Цель: формирование представления об объектах Всемирного наследия человечества.

Задачи:

1. Изучить особенности объектов Всемирного наследия;

2. Изучить причину уникальности объектов природного и культурного наследия;

3. Сформировать представление о значении объектов Всемирного наследия для человека;

4. Способствовать развитию пространственно-образного мышления.

Планируемые результаты обучения:

Личностные:

- готовность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению;

- формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Метапредметные:

- освоение обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий;

- способность их применения в учебной, познавательной и социальной практике.

Предметные:

- формирование представлений о географии, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества.

Ход урока

Организационный момент

Деятельность учителя

Приветственное слово:
- Добрый день! Сегодня для вас проведет урок ___________________________________

В течение урока вам необходимо прослушивать информацию. В конце урока вам предстоит выполнить задания в рабочих листах по изученной теме.

Сопровождение

Видеозапись учителя. Внизу страницы подпись (ФИО, должность, ученая степень и т.д.).
Внизу страницы представлена ссылка для скачивания рабочего листа.

Мотивационный. Целеполагание

Деятельность учителя

Планета Земля уникальна. Сегодня человечество особенно понимает важность бережного отношения к природе и ее уникальным объектам. Окружающая нас среда требует не только бережного отношения, но и изучения и исследования многих объектов.

Сегодня мы узнаем о сокровищах Земли, охраняемых и изучаемых человеком, о Всемирном культурном и природном наследии.

Тема нашего урока: «Всемирное наследие человечества. Природное и культурное наследие»

Нам сегодня предстоит:

1. Узнать об объектах природного наследия;

2. Узнать об объектах культурного наследия;

3. Узнать, какие меры человек предпринимает для сохранения достопримечательностей природы.

Сопровождение

На экране появляются свитки бумаги.
На первом свитке представлена тема урока.
На втором свитке «Нам сегодня предстоит…», синхронно, вместе со словами учителя появляются этапы того, что будет изучено на уроке (сообщение задач).

Актуализация знаний

Деятельность учителя

Планета Земля уникальна. Сегодня человечество особенно понимает важность бережного отношения к природе и ее уникальным объектам. Окружающая нас среда требует не только бережного отношения, но и изучения и исследования многих объектов.

Сегодня мы узнаем о сокровищах Земли, охраняемых и изучаемых человеком, о Всемирном культурном и природном наследии.

Тема нашего урока: «Всемирное наследие человечества. Природное и культурное наследие»

Нам сегодня предстоит:

1. Узнать об объектах природного наследия;

2. Узнать об объектах культурного наследия;

3. Узнать, какие меры человек предпринимает для сохранения достопримечательностей природы.

Сопровождение

На экране появляются свитки бумаги.
На первом свитке представлена тема урока.
На втором свитке «Нам сегодня предстоит…», синхронно, вместе со словами учителя появляются этапы того, что будет изучено на уроке (сообщение задач).

Актуализация знаний

Деятельность учителя

Взгляните на изображения.

Знакомы ли они вам? Можно ли их увидеть сегодня?

Изучение нового материала

Деятельность учителя

В Древности необычные творения человека, удивляющие своими размерами, красотой или техникой выполнения, называли «Чудеса света». В своей книге «История» Геродот описывал семь чудес света:

- Висячие сады Семирамиды;
- Статуя Зевса в Олимпии;
- Храм Артемиды в Эфесе;
- Галикарнасский мавзолей;
- Форосский маяк;
- Колосс Родосский;
- Галикарнасский мавзолей;
- Египетские пирамиды.

Но сегодня мы не можем увидеть все семь чудес света.

Висячие сады Семирамиды были затоплены, храм Артемиды разрушен, статуя Зевса сгорела, мавзолей разобрали для постройки крепости, Колосс и Александрийский маяк были разрушены после землетрясения. Единственным сохранившимся «чудом» являются Египетские пирамиды, над которыми время не властно.

Чтобы мир не лишался удивительных сокровищ, созданных природой или руками человека, выдающиеся достопримечательности были внесены в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

ЮНЕСКО – специализированное учреждение Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, созданное 16 ноября 1945г. В 1972 г. ЮНЕСКО приняла Конвенцию об охране всемирного культурного и природного наследия, вступившей в силу с 1975 г. С 1977 г. Комитетом Всемирного наследия проводятся сессии, на которых определяют объекты, необходимые к сохранению, ввиду их культурной, исторической или экологической значимости. Список Всемирного наследия включает природные объекты – «Всемирное природное наследие» и объекты творения человеческих рук – «Всемирное культурное наследие». Список Всемирного наследия постоянно пополняется. По состоянию на 2016 год в него включены 1052 объекта, из которых 814 являются культурными, 203 – природными и 35 – смешанными.

Больше всего объектов Всемирного наследия находится в Италии – 51. В России находится 27 объектов Всемирного наследия.

Чтобы объект попал в список Всемирного наследия, он должен соответствовать хотя бы одному из десяти установленных критериев отбора. 6 критериев для объектов культурного наследия и 4 критерия для объекта природного наследия.

Выдвигаемый на включение в Список объект должен:

I. Являться произведением творческого гения человека;

II. Отражать важность взаимосвязи человеческих ценностей, существующих в течение определенного периода времени или в пределах определенной культурной области, и развития архитектуры или технологии, монументального искусства, градостроительства или ландшафтного планирования;

III. Являться уникальным или, по меньшей мере, исключительным свидетельством культурной традиции или цивилизации, существующей или исчезнувшей;

IV. Представлять собой выдающийся образец типа строения, архитектурного или технологического ансамбля или ландшафта, иллюстрирующего важный этап (этапы) в истории человечества;

V. Представлять собой выдающийся образец традиционного человеческого поселения, землепользования или использования моря, характерного для той или иной культуры (или культур), взаимодействия между человеком и природной средой, в особенности, если существует опасность разрушения под воздействием необратимых изменений;

VI. Быть непосредственно или значимо связанным с событиями или традициями, идеями или верованиями, произведениями литературы и искусства, представляющими собой выдающееся мировое достояние. (По мнению Комитета Всемирного наследия, данный критерий предпочтительно использовать в сочетании с другими критериями);

VII. Включать уникальные природные явления или территории исключительной природной красоты и эстетического значения;

VIII. Представлять собой выдающиеся примеры отражения основных этапов истории Земли, включая следы древней жизни, значимые геологические процессы, которые продолжают происходить в развитии форм земной поверхности, существенные геоморфологические или физико-географические особенности рельефа;

IX. Представлять собой выдающиеся примеры важных, протекающих и в настоящее время экологических и биологических процессов, происходящих в эволюции и развитии наземных, пресноводных, прибрежных и морских экосистем и сообществ растений и животных;

X.  Включать природные ареалы наибольшей важности и значения с точки зрения сохранения в них биологического разнообразия, в том числе ареалы исчезающих видов, представляющие выдающееся мировое достояние с точки зрения науки и сохранения природы.

Всем 6 критериям объекта культурного наследия отвечает Великая Китайская Стена, представляющее собой великое рукотворное сооружение.

Объектами Всемирного наследия ЮНЕСКО являются города и археологические памятники, замки, дворцы, крепости, соборы, храмы и аббатства, театры и музеи.

К объектам природного наследия относятся (подобрать фото)!:

  1. Большой каньон в Северной Америке.
  2. Водопад Игуасу в Южной Америке.
  3. Водопад Виктория в Африке.
  4. Большой Барьерный риф у берегов Австралии.
  5. Вулканы Камчатки.
  6. Озеро Байкал.
  7. Алтай – Золотые горы в Евразии.
  8. Беловежская пуща в Белоруссии.
  9. Национальный парк Какаду в Австралии.
  10. Остров Фрейзера – самый масштабный песчаный остров на планете и т.д.

Примеры объектов культурного наследия:

  1. Афинский Акрополь
  2. Венеция.
  3. Тадж–Махал
  4. Великая китайская стена
  5. Статуя Свободы в Нью-Йорке.
  6. Московский Кремль и Красная площадь.
  7. Кижи – деревянные церкви.
  8. Исторический центр Санкт-Петербурга.
  9. Сиднейский оперный театр. И т.д.

Памятники Всемирного наследия России большей частью известны многим гражданам: исторический центр и памятники Санкт-Петербурга; Кремль и Красная площадь в Москве; Кижский погост; Великий Новгород и его окрестности; белые памятники Суздаля и Владимира; церковь Вознесения в Коломенском; Троице-Сергиева лавра; леса Коми; озеро Байкал; камчатские вулканы; природный заповедник Сихотэ-Алинь; золотые Алтайские горы; бассейн озера Убсу-Нур; Западный Кавказ; Казанский Кремль; Ферапонтов монастырь; Куршская коса; старый город Дербента; остров Врангеля; Новодевичий монастырь; исторический центр г. Ярославля; дуга Струве; плато Путорана; Ленские столбы; комплекс «Булгар».

К сожалению, не всегда удается сохранить Всемирное наследие. России, к счастью, это пока не грозит, все ее памятники, входящие в список, находятся в относительной безопасности. Природные и культурные памятники попадают в этот «тревожный» список по разным причинам: браконьерство, вырубка лесов, проекты строительства и реконструкции, нарушающие исторический облик, изменение климата и т. д. Кроме того, самый страшный враг Всемирного наследия - это время, которое невозможно победить.

Обобщение и систематизация

Деятельность учителя

Перед вами рабочий лист. Прочитайте задание в нем. Последовательно выполняйте задания.

Запишите тему нашего урока;

Ответьте на вопросы в рабочих листах.

Какие типы объектов входят в Список Всемирного наследия?

Кратко сформулируйте и запишите критерии для включения объекта в список Всемирного наследия?

Определите, какой объект Всемирного наследия представлен на изображении? Чем он знаменит?

Определите, какие объекты Всемирного наследия представлены на изображениях? Какие из них находятся в России?

Перечислите объекты Всемирного наследия, находящиеся в вашем регионе (при наличии)

В конце реплика учителя. – Обратите внимание, что при возникающих сложностях с ответами на задания в рабочем листе, вы можете повторно просматривать видеозапись первой части урока.

Не забудьте отметить смайликом ваше настроение во время урока.
Веселый (показан на экране) – мне было интересно.
Грустный (показан на экране) – было не интересно.

Рефлексия

Деятельность учителя

Подведем итоги!

На экране всплывают слайды с вопросами.

Что такое Всемирное наследие?

Какие объекты природы относятся к Всемирному природному наследию?

С какими объектами Всемирного культурного наследия вы сегодня познакомились?

Спасибо за внимание! До новых встреч!

Рабочий лист

Тема урока: ________________________________________________________________________

Цель: _____________________________________________________________________________

1. Какие типы объектов входят в Список Всемирного наследия

2. Кратко сформулируйте и запишите критерии для включения объекта в список Всемирного наследия

 

 

3. Определите, какой объект Всемирного наследия представлен на изображении? Чем он знаменит?

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

4. Определите, какие объекты Всемирного наследия представлены на изображениях? Какие из них находятся в России?

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

5. Перечислите объекты Всемирного наследия, находящиеся в вашем регионе (при наличии)

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________