Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления).
Цель урока:
Научить воспринимать музыку как разнообразный мир человеческих чувств.
Задачи: 
Образовательные:
Учить понимать особенности музыкального языка через новые музыкальные произведения:
- осознавать интонационно-образные, жанровые и стилевые основы музыки.
- воспринимать и сравнивать различные по смыслу музыкальные интонации при прослушивании музыкальных произведений.
- воспринимать и соотносить характерные черты творчества отдельных зарубежных композиторов (В. А. Моцарт).
Развивающие:
- развивать умение воспринимать музыку, размышлять о ней, высказывать своё мнение;
- развивать вокально-хоровые навыки;
- способствовать развитию интереса к искусству через творческое самовыражение.
Воспитательные:
- способствовать обогащению духовного мира детей;
-воспитывать их музыкальный, художественный и эстетический вкус;
-воспитывать любовь к классической музыке, акцентировать внимание на том, что настоящее искусство выступает за распространение идей добра, гармонии, взаимопомощи, справедливости.
Цели деятельности учителя:
- создать условия для ознакомления с музыкальными произведениями;
- способствовать формированию музыкальной культуры личности, развитию и углублению интереса к музыке и музыкальной деятельности (слушание музыки, пение).
- через исполнение и коллективнуюмыследеятельность подвести учащихся к восприятию темы урока;
- в ходе аргументированных размышлений о многообразии человеческих чувств и переживаний подвести учащихся к восприятию нового (В.А. Моцарт «Маленькая ночная серенада» и «Реквием»);
- в преломлении полученных знаний в эмоционально-личностном отношении подвести учащихся к образному миру музыки Моцарта и к обобщению на уровне темы о роли музыки как искусстве чувств (в контексте темы года «В чём сила музыки» и её раздела «Мелодия»).
Планируемые результаты: 
Предметные:
Обучающийся сможет:
– научиться слушать и анализировать музыкальные произведения В.А. Моцарта «Маленькая ночная серенада» и Реквием («Лакримоза»);
– наблюдать и воспринимать музыку как разнообразный мир человеческих чувств;
–получить возможность развивать вокальные и исполнительские способности, формировать певческие и инструментальные навыки (звуковедение, дыхание, артикуляция, интонирование) на примере песен«Прекрасное далёко» (Музыка Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина) и «Песенка о Моцарте» (музыка и слова Б. Окуджавы) и фрагмента «Маленькой ночной серенады» В.А. Моцарта (на блокфлейте).
Метапредметные: 
Познавательные:
- внимательно слушают, формулируют ответы на вопросы, анализируют и делают выводы, строят рассуждения;
- учатся использовать специальную терминологию музыкального искусства;
- учатся умению излагать свою точку зрения;
- развивают умение глубже понимать смысл произведения;
- учатся понимать особенности музыкального языка.
Регулятивные:
- организовывают свою деятельность, принимают ее цели и задачи, выбирают средства реализации этих целей и применяют их на практике;
- учатся воспринимать музыку как образное искусство.
Коммуникативные: осваивают диалоговую форму общения.
Личностные:
Обучающийся сможет:
- сформировать эмоционально-ценностное отношение к искусству;
- оценивать результаты деятельности;
- сформировать собственную внутреннюю позицию на уровне положительного отношения к уроку.
Музыкальный материал:
1. В.А. Моцарт «Маленькая ночная серенада» (слушание и исполнение на блокфлейтах).
2. В.А. Моцарт Реквием. «Lacrimosa» (слушание).
3. Музыка и слова Б. Окуджавы «Песенка о Моцарте» (слушание, разучивание).
4. Музыка Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина «Прекрасное далёко» (вокально-хоровая  работа).
ТСО: Компьютер, проектор, экран, аудиозаписи, м/м презентация, видео-фрагмент из фильма «Маленькие трагедии» («Моцарт и Сальери», режиссёр Михаил Швейцер, 1979 г.), фортепиано (или цифровое пианино), блокфлейта.
Портреты: композиторы - В.А. Моцарт, А. Рубинштейн, Б. Окуджава; певца Ф.Шаляпина
Виды деятельности: слушание, пение, инструментальное музицирование.
Основные понятия и ключевые слова: мелодия, серенада, реквием, Lacrimosa, В.А. Моцарт, Б. Окуджава.

Технология изучения темы
I. Организационный (мотивационный) этап.
1. Музыкальное приветствие.
Деятельность учителя: Вспомните, с каким понятием мы начали знакомство на прошлом уроке?
Деятельность обучающихся: Мелодия.
Деятельность учителя: А что нужно композитору чтобы сочинить мелодию? 
Деятельность обучающихся: Ноты
Деятельность учителя: Давайте вспомним их и споём звукоряд. 
2. Распевание.
Деятельность обучающихся: учащиеся поют звукоряд (сначала по руке – сольмизация, потом самостоятельно в 2-х тональностях С-dur, D-dur).
3. Проверка домашнего задания
- Ответы на вопросы предыдущего урока
- Исполнение на блокфлейте«Серенады Трубадура» Г. Гладкова (1 куплет)
- Исполнение песни Е. Крылатова «Прекрасное далёко» (работа над голосоведением и эмоциональным исполнением).
II. Актуализация опорных знаний и умений.
Деятельность учителя: Вспомните, что сказал о мелодии П.И.Чайковский?
Деятельность обучающихся: «Мелодия – душа музыки».
Деятельность учителя: К чему и к кому мы можем применить слово мелодия и душа?
Деятельность обучающихся: Мелодия – к музыке; душа – к человеку.
Деятельность учителя: А какие чувства, душевные состояния, настроения испытывает человек на протяжении своей жизни?
Деятельность учителя: Учитель на доске выписывает в два столбика названные учащимися чувства: 
Деятельность обучающихся: 1). Грусть, печаль, разочарование, страдание.
2). Веселье, радость, счастье, любовь
Деятельность учителя: Скажите, можем ли мы в музыке услышать эти душевные состояния человека?
Деятельность обучающихся: варианты ответов учеников: все эти чувства композиторы передавали в своих музыкальных произведениях.
III. Постановка учебной проблемы.

Деятельность учителя: Как вы думаете, какая музыка будет сегодня звучать на уроке? Выберите из двух столбиков записанных на доске ключевые слова.
Деятельность обучающихся: Печаль и Радость
Деятельность учителя: Попробуйте сформулировать тему нашего урока
Деятельность обучающихся: предлагают варианты названия.
На слайде презентации появляется название темы урока: «Мелодией одной звучат печаль и радость».
Деятельность обучающихся: это строчка изстихотворения Александра Блока.
IV. Формулирование учебной проблемы.
Деятельность учителя: Ещё раз обратите внимание на тему нашего урока и скажите, музыка одного или нескольких композиторов будет сегодня звучать на уроке.
Деятельность обучающихся: Одного.
Деятельность учителя: Я сейчас исполню на блокфлейте музыкальный фрагмент, а вы попробуйте догадаться, кому из композиторов он принадлежит. И почему вы так решили.
Звучит в исполнении учителя мелодия «Маленькой ночной серенады» В.А. Моцарта
Деятельность обучающихся: Слушают и отвечают: Эта мелодия написана Моцартом.

Деятельность учителя: Почему вы так решили?
Деятельность обучающихся: Она радостная, грациозная, изящная, праздничная.
Деятельность учителя: Вы правы. Это жизнерадостная музыка написана великим австрийским композитором Вольфгангом Амадеем Моцартом, называется «Маленькая ночная серенада» (показ портрета композитора). Вас удивило название «серенада»? Ведь на прошлом уроке мы слушали серенады лирического, печального настроения. Но немало на свете весёлых мелодий, рождённых в минуты радости или в дни праздников. Даже среди серенад –  большей частью грустных и задумчивых – можно найти жизнерадостные и подвижные мелодии, полные очарования и оптимизма. 
Вот и прелестная, грациозная «Маленькая ночная серенада» В. А. Моцарта – мелодия, которой полна света и обаяния праздничной ночи!

V. Открытие нового знания.
Деятельность учителя: В Вене XVIII века было принято устраивать небольшие ночные концерты под окнами того человека, которого хотели отметить вниманием (показ картинки). Разумеется, смысл музыки, исполнявшейся в его честь, был вовсе не лирическим и не сокровенным, как в любовной серенаде, а скорее забавным и чуть озорным. В таком ночном концерте участвовало несколько человек – ведь радость объединяет людей!

Для исполнения серенады Моцарта требовался струнный оркестр –   собрание виртуозных и выразительных инструментов, так волшебно певших в тишине венской ночи.
Мелодия «Маленькой ночной серенады» пленяет тонкостью и изяществом. В её звуках оживает облик старой Вены, необычайно музыкального города, где днём и ночью можно было услышать чудесную музыку. Лёгкость и ловкость изложения подчёркивает, что это не драматическая история, а не более чем беззаботная прелестная музыкальная шутка.
Очарованный светлыми моцартовскими мелодиями, русский певец Ф. Шаляпин (показ картинки) так выразил своё отношение к великому венскому классику: «Идёшь в дом, простой, без лишних украшений, уютный, большие окна, море света, кругом зелень, всё приветливо, и тебя встречает радушный хозяин, усаживает тебя, и так хорошо себя чувствуешь, что не хочешь уходить. Это Моцарт».
Слушание фрагмента В.А. Моцарта, ч. 1 «Маленькая ночная серенада»
Деятельность обучающихся: слушание.
Деятельность учителя: ответьте на следующие вопросы: Слышали ли вы пение в серенаде? 
Деятельность обучающихся: Нет.
Деятельность учителя: Какие инструменты звучали?
Деятельность обучающихся: Струнные.
Деятельность учителя: Какое настроение передала вам «Маленькая ночная серенада» В.А. Моцарта?
Деятельность обучающихся: Бодрое, жизнерадостное, тонкое, изящное, оптимистичное, задорное, радостное.
Деятельность учителя: Как вы думаете, почему над этой музыкой не властно время, почему ее с удовольствием слушают и взрослые, и дети во все времена?
Деятельность обучающихся: варианты ответов
Деятельность учителя: Предлагаю вам исполнить фрагмент «Серенады» на блокфлейтах.
Деятельность обучающихся:
- разбор ритмического рисунка (прохлопывание).
- исполнение по схеме (на слайде презентации):

Деятельность учителя: Какие чувства вы испытывали, когда слушали и исполняли музыку Моцарта?
Деятельность обучающихся: Чувства радости и оптимизма.
Деятельность учителя: А всегда ли человек испытывает чувства светлые, добрые и радостные?
Деятельность обучающихся: Нет, в жизни человека неизбежны утраты и разочарования.

Деятельность учителя: Именно в искусстве наиболее ярко проявляют себя те чувства и раздумья, которыми живёт человек. И поэтому не следует удивляться, когда тот же самый Моцарт, написавший «Маленькую ночную серенаду», тот Моцарт, которого композитор А. Рубинштейн (показ портрета) называл Гелиосом – богом солнца музыки, о котором восклицал: «Вечный солнечный свет в музыке – имя тебе Моцарт!» – создаёт одно из самых скорбных во всём мировом искусстве сочинений – свой Реквием… (показ картинки с умирающим Моцартом и текст:

Реквием (лат) reguiem – покой – большое вокальное или вокально-инструментальное произведение, написанное в память умерших, погибших.– Первоначально – поминальная католическая месса. Затем – произведение вроде кантат или ораторий, посвященных памяти героев.)
Умирающий композитор, последние месяцы своей жизни посвятивший этому произведению, так писал о нём в одном из своих писем: «Передо мной моя погребальная песнь. Не могу оставить её незавершённой». «Реквием» – последнее, произведение композитора и одно из самых вдохновенных и глубоких музыкальных творении XVllI века ...
Слушание фрагмента В.А.Моцарт Реквием «Лакримоза»
Деятельность учителя: Послушайте внимательно музыку Моцарта и ответьте на следующие вопросы: какое настроение передает вам эта музыка, какой у неё характер?
Деятельность обучающихся: слушание (на слайде картинки).


(После прослушивания ответы учеников)

Деятельность обучающихся: В музыке слышитсяпечаль, скорбь, горе, беда, тоска, трагедия.
Деятельность учителя: Реквием был заказан Моцарту неким незнакомцем, одетым во всё чёрное, который однажды постучался в дом композитора и передал этот заказ как поручение очень важного лица. Моцарт с увлечением принялся за работу, в то время как болезнь уже подтачивала его силы.
Душевное состояние Моцарта в период работы над Реквиемом с огромной драматической силой передал А.С. Пушкин в маленькой трагедии «Моцарт и Сальери». Вот как говорил композитор о своих тревогах незадолго до смерти.

Мне день и ночь покоя не даёт
Мой чёрный человек. За мною всюду
Как тень он гонится. Вот и теперь
Мне кажется, он с нами сам – третий
Сидит…

Предлагаю посмотреть небольшой отрывок из кинофильма «Моцарт и Сальери» в нём показано, как В.А.Моцарт работал над Реквиемом, вы увидите его сметание, его переживания.
Просмотр видеофрагмента из фильма «Маленькие трагедии», 1 серия («Моцарт и Сальери»), фильм снят в 1979 году режиссёром Михаилом Швейцером.
Деятельность обучающихся: просмотр видеофрагмента
Деятельность учителя: Полностью эту серию вы можете посмотреть на сайте учителя, а также прочесть эту историю у А.С. Пушкина в «Маленьких трагедиях».
Моцарт не успел завершить свой Реквием. Незаконченные разделы после смерти композитора были дописаны его учеником Ф. 3юсмайром, который был посвящён Моцартом в замысел всего сочинения.
Не в этих ли во многом трагических обстоятельствах создания Реквиема заключена его непостижимая глубина и сила, воплотившая в себе последнюю волю великой души, уже овеянной дыханием вечности?
Моцарт остановился в начале «Lacrimosa», дальше он не мог уже продолжать. В этой частипосле гнева, ужаса, мрака предшествующих частей наступает состояние возвышенной лирической скорби. 
Мелодия «Lacrimosa» («Слёзный день») основана на интонации вздоха и плача, одновременно являя образец глубокой искренности и благородной сдержанности чувства. Сейчас ребята, мы посмотрим небольшой отрывок из кинофильма, в нём показано, как В.А.Моцарт работал над реквиемом, вы увидите его сметание, его переживания
Деятельность учителя: В завершении урока предлагаю вам разучить «Песенку о Моцарте» Булата Шалвовича Окуджавы. Сам поэт наделен способностью остро чувствовать силу жизни как она есть, ее естественный ход, ее быстротечность, ее необратимость. В людях его времени жила неистребимая потребность в любви, счастье, человеческом тепле. Окуджава нашел слова для языка чувств, и улица запела его голосом: она открыла для себя не только новые слова – она почувствовала, что живет, страдает, любит и надеется.

Окуджава Булат «Песенка о Моцарте»
Моцарт на старенькой скрипке играет,
Моцарт играет, а скрипка поет.
Моцарт отечества не выбирает –
просто играет всю жизнь напролет.
Ах, ничего, что всегда, как известно,
наша судьба – то гульба, то пальба...
Не оставляйте стараний, маэстро,
не убирайте ладони со лба.

Где-нибудь на остановке конечной
скажем спасибо и этой судьбе,
но из грехов своей родины вечной
не сотворить бы кумира себе.
Ах, ничего, что всегда, как известно,
наша судьба – то гульба, то пальба...
Не расставайтесь с надеждой, маэстро,
не убирайте ладони со лба.

Коротки наши лета молодые: миг –
и развеются, как на кострах,
красный камзол, башмаки золотые,
белый парик, рукава в кружевах.
Ах, ничего, что всегда, как известно,
наша судьба – то гульба, то пальба...
Не обращайте вниманья, маэстро,
не убирайте ладони со лба.

Совместная деятельность учителя и обучающихся: Слушание песни в исполнении учителя (или Б. Окуджавы, или Е. Камбуровой, или Ж. Бичевской), разучивание песни.

VI. Рефлексия учебной деятельности.
Деятельность учителя: В человеке присутствуют чувства радости, веселья, страдания и печали, в музыке композиторы также передают через свои произведения данные чувства. Что нового вы узнали на уроке?
Деятельность обучающихся: варианты ответов учеников:Новые факты из жизни Моцарта, его произведения: «Маленькая ночная серенада», Реквием «Лакримоза» (Слезный день), разучили новую песню о Моцарте, смогли сами исполнить его музыку.
Деятельность учителя: В чем отличие между двумя произведениями Моцарта?
Деятельность обучающихся: В одном радостные чувства, в другом печаль и тоска, то есть те чувства, которые на протяжении своей жизни испытывает человек.
Деятельность учителя: Мы узнали другого Моцарта, произведения которого могут вмещать многообразную гамму человеческих эмоций.
Я желаю вам: пусть с вами всегда будут хорошая музыка, хорошая поэзия, хорошие картины, чтобы вы, вслушиваясь, вчитываясь, всматриваясь в произведения искусства, глубже познавали жизнь.

VII. Домашнее задание:
1.Выучите песню Б. Окуджавы «Песенка о Моцарте».
2.Исполните на блокфлейте «Маленькую ночную серенаду».
3. Приведите примеры различных произведений одного автора (из области литературы или живописи), которые отличались бы контрастным характером.
4. Посмотрите целиком 1 серию «Моцарт и Сальери» из фильма «Маленькие трагедии».