Цель: формирование представления о природных комплексах в Мировом океане.

Задачи:

1. Изучить особенности широтной зональности в Мировом океане;

2. Изучить особенности изменения условий в океане с глубиной;

3. Сформировать представление о значении океана для человека;

4. Способствовать развитию пространственно-образного мышления.

Планируемые результаты обучения:

Личностные:

- готовность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению;

- формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Метапредметные:

- освоение обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий;

- способность их применения в учебной, познавательной и социальной практике.

Предметные

- формирование представлений о географии, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества.

Ход урока

Организационный момент

Деятельность учителя

Приветственное слово:
- Добрый день! Сегодня для вас проведет урок ___________________________________

В течение урока вам необходимо прослушивать информацию. В конце урока вам предстоит выполнить задания в рабочих листах по изученной теме.

Сопровождение

Видеозапись учителя. Внизу страницы подпись (ФИО, должность, ученая степень и т.д.).
Внизу страницы представлена ссылка для скачивания рабочего листа.

Мотивационный. Целеполагание

Деятельность учителя

Мировой океан богат флорой и фауной. Мировой океан — кладовая биологических, химических, топливных и энергетических ресурсов. Экономическое значение Мирового океана огромно. Это не только транспортные артерии, но и 
огромный энергетический потенциал, биологические ресурсы и колоссальные сырьевые запасы, несравнимые с теми, которые находятся на суше. Объем всей биомассы океана составляет 35 млрд. тонн, из нее на рыбу приходится 0,5 млрд. т.Сегодня мы узнаем, как распределены живые организмы в Мировом океане и от чего зависит распространение организмов в океане

Тема нашего урока: «Природные комплексы Мирового океана»

Нам сегодня предстоит:

1. Узнать о широтной зональности Мирового океана;

2. Узнать об изменении природных условий в океане с глубиной;

3. Узнать, как океан влияет на жизнь человека.

Сопровождение

На экране появляются свитки бумаги.
На первом свитке представлена тема урока.
На втором свитке «Нам сегодня предстоит…», синхронно, вместе со словами учителя появляются этапы того, что будет изучено на уроке (сообщение задач).

Актуализация знаний

Деятельность учителя

В Мировом океане, также как и на суше, сохраняется закон широтной зональности, но для Мирового океана характерна также и вертикальная зональность. В связи с особенностями Мирового океана, природные комплексы в нем изучены хуже, чем в Мировом океане.

Изучение нового материала

Деятельность учителя

Экваториальные зоны представлены в трех океанах: Тихом, Атлантическом и Индийском. В этих широтах нагревание водной поверхности значительно, а осадки выпадают круглый год. В результате экваториальные воды очень теплые и с пониженной соленостью. Воды тропических широт трех океанов также хорошо прогреваются. Однако, из-за низкого количества осадков и высокой испаряемости, отличаются повышенной соленостью. В тропических широтах расположено самое теплое и соленое море – Красное, отличающееся удивительным биологическим разнообразием.

Зоны экваториальных и тропических зон обладают условиями для разнообразия органического мира. В этих зонах широко распространены коралловые рифы с многочисленными рыбками и морскими звездами. Обитатели теплых вод – губки и змеи, головоногие моллюски (осьминоги и кальмары). В открытом океане распространены летучие рыбы, акулы.  Здесь также обитают промысловые рыбы: макрели, сардины, тунцы.

Умеренные зоны представлены в Атлантическом и Тихом океанах в Северном полушарии, а в Южном полушарии и в Индийском океане. Эти воды отличаются перепадами температур в течение года. Воды Южного полушария холоднее. Воды умеренных широт активно перемешиваются, в результате чего они насыщаются кислородом, поднимающимся с глубин, в результате чего становятся богатыми органическим веществом. Умеренные широты характеризуются большим содержанием нектона. Это районы активного рыбного промысла. В этих широтах вылавливают сельдь, треску, навагу, хека, лососевых.

Субполярные и полярные области выделяют в Тихом, Атлантическом, Индийском океане (Южном), а также в Северном Ледовитом океане. Летом водные массы прогреваются солнечными лучами, воды освобождаются ото льда, температура вод выше 0°. Видовой состав в этих водах беден, но за счет поднимающегося со дна кислорода велика биологическая масса. Большое количество планктона создает кормовую базу для рыб и крупных млекопитающих, таких как моржей, тюленей и китов.

Ближе к полюсам, из-за низких температур, уменьшается количество планктона, которое приводит к сокращению количества рыб и  млекопитающих.

Вертикальные зоны океана.

Наиболее активной зоной Мирового океана является береговая зона – узкая полоска суши, в которой активно взаимодействуют все оболочки. Прибрежная зона в наибольшей степени изменена человеком. В 50-километровой зоне проживает почти половина населения Земли.

Условия существования для организмов на разных глубинах неодинаковы. На прибрежных мелководьях, где постоянны волнения и прибой, а также приливы и отливы, дважды в сутки заливающие водой полосу побережья шириной обычно меньше 1 км (местами — 10 — 15 км), организмы имеют приспособления к смене пребывания на воздухе и в воде, резким изменениям температуры, солености, воздействию солнца и прибоя. Чтобы не быть уничтоженными, моллюски, например, настолько крепко прикрепляются к скалам, что как бы срастаются с ними, крабы снабжены цепкими клешнями, а рыбы зоны прибоя, например бычки, имеют плавники-присоски. Обитатели илистых и песчаных мелководий — креветки, двухстворчатые моллюски, морские звезды и др.— зарываются в грунт. 

Прибрежное мелководье – шельф лучше всего прогревается солнцем. Воды шельфа опресняются благодаря впадающим сюда рекам. Льды шельфовой зоны также влияют на опреснение вод Мирового океана. Основная часть живых организмов сосредоточена в шельфовой зоне. Здесь развиты рыболовство, добыча полезных ископаемых.

Особенно богат органический мир теплых морей. Коралловые рифы притягивают многих любителей дайвинга.

С глубиной количество тепла и света уменьшается но и здесь обитает много живых организмов.

Вода донной области малоподвижна с постоянно низкой температурой (1—2°С), постоянной соленостью (34,7%), плотностью и почти полным отсутствием света. Растительность—бактерии и водоросли. Своеобразен глубоководный животный мир. Тело животных нежное, хрупкое, с тонкими длинными придатками для обеспечения плавания или увеличения площади опоры на вязком грунте. У некоторых — нет глаз, у других, наоборот, — очень большие глаза. Многие организмы светятся. Хищники способны заглатывать животных, превышающих их собственные размеры. В 1957 г. советская гидробиологическая экспедиция на корабле «Витязь» исследовала глубочайшую Марианскую впадину. При помощи трубок и тралов она добыла ил с этой самой большой в мире глубины в 11 022 м. А в 1960 г. швейцарский ученый Ж. Пиккар в батискафе «Триест» опустился в Марианской впадине на глубину 10 919 м. Мощные прожекторы помогли ученому познакомиться с жизнью, протекающей в полной темноте и при давлении в 1000 атмосфер; он увидел живые существа, похожие на плоских рыб.

Активным местом интенсивного рыболовства и зверобойного промысла является Атлантический океан. Природные условия Атлантики благоприятны для развития жизни, поэтому из всех океанов он самый продуктивный. Большая часть улова рыбы и добычи других морских продуктов приходится на северную часть океана. Однако, усиленный промысел в последнее время привёл к уменьшению биологических богатств океана.

Обобщение и систематизация

Деятельность учителя

Перед вами рабочий лист. Прочитайте задание в нем. Последовательно выполняйте задания.

Запишите тему нашего урока;

Ответьте на вопросы в рабочих листах.

Определите, какой (какие) океан расположен во всех природных зонах (поясах)?

Почему умеренные и полярные зоны Мирового океана отличаются высокой продуктивностью?

Определите, в каких частях океана обитают живые организмы, представленные на изображениях.

Какие факторы влияют на распространение жизни на глубине?

Приведите примеры животных, обитающих на разной глубине:

Поверхность океана ____________________________________

Толщи океана _________________________________________

Придонные части ______________________________________

В конце реплика учителя. – Обратите внимание, что при возникающих сложностях с ответами на задания в рабочем листе, вы можете повторно просматривать видеозапись первой части урока.

Не забудьте отметить смайликом ваше настроение во время урока.
Веселый (показан на экране) – мне было интересно.
Грустный (показан на экране) – было не интересно.

Рефлексия

Деятельность учителя

Подведем итоги!

На экране всплывают слайды с вопросами.

- Почему органический мир океана в экваториальных широтах наиболее разнообразен?

Воды этих широт отличаются повышенной температурой и пониженной соленостью.

- Как приспособились глубоководные животные к обитанию на большой глубине?

Большинство глубоководных животных имеют уплощенное тело, многие из них способны испускать свет или электрический ток. Некоторые животные имеют огромную пасть

Спасибо за внимание! До новых встреч!

Рабочий лист

Тема урока: ________________________________________________________________________

Цель: _____________________________________________________________________________

1. Определите, какой (какие) океан расположен во всех природных зонах (поясах)?

_______________________________________________________________________

2. Почему умеренные и полярные зоны Мирового океана отличаются высокой продуктивностью?

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

3. Определите, в каких частях океана обитают живые организмы, представленные на изображениях:

_________________________ _________________________ _________________________

4. Какие факторы влияют на распространение жизни на глубине?

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

5. Приведите примеры животных, обитающих на разной глубине:

Поверхность океана ____________________________________

Толщи океана _________________________________________

Придонные части ______________________________________