Цель: формирование представления об условиях жизни на Земле.

Задачи:

1. Способствовать закреплению знаний по изученной теме;

2. Сформировать представления о влиянии человека на географическую оболочку;

3. Способствовать развитию пространственно-образного мышления.

Планируемые результаты обучения:

Личностные:

- готовность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению;

- формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Метапредметные:

- освоение обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий;

- способность их применения в учебной, познавательной и социальной практике.

Предметные:

- формирование представлений о географии, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества.

Ход урока

Организационный момент

Деятельность учителя

Приветственное слово:
- Добрый день! Сегодня для вас проведет урок ___________________________________

В течение урока вам необходимо прослушивать информацию. В конце урока вам предстоит выполнить задания в рабочих листах по изученной теме.

Сопровождение

Видеозапись учителя. Внизу страницы подпись (ФИО, должность, ученая степень и т.д.).
Внизу страницы представлена ссылка для скачивания рабочего листа.

Мотивационный. Целеполагание

Деятельность учителя

Сегодня мы подводим итог изучению большого раздела «Географическая оболочка». Давайте вспомним, что мы узнали, выполняя интересные задания

Нам сегодня предстоит вспомнить:

1. Что такое географическая оболочка, из чего она состоит и какие этапы прошла в своем развитии?

2. Что такое природный комплекс и какими они бывают?

3. Как человек воздействует на географическую оболочку?

Сопровождение

На экране появляются свитки бумаги.
На первом свитке представлена тема урока.
На втором свитке «Нам сегодня предстоит…», синхронно, вместе со словами учителя появляются этапы того, что будет изучено на уроке (сообщение задач).

Актуализация знаний

Деятельность учителя

Знания о географическойоболочке крайне важны для человека, ведь в географической оболочке происходят  процессы, поддерживающие жизнь на Земле. Человеку необходимо понимать законы природы и активно приспосабливаться к ним.

Обобщение и систематизация ранее изученного материала

Деятельность учителя

Давайте вспомним, из каких веществ геосфер Земли состоит географическая оболочка? (Подобрать видео!)

Географическая оболочка состоит из жидких веществ гидросферы, газов атмосферы, твердого вещества литосферы и живого вещества биосферы.

Но формирование географической оболочки происходило постепенно.

На первом, добиогенном этапе, начавшемся 4000 лет назад, в развитии географической оболочки сформировались материки и впадины океанов.

На втором, этапе, 570 млн лет назад, началось формирование современной водной и воздушной оболочек, «озонового экрана»,почвенного покрова, активно развивалась жизнь.

Третий этап, начавшийся 40 тыс. лет назад характеризуется появлением человека и постоянно растущим воздействием его на окружающую среду.

Географическая оболочка обладает определенными свойствами.

Видео вырубленные леса. Давайте посмотрим видеофрагмент, какое свойство географической оболочки он характеризует?

Вырубка и сведение лесов часто приводят к необратимым последствиям, из-за нарушения сложившегося природного равновесия. Водопроницаемость почвы в лесу крайне велика, осадки, поступая в нее поддерживают питание подземных вод. Лес играет важную водорегулирующую роль. Из-за вырубки лесов мелеют реки, образуются болота, изменяется характер растительности и весь облик земной территории.

Это свойство географической оболочки – целостность, проявляющееся в единстве всех географических сфер.

Давайте совершим виртуальное путешествие по Европейской части России. Подобрать видео под описание!

Север Европейской части России находится в лесной зоне. Юго-западная часть ее представлена смешанными лесами, лиственными и хвойными, а северо-восточная - хвойными лесами (подзона тайги).

К югу от лесной зоны идет широкая полоса лесостепи, представляющая собой переходную область между лесом на севере и степью на юге. В своеобразном ландшафте лесостепи чередуются крупные массивы леса и обширные степные пространства. Еще южнее располагаются степи, преимущественно ровные безлесные пространства, занятые пашнями и лугами. Они охватывают весь юг вплоть до побережья Черного и Азовского морей. Крайний юго-восток (Прикаспийская низменность) представляет собой полупустыню, т. е. область, переходную от степей к пустыням. Наряду с участками ковыльно-полынных степей здесь встречаются значительные пространства перевеваемых песков, лишенных растительности. Почвы и грунты сильно засолены, много солонцов, солончаков и соленых озер.

Это описание свойства зональности. В представленном примере мы узнаем закон широтной зональности.

В областях, расположенных севернее и южнее экватора, климат обычно очень сухой. Однако в определённые месяцы там становится очень жарко, и идут дожди. Такие места, расположенные по всему миру, называются зонами саванн. Это название происходит от африканской саванны, которая представляет собой самый обширный регион с этим типом климата. Когда приходит дождь Зоны саванн находятся между двумя тропиками – линиями, где дважды в году солнце в полдень стоит точно в зените. В такое время там становится значительно жарче и от этого испаряется гораздо больше морской воды, что приводит к проливным дождям.

Причина сезонности в саванне определяется свойством ритмичности, проявляющемся в географической оболочке.

Взаимодействие природных компонентов в географической оболочке приводит к образованию природных комплексов. Любой природный комплекс характеризуется особым составом компонентов и неповторимым внешним видом. Примером природного комплекса являются озёра, болота, леса, где все компоненты природы (воздух, животные, горные породы, вода, растения находятся в постоянном равновесии).

Наиболее крупные природные комплексы – природные пояса, в пределах которых на суше выделяют природные зоны.

Вы уже познакомились с некоторыми из них. И, конечно же, сможете определить, о какой природной зоне идет речь, в описании известных писателей.  Подобрать видео под описание!

…чем дальше, тем становилась прекраснее. Тогда весь юг, все то пространство.. . до самого Черного моря было зеленою, девственною пустынею.. . Ничего в природе не могло быть лучше; вся поверхность земли представлялась зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов.. . занесенный бог знает откуда колос пшеницы наливался в гуще.. . Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов. В небе неподвижно стояли ястребы, распластав свои крылья и неподвижно устремив глаза свои в траву. Крик двигавшейся в стороне тучи диких гусей отдавался бог весть в каком дальнем озере. Из травы подымалась мерными взмахами чайка и роскошно купалась в синих волнах воздуха. Вот она пропала в вышине, только мелькнет одною черною точкою; вот она перевернулась крылами и блеснула перед солнцем. Так описывал Н.В. Гоголь степь в произведении «Тарас Бульба».

«…Ноги мягко ступали по мху. На нём там и сям валялись шишки, попорченные кедровками. Они напоминали комочки сотов. В некоторых отверстиях шишек, как пчёлки, торчали орехи. Но пробовать их бесполезно. Удивительно чуткий клюв у кедровки: пустые орехи птица даже не вынимает из гнёздышка...» - это описание тайги в произведении В. Астафьева «Васюткино озеро».

А теперь давайте вспомним про описание пустыни в произведении А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» Итак, в первый вечер я уснул на песке в пустыне, где на тысячи миль вокруг не было никакого жилья.  Человек,  потерпевший кораблекрушение  и затерянный  на  плоту  посреди  океана,  -  и  тот был бы не так одинок.

Как мы видим, неравномерное распределение тепла по поверхности земли способствовало формированию разнообразных природных зон на суше. Но в океане также проявляется закон широтной зональности. Разные зоны океана имеют различные условия, и соответственно, различный видовой состав организмов. Например, в жарких тропических зонах океанов распространены многочисленные коралловые рифы, с рабами и морскими звездами.

Полярные зоны океана отличаются бедностью видового состава, но большим объемом биомассы, достигаемым за счет планктона.

Для суши и океана также характерна вертикальная зональность. На суше она проявляется в высотной поясности – смене природных комплексов с высотой в горах. В океане вертикальная зональность проявляется в изменении видового состава с глубиной, в результате сокращения получаемого тепла и света.

Знание закона целостности географической оболочки имеет большое практическое значение. Если хозяйственная деятельность человека не учитывает его, то она часто приводит к нежелательным последствиям. Изменение одной из оболочек географической оболочки отражается и на всех других. Примером может служить эпоха великого оледенения в четвертичный период. Увеличение поверхности суши привело к наступлению более холодного и сухого климата, что повлекло за собой образование толщи снега и льда, покрывшего огромные площади на севере Евразии и Северной Америки, а это в свою очередь привело к изменению растительного и животного мира и к изменению почв.

Обобщение и систематизация

Деятельность учителя

Перед вами рабочий лист. Прочитайте задание в нем. Последовательно выполняйте задания.

Запишите тему нашего урока;

Какая цель была поставлена перед уроком? Сформулируйте цена на основе поставленных перед уроком задач (Сегодня мы узнаем).

Перечислите этапа формирования географической оболочки.

Перечислите свойства географической оболочки. Приведите примеры.

Определите, какие природные зоны изображены на репродукциях.

Как на ваш взгляд, человек взаимодействует с географической оболочкой?

Заполните таблицу, приведя примеры положительного и негативного воздействия человека на географическую оболочку.

В конце реплика учителя. – Обратите внимание, что при возникающих сложностях с ответами на задания в рабочем листе, вы можете повторно просматривать видеозапись первой части урока.

Не забудьте отметить смайликом ваше настроение во время урока.
Веселый (показан на экране) – мне было интересно.
Грустный (показан на экране) – было не интересно.

Спасибо за внимание! До новых встреч!

Рабочий лист

Тема урока: ________________________________________________________________________

Цель: _____________________________________________________________________________

1. Перечислите этапа формирования географической оболочки.

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

2. Перечислите свойства географической оболочки. Приведите примеры.

3. Определите, какие природные зоны изображены на репродукциях:

А.К. Саврасов _______________________

В. Серов _______________________

К.Е. Маковский _______________

4. Как на ваш взгляд, человек взаимодействует с географической оболочкой?

Заполните таблицу, приведя примеры положительного и негативного воздействия человека на географическую оболочку.

Положительное воздействие

Негативное воздействие