие на них, а использующие их как место обитания, например мхи, лишайники, папоротники). Порой цветки образуются прямо на стволах деревьев (например, дерево какао).

Представителями экваториальных лесов являются каучуконосы – гевея, черное (эбеновое) и красное дерево, хинное дерево ,травянистые растения (папоротники, травы). Сегодня территории этих лесов активно осваиваются и вырубаются в связи со строительством и развитием дорожной сети, освоением месторождений полезных ископаемых, распашкой территории.

Обобщение и систематизация

Деятельность учителя

Перед вами рабочий лист. Прочитайте задание в нем. Последовательно выполняйте задания.

Запишите тему нашего урока;

Какая цель была поставлена перед уроком? Сформулируйте цена на основе поставленных перед уроком задач (Сегодня мы узнаем).

Определите, какие леса представлены на изображениях. На каких материках они произрастают?

Какие условия влияют на формирование различных видов лесов?

Отметьте на карте районы произрастания

А) тайги

Б) смешенных и широколиственных лесов

В) муссонных переменно-влажных лесов

Г) влажных экваториальных лесов

Какие выводы можно сделать о влиянии климатических условий на характер растительности в указанных районах?

Для каких видов лесов характерна представленная растительность?

Охарактеризуйте современные экологические проблемы, связанные с сокращением (вырубкой) значительных площадей лесных массивов. К каким последствиям это может привести?

В конце реплика учителя. – Обратите внимание, что при возникающих сложностях с ответами на задания в рабочем листе, вы можете повторно просматривать видеозапись первой части урока.

Не забудьте отметить смайликом ваше настроение во время урока.
Веселый (показан на экране) – мне было интересно.
Грустный (показан на экране) – было не интересно.

Рефлексия

Деятельность учителя

Подведем итоги!

На экране всплывают слайды с вопросами.

Учитель отвечает на вопросы.

- Чем климат зоны лесов умеренного пояса отличается от климата зоны тундры?

Зона умеренного пояса имеет более мягкие зимы, ткплое лето и умеренное увлажнение.

- Перечислите виды лесов России

Тайга,смешанные и широколиственные леса

- В каких условиях формируются муссонные переменно-влажные леса? Переменно-влажные леса формируются в условиях чередования сухого и влажного сезонов.

-В каких условиях формируются влажные экваториальные леса?

Влажные экваториальные леса формируются в условиях жаркого и влажного климата.

Спасибо за внимание! До новых встреч!

Рабочий лист

Тема урока: ________________________________________________________________________

Цель: _____________________________________________________________________________

1. Определите, какие леса представлены на изображениях. На каких материках они произрастают?

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

;

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

2. Какие условия влияют на формирование различных видов лесов?

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

3. Отметьте на карте районы произрастания

А) тайги

Б) смешенных и широколиственных лесов

В) муссонных переменно-влажных лесов

Г) влажных экваториальных лесов

Какие выводы можно сделать о влиянии климатических условий на характер растительности в указанных районах?

4. Для каких видов лесов характерна представленная растительность?

1. КЕДР

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

2. БЕРЕЗА

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

3. ЭВКАЛИПТ

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

4. ГЕВЕЯ

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

5. Охарактеризуйте современные экологические проблемы, связанные с сокращением (вырубкой) значительных площадей лесных массивов. К каким последствиям это может привести?

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

На уроке мне было: