Тема урока: Технологическая карта – основной документ для изготовления деталей

Цель урока:  организовать деятельность обучающихся по изучению понятий  «маршрутная карта», «операционная карта», «технологическая карта»; научить учащихся самостоятельно составлять технологическую карту изготовления простой детали из конструкционных материалов;

Задачи:

обучения – сформировать понятия о технологической карте изготовления изделий из конструкционных материалов на уровне применения в сходной ситуации, то есть по образцу и на уровне применения в новой ситуации, то есть творчески; отработать навыки планирования трудовой деятельности с учётом имеющихся ресурсов и условий;

развития – способствовать развитию мыслительных операций (анализировать, сравнивать, обобщать, систематизировать, абстрагировать), развитию абстрактно-логического мышления и воображения (репродуктивного, творческого), развитию общетрудовых политехнических умений (конструктивно-технических, организационно-технологических);

воспитания – воспитывать мотивы учения (познавательную потребность, интерес и активность); воспитывать коллективизм (привычку считаться с общественным мнением, ответственность перед коллективом); воспитывать творческое начало личности.

Планируемые результаты обучения:

личностные – готовность учащихся к саморазвитию; сформированность их мотивации к целенаправленной познавательной деятельности, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные позиции в межличностных отношениях;

метапредметные – освоение учащимися способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях; умение организовать учебное сотрудничество с педагогами и сверстниками;

предметные – сформированность представлений о технологических картах изготовления деталей из конструкционных материалов; получение опыта составления технологических карт изготовления простых деталей из древесины, металлов, искусственных материалов.

Ход урока:

1.  Организационный момент.

     При проектировании будущего изделия очень важно тщательно продумать каждый этап. До начала выполнения работы необходимо продумать и учесть множество нюансов, так как от этого зависит качество, а иногда и само изготовление задуманного объекта труда.

2. Изложение нового материала.

Технологии изготовления деталей из древесины

После того, как сборочный чертёж изделия разработан и выполнена его деталировка (изготовлены чертежи всех деталей, входящих в изделие), переходят к следующей стадии технологического этапа работы над проектом: разработке технологической документации.

В качестве технологической документации применяют маршрутную карту, в которой указывается маршрут следования заготовок по операциям. В операционной карте содержится подробное описание технологической операции. В технологической карте – последовательность выполнения операций, их графическое изображение, а также перечень инструментов и приспособлений, необходимых для каждой операции.

Технологическая карта представляет собой документ, который содержит все необходимые сведения и, соответственно, инструкции для персонала, выполняющего определенный технологический процесс или же техническое обслуживание объекта. Качественно составленная технологическая карта должна в обязательном порядке давать четкие ответы на такие вопросы:
- Какие операции следует выполнять?
- В какой именно последовательности выполняются предусмотренные технологическим процессом операции?
- С какой периодичностью требуется выполнять операции (в случаях, когда необходимо многоразовое повторении операции)?
- Какие требуются инструменты, а также материалы для выполнения операции?
      Технологическая карта оформляется  в виде понятной таблицы и составляется для каждого отдельно взятого объекта. В одной технологической карте могут учитываться различные, но при этом имеющие какое-либо сходство между собой модели объектов. На производстве данный вид документации составляется исключительно техническими службами предприятия. Технологические карты разрабатываются не только на изделия, но и на различные типы строительных работ, это делают специалисты строительных фирм или специальные институты.
В последние годы применение технологических карт заняло важное место не только в строительстве, но и во многих других отраслях, включая промышленность и сельское хозяйство. Ежегодно появляется множество новых видов работ, поэтому даже квалифицированный рабочий или мастер зачастую не знают, как же правильно и максимально быстро выполнить возложенные на них обязанности. В таких случаях без качественно составленной технологической карты просто не обойтись.

 Рассмотрим процесс разработки технологической карты на примере изготовления изделия «крепёжный уголок».

Вы уже знаете, что технологическая операция является частью технологического процесса обработки или сборки изделия, выполняемой на одном рабочем месте. Операции состоят из технологических переходов. Переход выполняют на одном рабочем месте или станке одним инструментом.

 Процесс изготовления изделий из сортового проката включает в себя слесарные операции, которые применялись вами в 5 классе для обработки тонколистового металла.

Рис.1. Крепежный уголок

Технологическая карта.

Изготовление изделия «крепёжный уголок» (рис. 1)

п/п

Содержание операции

Изображение

Оборудование

Приспособления

Инструмент

режущий и вспомогательный

измерительный

1

2

3

4

5

6

7

1

Выбрать заготовку с учётом припусков на обработку

 

Верстак

 

 

Линейка, штангенциркуль

2

Разметить заготовку в размер 40 мм

 

Верстак

 

Угольник, чертилка,

Линейка, штангенциркуль

3

Разрезать заготовку по линиям разметки

 

Верстак

Тиски

Ножовка

Линейка, штангенциркуль

4

Опилить острые кромки

 

Верстак

Тиски

Напильник

 

5

Разметить центры отверстий и накернить их

 

Верстак

Разметочная плита

Молоток, кернер, угольник

Штангенциркуль

6

Сверлить четыре отверстия Æ4мм

 

Сверлильный станок

Тиски

Сверло

Штангенциркуль

7

Зачистить поверхности, лакировать изделие

 

Верстак

Тиски

Напильник шлифовальная шкурка, лак, кисть

 

8

Проконтролировать размеры и качество изделия

 

Верстак

 

 

Штангенциркуль

 


Приведенная технологическая карта содержит несколько слесарных операций. На промышленных предприятиях эти операции выполняют специалисты - слесари различных специальностей:

Слесарь механосборочных работ собирает из отдельных деталей и узлов станки, двигатели, автомашины и тракторы. Он проводит на специальных стендах испытания собранных машин и агрегатов, устраняют допущенный брак.

Слесарь-ремонтник производит ремонт и регулировку различного оборудования. В процессе ремонта он изготовляет простые детали и необходимые приспособления, заменяет изношенные детали новыми, испытывает отремонтированное оборудование.

Слесарь-инструментальщик изготовляет и ремонтирует различные инструменты и приспособления. От него требуется высокая точность и качество выполнения работы, умение читать чертежи, разбираться в сложном контрольно-измерительном оборудовании.

За последние годы характер слесарных работ изменился. Тяжёлые ручные работы на многих слесарных операциях сейчас механизированы. Поэтому работа слесаря на современном производстве становится более разнообразной и творческой.

3.  Практическая работа №1

«Разработка технологической карты изготовления детали из древесины»

Материалы и инструменты:

рабочая тетрадь, карандаш, линейка, ручка, чертёж детали

 Порядок выполнения:

1. Рассмотрите и прочитайте выданный учителем чертёж детали.

2. Разработайте технологическую карту изготовления детали из древесины.

3. Определите, какие инструменты понадобятся для изготовления этой детали, запишите их названия в технологическую карту.

4. Проанализируйте выполненную работу.

 Практическая работа № 2

«Разработка технологической карты изготовления

    изделий из сортового проката»

Материалы и инструменты:

рабочая тетрадь, карандаш, линейка, ручка, чертёж детали

 Порядок выполнения:

1. Рассмотрите и прочитайте выданный учителем чертёж для изготовления изделий из металла: отвёртки (рис. 2, а), подвески (рис. 2, б), ручки (рис. 2, в), или другого изделия, предложенного учителем.

2. Разработайте технологическую карту изготовления изделия из металла.

3. Определите, какие инструменты понадобятся для изготовления, запишите их названия в технологическую карту.

4. Проанализируйте выполненную работу.

5. Сравните составленную карту с технологическими картами, разработанными для этой же детали вашими одноклассниками.

Рис. 2. Изделия из сортового проката: а – отвёртка; б - подвеска для цветов; в- ручка

 4.Подведение итогов урока.

 Очень многое в качественном изготовлении изделия  зависит от того, насколько тщательно были продуманы и проработаны этапы выполнения работы. При создании изделия не бывает мелочей.  Мы надеемся, что знания, полученные на сегодняшнем уроке,  будут полезными для вас. Для закрепления изученного материала ответьте на вопросы.

 Вопросы

1. Что такое деталировка? 2. Что указывается в технологической карте?

3. Что такое технологический переход? 

5*. Дополнительный материал для самостоятельного изучения.

По данным,  представленным на рисунке 3,  составьте технологическую карту изготовления скворечника.

 Рис.3. Изготовление скворечника. 

Литература

1. Бешенков А.К. Технология (технический труд): технические и проектные задания для учащихся: 5-9 классы: пособие для учителя. – М.: Дрофа, 2004.

2. Карабанов И. А. Технология обработки древе­сины: учебник для 5–9 классов общеобразовательных учрежде­ний. – М.: Просвещение, 2004.

3. Коваленко В.И., Кулененок В.В. Дидактический материал по трудовому обучению: технология обработки древесины: 5-7 классы: книга для учителя. – М.: Просвещение, 2000.

4. Коваленко В.И., Кулененок В.В. Дидактический материал по трудовому обучению: технология обработки металлов: 5-7 классы: книга для учителя. – М.: Просвещение, 2001.

5. Коджаспирова Г.М., Петров К.В. Технические средства обучения и методика их использования. – М.: Академия, 2008.

6. Кругликов Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом. – М.: Академия, 2007.

7. Методика преподавания технологии: пособие для учителя / Под ред. В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2005.

8. Муравьёв Е. М. Технология обработки метал­лов: учебник для 5–9 классов общеобразовательных учрежде­ний. – М.: Просвещение, 2004.

9. Технология: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / А.Т.Тищенко, Н.В. Синица, В.Д. Симоненко – М.: Вентана-Граф, 2013

Интернет ресурсы

https://ru.wikipedia.org/wiki/