Тема урока /тип урока

Steigerungsstufen. Степени сравнения прилагательных.

Цель урока

Познакомить детей с правилом образования 3 степеней сравнения в немецком языке

Задачи урока

Познакомить детей с общим правилом  и  особенностями образования 3 степеней сравнения в немецком языке,

Тренировать образование 3 степеней сравнения у отдельных базовых прилагательных

Планируемые результаты:

- личностные

формирование мотивации изучения иностранных языков и стремление к самосовершенствованию в образовательной области «Немецкий язык»;

- метапредметные

развитие навыков самонаблюдения, самоконтроля и самооценки в процессе осуществления учебной деятельности

- предметные

Знание правила образования 3 степеней сравнения в немецком языке

Умение применить это правило

 Технология изучения темы урока

Основные этапы урока/планируемое время,  мин

План урока

 Комментарии к уроку (учебно-методическое и информационное обеспечение)

Освоение нового материала

(просмотр видео-урока)

 

Hallo, Freunde!  Ich habe heute 3 Äpfel mit. Sie helfen uns ein neues grammatisches Thema lernen. Seht bitte diese Äpfel an. 

Der erste Apfel ist klein.

   Aber der zweite Apfel ist kleiner.

   Der dritte Apfel ist am kleinsten. 

  Also, wie heißt unser Thema?  

   Да, наша тема называется степени сравнения прилагательных.

    Первая степень называется Positiv – положительная.

    Она называет прилагательное, обладающее каким-либо качеством, z.B. – klein. Прилагательные в словаре стоят именно в этой форме. Какие немецкие прилагательные в Positiv ты можешь назвать? 

Super!!! 

Вторая степень называется – Komparativ – сравнительная степень.

   Она показывает, что качество данного предмета выражено сильнее, чем  у предыдущего.  Чтобы образовать Komparativ – нам просто нужно добавить к положительной степени  (Positiv) cуффикс – er.

                z.B. klein - kleiner                       

Попробуйте самостоятельно образовать Komparativ!

Schnell  – schneller

Schlecht  – schlechter

Nett – netter. 

Prima! 

Обратите внимание: прилагательные, которые состоят из одного слога и имеют  а, o, или  u  в корне– получают умляут (жест пальцами)

 z.B. – warm – wärmer

            jung-jünger

            groß- größer 

Und jetzt selbst! 

        Stark – stärker

        Alt-älter

        Lang-länger

        Klug –klüger

        Grob- gröber       

Toll!  Думаю, вторую особенность сравнительной степени вы запомните также легко.

 Итак: прилагательные, которые заканчиваются на – er или -el теряют в Komparativ – гласный е.

       z.B.- dunkel – dunkler

                sauer – saurer

                 teuer – teurer

При сравнении прилагательные и наречия в Komparativ  употребляются с союзом als. z.B. Deine Äpfel sind saurer als meine.

В немецком языке перед als запятая не ставится.

Ist alles klar? Super!!! 

Und jetzt kommt Superlativ – превосходная степень! 

Superlativ мы можем образовать двумя способами –

1)       аm + прилагательное в Positiv + cуффикс „sten”

z.B. klein – am kleinsten

Прилагательные ,  которые получают умлауты в Komparativ , cохраняют его и в Superlativ

z.B. warm – am wärmsten

               И  ещё одна особенность: если корень прилагательного оканчивается на  -d, -t, -s, -ß, - z, -sch, -x, то в  Superlativ  перед суффиксом  появляется гласный „e“.

                z.B. frisch –am frischesten. 

Und jetzt selbst! 

Schnell –am  schnellsten

Reif – am reifsten

Stark – am stärksten

Klug –am klügsten

Groß- am größten

Kurz – am kürzesten 

Super!!  

Обратите внимание! Данная форма не склоняется! 

Второй способ - это

       2)    определенный артикль + прилагательное в Positiv + cуффикс „ste”

               z.B. klein – der/ die/das kleinste              

                 Все особенности также сохраняются.

              z.B.   interessant –der/die/das interessanteste

                z.B.   warm – der/die/das wärmste 

    Данная форма склоняется, z.B. der/die/das kleinste в единственном числе                                                                      die kleinsten  - во множественном 

          Попробуйте образовать превосходную степень в единственном числе 

Schnell –  der/die/das  schnellste

Reif –  der/die/das reifste

Stark –  der/die/das stärkste 

Klasse! Und jetzt im Plural! 

Klug – die klügsten

Groß- die größten

Kurz – die kürzesten 

  Gut! Кстати, а как вы образуете 3 формы данного слова?

  Это был вопрос с подвохом.

  Правильный вариант звучит – gut – besser – am besten.

  В приложении к уроку вы найдёте 6 прилагательных и наречий, которые образуют формы не по правилам. Их нужно выучить. 

Das ist alles für heute!

Also, viel Spaß beim Deutschlernen! Tschüss!

Столик, на него выкладываю из корзинки 1 яблоко. Произношу

 Der erste Apfel ist klein.

Под яблоком появляется надпись klein,

Выкладываю 2 яблоко

Произношу - Aber der zweite Apfel ist kleiner.

Под вторым яблоком появляется надпись kleiner.

Выкладываю 3 яблоко -Произношу Der dritte Apfel ist am kleinsten.

Под яблоком возникает надпись – am kleinsten 

На экране надпись Positiv – когда называю пример, он появляется на экране

 Под надписью Positiv появляется надпись klein 

На экране, рядом с первой надписью появляется надпись Komparativ

Под ней появляется пример kleiner  (суффикс выделен цветом) 

Сначала появляется слово  schnell – через паузу для ответа schneller

Schlecht  пауза schlechter

Nett  пауза  netter. 

Сначала появляется слово  warm – через паузу для ответа wärmer

jung  пауза jünger

groß  пауза  größer. 

stark  пауза stärker

alt  пауза  älter

lang  пауза länger

klug    пауза  klüger

grob пауза  gröber. 

dunkel  пауза dunkler

sauer  пауза  saurer

teuer пауза teurer 

На экране появляются 2 предыдущие надписи ( Positiv  - под ним klein, Komparativ под ним kleiner)  добавляется надпись

Superlativ

Под ней появляется пример am kleinsten  (суффикс выделен цветом) 

Сначала появляется слово  schnell – через паузу для ответа am schnellsten

reif  пауза  am reifsten

stark  пауза  am stärksten

klug  пауза am klügsten

groß-  пауза am größten

kurz – пауза am kürzesten 

В таблице, данной выше, добавляется der/die/das kleinste

                         die kleinsten 

Сначала появляется слово  schnell – через паузу для ответа  der/die/das schnellste

reif  пауза  der/die/das reifste

stark  пауза  der/die/das stärkste 

Klug пауза die klügsten

Groß пауза die größten

Kurz пауза die kürzesten 

На экране 

 gut – besser – am besten.

Самостоя-тельная работа с учебным материалом

 

№1. Дополните таблицу, формами прилагательных данными ниже

Positiv

 Komparativ

 Superlativ

 kalt

  sonniger  

 am kleinsten

Sonnig, kleiner, am kältesten, kälter, klein, am sonnigsten.

Правильные ответы:

Positiv

 Komparativ

 Superlativ

sonnig

klein

kalt

sonniger

kleiner

kälter

am sonnigsten

am kleinsten

am kältesten

№2. Вставьте  пропущенные буквы a, ä, u, ü, o, ö.

.lt - .lter – am .ltesten;  j.ng – j.nger – am  j.ngsten;  gr.ß- gr.ßer- am gr.ßten.

Правильные ответы:

alt – älter – am ältesten;  jung – jünger – am  jüngsten;  groß- größer- am größten.

 №3. Вставьте пропущенную букву e,  там где это необходимо.

Dunk.l – dunk.ler, sau.r – sau.rer,  teu.r – teu.rer.

Правильные ответы:

Dunkel – dunkler, sauer – saurer, teuer – teurer.

 №4. Дополни предложения прилагательными данными в скобках в Komparativ.

Meine Äpfel sind  ___________ als deine Äpfel.  (reif)

Deine Katze ist _____________ als meine Katze. (schön)

Sein  Hund ist  ______________als unser Hund. (klug)

Правильные ответы:

Meine Äpfel sind reifer als deine Äpfel.

Deine Katze ist  schöner als meine Katze.

Sein  Hund ist  klüger als unser Hund.

 №5. Вставьте пропущенную букву e,  там где это необходимо.

Am frisch.sten, am schnell.sten, am kürz.sten, am läng.sten.

Правильные ответы:

Am frischesten, am schnellsten, am kürzesten, am längsten.

 №6. e или en?  Вставь пропущенное окончание

Der kürzest. Monat, die reichst. Ernte, die stärkst. Winde, das schönst. Mädchen, die glücklichst. Kinder.

Правильные ответы:

Der kürzeste Monat, die reichste Ernte, die stärksten Winde, das schönste Mädchen, die glücklichsten Kinder.

 №7. Выучите слова- исключения из приложения 1 и дополните таблицу, формами прилагательных данными ниже

Positiv

 Komparativ

 Superlativ

gern

  besser 

am meisten

viel, lieber, gut, am besten, am liebsten, mehr.

Правильные ответы:

Positiv

 Komparativ

 Superlativ

gut

viel

gern

besser

mehr

lieber

am besten

am meisten

am liebsten

 

Рефлексия

(самоанализ, самооценка)

 

 

№1. Дополните таблицу, формами прилагательных данными ниже

Positiv

 Komparativ

 Superlativ

 gern

  besser 

 am meisten

viel, lieber, gut, am besten, am liebsten, mehr.

Правильные ответы:

Positiv

 Komparativ

 Superlativ

gut

viel

gern

besser

mehr

lieber

am besten

am meisten

am liebsten

 №2. Вставьте пропущенную букву e,  там где это необходимо.

dunk.ler, am kürz.sten, sau.rer, teu.rer, am frisch.sten.

Правильные ответы:

dunkler, am kürzesten, saurer, teurer, am frischesten.

 №3. Дополните текст прилагательными данными ниже.

In diesem Jahr ist Erntedankfest in unserer Schule sehr___________.

Die Spiele sind ________ und das Essen ist ____________. Die Kinder ziehen sich sehr________ an. Die Eltern sind _____________. Das Wetter ist _________ und die Ernte ist ____________ als _________.

früher, interessant, wärmer, am lustigsten, am leckersten, festlich, aktiv, reicher.

Правильные ответы:

In diesem Jahr ist Erntedankfest in unserer Schule sehr interessant.

Die Spiele sind am lustigsten und das Essen ist am leckersten. Die Kinder ziehen sich sehr festlich an. Die Eltern sind aktiv. Das Wetter ist wärmer und die Ernte ist reicher als früher.