Цель и задачи урока: ознакомить учащихся со способами образования причастий настоящего времени и сформировать навык написания суффиксов причастий настоящего времени; сформировать навык правописания безударных окончаний причастий.

Приветствие.

Здравствуйте, дорогие друзья, мы с вами познакомились с новой частью речи, которая называется причастие – задача нашего сегодняшнего урока изучить несколько орфограмм, которые имеют отношение к причастию, и научиться не допускать орфографических ошибок. Мы узнали, что причастие всегда образовано от глагола и потому обладает некоторыми глагольными грамматическими признаками: имеет вид, время, возвратность. Однако обозначает причастие всё-таки признак, а потому соотнесено с прилагательным: отвечает на вопросы прилагательного, изменяется как прилагательное, имеет те же окончания, что и прилагательное (улыбающийся малыш, сверкающая молния, начинающийся дождь).

1. В связи с этим правописание безударных окончаний причастия строится по тому же правилу, что и у прилагательных: безударные окончания причастий проверяются по вопросу, который ставится от главного существительного к причастию. Например:

Читающий ребенок – ребенок (какой?) читающий – тот, который читает – причастие.

И. п. ребёнок какой? Читающий

Р. п. ребёнка какого? Читающего

Д. п. ребёнку какому? Читающему

В. п. ребёнка какого? Читающего

Т. п. ребёнком каким? Читающим

П. п. о ребёнке каком? Читающем?

Пожалуйста, помните, что, как и в прилагательных, в именительном падеже при вопросе какой? Окончание может быть как -ой, так и -ий.

Уставшая лошадь – лошадь (какая?) уставшая – та, которая устала – причастие

И. п. лошадь какая? уставшая

Р. п. лошади какой? Уставшей

Д. п. лошади какой? Уставшей

В. п. лошадь какую? Уставшую

Т. п. лошадью какой? Уставшей

П. п. о лошади какой? Уставшей

Летающее привидение – привидение (какое?) летающее – то, которое летает – причастие

И. п. привидение какое? летающее

Р. п. привидения какого? Летающего

Д. п. привидению какому? Летающему

В. п. привидение какое? Летающее

Т. п. привидением каким? Летающим

П. п. о привидении каком? Летающем

Задание:

Выберите из текста причастия, поставьте к ним вопросы, вставьте пропущенные буквы в окончаниях, объясните орфограмму.

Из всех слов могучего и первородного русского языка, полногласного, кроткого и грозного, бросающ…го звуки взрывным водопадом, журчащ…го неуловимым ручейком, исполненн…го говоров дремучего леса, шуршащ…го степными ковылями, поющ…го ветром, что носится и мечется и уманивает сердце далеко за степь, пресветло сияющ…го серебряными разливами полноводных рек, втекающ…х в синее море, – из всех несосчитанн…х самоцветов этой неисчерпаем…й сокровищницы языка живого, сотворенн…го и, однако же, без устали творящ…го, больше всего я люблю слово – воля. Так было в детстве, так и теперь. Это слово – самое дорогое и всеобъемлющ…е. 

(К. Бальмонт).

 Проверим:

Из всех слов могучего и первородного русского языка, полногласного, кроткого и грозного, (какого?) бросающего звуки взрывным водопадом, (какого?) журчащего неуловимым ручейком, (какого?) исполненного говоров дремучего леса, (какого?) шуршащего степными ковылями, (какого?) поющего ветром, что носится и мечется и уманивает сердце далеко за степь, пресветло (какого?) сияющего серебряными разливами полноводных рек, (каких?)  втекающих в синее море, – из всех (каких?) несосчитанных самоцветов этой (какой?) неисчерпаемой сокровищницы языка живого, (какого?) сотворённого и, однако же, без устали (какого?) творящего, больше всего я люблю слово – воля. Так было в детстве, так и теперь. Это слово – самое дорогое и (какое?) всеобъемлющее. (К. Бальмонт).

2. Глагольные грамматические признаки причастия практически соответствуют признакам того глагола, от которого причастие образовано. Причастия настоящего времени, как действительные, так и страдательные, образуются от основ настоящего времени глагола при помощи особых суффиксов, о которых мы говорили на прошлом уроке. Настоящее время действительных причастий образуется при помощи суффиксов -ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ- (дышат – дышащий, слышат – слышащий; встречают – встречающий, отмечают – отмечающий), а прошедшее время – при помощи суффиксов –ем-, (-ом-), -им- (разрешают – разрешаемый, запрещают – запрещаемый; слышат – слышимый, значат – значимый). А вот гласные в суффиксах причастий уже зависят от спряжения того глагола, от которого образовано причастие.

3. Давайте вспомним, как определяется спряжение глагола:

1) Ставим глагол в начальную форму.

2) Смотрим, на что оканчивается глагол.

3) Если глагол оканчивается на -ить (кроме брить, стелить) – это глагол 2 спряжения.

4) Если глагол оканчивается не на -ить (кроме 11 глаголов-исключений) – это глагол 1 спряжения.

4. Именно спряжение глагола и подскажет нам, какую гласную мы должны написать в личном окончании глагола. Именно спряжение глагола также подскажет нам, какую гласную мы должны написать в суффиксе причастия настоящего времени.

Мы помним, что глаголы 1 спряжения в безударных личных окончаниях имеют гласные Е, У, Ю. Эти же гласные появляются и в суффиксах причастий настоящего времени  – суффиксы -ущ- или –ющ- у действительных причастий и суффикс -ем- (-ом-) у страдательных причастий (избегать – 1 спряжение – избегает… избегают – избегающий, избегаемый; склонять – 1 спряжение – склоняет… склоняют – склоняющий, склоняемый; решать – 1 спряжение – решает… решают – решающий, решаемый; сопутствовать – 1 спряжение – сопутствует… сопутствуют – сопутствующий, сопутствуемый). Помните, что у причастия не бывает суффикса -ещ- – только -ущ- или -ющ-.

Мы также помним, что глаголы 2 спряжения в безударных личных окончаниях имеют гласные И, А, Я. Эти же гласные появляются и в суффиксах причастий настоящего времени – суффиксы -ащ- или -ящ- у действительных причастий и суффикс -им- у страдательных причастий (руководить – 2 спряжение – руководит… руководят – руководящий, руководимый; любить – 2 спряжение – любит… любят – любящий, любимый; видеть – 2 спряжение – видит… видят – видящий, видимый). Следует также помнить, что у причастия не бывает суффикса -ищ- – только -ащ- или -ящ-.

Давайте обратимся к стихотворению А.А. Фета:

Чуя внушённый другими ответ,
Тихий в глазах прочитал я запрет,
Но мне понятней ещё говорит
Этот правдивый румянец ланит,
 Этот цветов обмирающих зов,
Этот теней набегающий кров,
Этот предательский шёпот ручья
Этот рассыпчатый клич соловья.

Найдём в стихотворении все причастия и выберем среди них причастия настоящего времени и определим гласную, которую мы должны написать в суффиксе этих причастий.

Обмирающих – обмирать – 1 спряжение – обмирают

Набегающий – набегать – 1 спряжение – набегают

Задание:

Распределите слова в четыре столбика:

Бор...щийся за независимость, дремл...щий старик, леч…щий врач, ла...щая собака, дорогосто…щие товары, пил...щий дерево, плещ...щиеся дети, пен...щиеся волны, щебеч...щие птицы, поддержива...мая температура, гон...щий вперёд, исполня…мая увертюра, знач...щийся в списке, наде...щийся на успех, реша...мый вопрос, независ...мое государство, избира...мый президент, раздира...мый противоречиями.

-ущ- (-ющ-)

-ащ- (-ящ-)

-ем-

-им-

борющийся

лечащий

поддерживаемая

независимое

дремлющий

дорогостоящие

исполняемая

 

лающая

пилящий

решаемый

 

плещущиеся

пенящиеся

избираемый

 

щебечущие

гонящий

раздираемый

 

надеющийся

значащийся

 

 

  Вывод: итак, безударные окончания причастий проверяются так же, как и у прилагательных – по вопросу, заданному от определяемого слова, а безударные суффиксы причастий настоящего времени проверяются так же, как проверяются безударные личные окончания глаголов настоящего и будущего времени, от которых причастия образованы, – по спряжению глагола.

Итоговое задание

Закончить сегодняшний урок мне бы хотелось шуточным стихотворением из цикла «Вредные советы» Григория Остера. Послушайте этот совет, улыбнитесь и сделайте по-своему, так, как подсказывают вам ваш разум и ваше сердце. А заодно найдите в тексте стихотворения причастие в настоящем времени, выделите в нём окончание и суффикс, объясните выбор гласных в суффиксе и окончании причастия.

Посещайте почаще

Театральный буфет

Там пирожные с кремом,

С пузырьками вода.

Как дрова, на тарелках

Шоколадки лежат

И из трубочки можно

Пить молочный коктейль.

Не просите билеты

На балкон и в партер.

А просите билеты

В театральный буфет.

Уходя из театра

Унесёте с собой

Под трепещущим сердцем

В животе бутерброд.

(Григорий Остер)

1. Дополнительная информация

Рекомендуемые тренажёры:

1. От глаголов образуйте причастия настоящего времени. От всех ли глаголов можно образовать страдательные причастия?

1) вымерять

2) закидывать

3) выбирать

4) гладить

5) вязать

6) выкраивать

7) предполагать

8) отдыхать

9) исполнять

10) ограждать

11) разучивать

Проверим:

1)   Вымеряющий, вымеряемый

2)   Закидывающий, закидываемый

3)   Выбирающий, выбираемый

4)   Гладящий

5)   Вяжущий

6)   Выкраивающий, выкраиваемый

7)   Предполагающий, предполагаемый

8)   Отдыхающий

9)   Исполняющий, исполняемый

10) Ограждающий, ограждаемый

11) Разучивающий, разучиваемый

Рекомендуемые тесты:

1.    Распределите причастия на три столбика:

Стел...щийся туман, блещ…щий на солнце, чу…щий запах, грохоч...щий гром, мел...щий муку, невнятно бормоч...щий, скач...щий всадник, вяж...щий шарф, леч…щий врач, корч…щийся от боли, маш...щий платком, топч...щийся на месте, держ...щая первенство.

-ущ-

-ющ-

-ащ-

блещущий

стелющийся

лечащий

грохочущий

чующий

корчащийся

бормочущий

мелющий

держащий

скачущий

 

 

вяжущий

 

 

машущий

 

 

топчущийся