Тип урока: урок-беседа.
Цель урока: познакомить учащихся с музыкой композитора Брамса, сформировать позитивное отношение к творчеству этого композитора.
Личностные  задачи:
-формировать личностный смысл постижения искусства;
-расширять ценностную сферы в процессе общения с музыкой;
-развивать духовно-нравственные и этические чувства;
Познавательные задачи:
- формировать умение решать проблемную ситуацию;
- формировать умение ориентироваться в культурном многообразии окружающейдействительности, в жизни микро и макросоциума;
- овладевать способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;
Коммуникативные задачи:
-развивать мотивацию к музыкально-учебной деятельности и реализации творческого потенциала в процессе коллективного музицирования.
-развивать навыки социокультурной адаптации в современном мире и позитивной самооценки своих музыкально-творческих особенностей.
Регулятивные задачи:
- учитьпланировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия;
- учить воспринимать окружающий мир во всем его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии.
Планируемые  образовательные результаты:
Предметные:
Учащиеся смогут:
-анализировать средства музыкальной выразительности;
-познакомиться с музыкой немецкого композитора И. Брамса;
-сформировать свое отношение к музыке И.Брамса;
-применять на практике полученные знания;
Метапредметные:
Учащиеся смогут:
-развивать стремление к самостоятельному общению с искусством;
-научиться отстаивать свою точку зрения;
-осознать выразительные возможности различных инструментов оркестра  при исполнении произведений искусства;
Личностные:
Учащиеся смогут:
-формировать потребность в общении с искусством;
-повышать учебную мотивацию к музыкально-учебной деятельности;
-реализовывать свой творческий потенциал;
-проявлять эмоциональную отзывчивость.
Основные понятия, изучаемые на уроке, ключевые слова:
Иоганнес Брамс;
мелодия;
группы музыкальных инструментов (струнные смычковые, деревянные духовые, медные духовые, ударные).
Музыкальный материал:
И. Брамс III симфония (III часть).
Т. Мурина «Музыка»
Ресурсы урока:
Портрет И. Брамса, портрет Р. Шумана, портрет П.И. Чайковского; видео-запись исполнения III симфонии (III часть) И. Брамса Большим симфоническим оркестром имени П.И. Чайковского под управлением н.а. России В. Федосеева, видео-фрагмент сериала «Ликвидация».
Технология изучения темы
I. Организационный (мотивационный) этап.
«С тех пор как создан мир – она звучала,
Переполняя души и сердца.
Конечно, есть у музыки начало,
Но никогда не будет ей конца»
(Звучит песня Тамары Муриной «Музыка»).
Сегодня наш урок о музыке, которая сопровождает жизнь человека.

Предлагаю Вам выучить песню.
Вокально-хоровая работа.

  1. Постановка учебной задачи:

Деятельность учителя:Давайте прислушаемся к совету авторов песни и откроем наши души для музыки. Сегодня я хочу познакомить вас с произведением немецкого композитора Иоганнеса Брамса.  
(ФОТОГРАФИЯ БРАМСА)
Иоганнес Брамс — немецкий композитор и пианист, один из главных представителей периода романтизма. Родился: 7 мая 1833 г. в Гамбурге, (Германия),умер: 3 апреля 1897 г., в Вене, (Австрия).
При подготовке к нашему уроку я прочитала такие высказывания об этом композиторе:
(появляется фотография Р. Шумана)
-В 1853 году композитор Брамс побывал в Дюссельдорфе у своего коллеги Роберта Шумана, тот познакомился с его музыкой и записал: «В гостях был Брамс – гений».
(появляется фотография П.И. Чайковского)
- В период с 1869 по 1876 год П. И. Чайковский написал более шестидесяти интересных музыкальных фельетонов в основном для журнала «Русские ведомости». Про Брамса он пишет следующее: «Это один из заурядных композиторов, которыми так богата немецкая школа; он пишет гладко, ловко, чисто, но без малейшего проблеска самобытного дарования… бездарный, полный претензий, лишенный творчества человек».
Что вас удивило?
Деятельность учащихся: (ответы детей)
Деятельность учителя:  Какой возникает вопрос? 
Деятельность учащихся: (ответы детей)
Деятельность учителя: Почему композиторы по-разному оценивают творчество И. Брамса?    

  1. Актуализация полученных знаний:

Деятельность учителя:Предлагаю послушать музыку Иоганнеса Брамса и поразмышлять надвозникшим у нас вопросом.
Брамс Симфония № 3, часть III звучит в исполненииБольшого симфонического оркестра имени П.И. Чайковского под управлением выдающегося русского дирижера н.а. России Владимира Федосеева.
ВИДЕО ЗАПИСЬ (3 минуты)
Деятельность учителя: Почему так противоречиво отзываются об авторе этой музыки Шуман и Чайковский?
Деятельность учащихся (ответы детей)
! При обсуждении важно сделать акцент на мелодии. Какая она: протяженная или короткая, песенная или танцевальная. Какие инструменты её исполняют.

  1. Усвоение новых знаний:

Деятельность учителя: Музыка очень часто выражает чувства человека. Какие эмоции выражает эта музыка?
Деятельность учащихся: (ответы детей)
Деятельность учителя: Роберт Шуман – немецкий композитор, ему очень понятно, как отражает жизнь музыкальными средствами Брамс. Чайковский – русский композитор, у него другой менталитет, другое восприятие жизни. В продолжение высказывания он пишет: «Мелодической изобретательности у него очень мало; музыкальная мысль никогда не досказывается до точки…».
Владимир Федосеев – дирижер с мировым именем, считает, что в музыке есть две самых выразительных мелодии о любви. Это музыка И. Брамса в III части 3 симфонии и музыка П.И. Чайковского в увертюре «Ромео и Джульетта». Могут ли композиторы одинаково говорить о любви? Предлагаю послушать музыкальный фрагмент целиком и подумать: любовь (у Брамса) - счастливая или нет, есть ли надежда на счастье влюбленных? Ответы прошу аргументировать музыкальными средствами. Кроме того прошу записать в тетради, сколько раз повторяется основная тема, какие музыкальные инструменты использовал автор для её звучания (струнные смычковые, деревянные духовые, медные духовые, ударные инструменты).
ВИДЕО ЗАПИСЬ (целиком).
Деятельность учащихся (ответы детей).

  1. Проверка и применение знаний:

Деятельность учителя: Сколько раз повторяется основная мелодия? (4 раза), какие инструменты исполняют главную мелодию? (струнные смычковые, деревянные духовые, медные духовые, ударные инструменты). Как вы думаете, почему И. Брамс выбирает такой вариант для исполнения главной мелодии? Почему начинает и заканчивает мелодию группа струнных смычковых инструментов
Деятельность учащихся: (ответы детей)
Давай вспомним, какой вопрос нас заинтересовал в самом начале урока. Почему Р. Шуман и П.И. Чайковский очень по-разному оценили музыку Иоганнеса Брамса? Предлагаю сделать вывод.
Деятельность учащихся: (ответы детей)
Деятельность учителя: каждый человек пишет о любви по своему, потому, что у него свое представление о счастье.

  1. Домашнее задание:

Послушать тему любви из увертюры «Ромео и Джульетта» П.И. Чайковского.

  1. Связь  с жизнью:

Деятельность учителя: Современная музыка передает нам эти чувства?
Предлагаю посмотреть фрагмент из очень популярного сериала «Ликвидация».
ВИДЕО ЗАПИСЬ.
Деятельность учителя: Как вы думаете, нам знакома эта мелодия? Эта музыка очень похожа на ту, что сегодня слушали и анализировали. Почему автор использует музыку 19 века в современном кинофильме?
Деятельность учащихся: (ответы детей)
Деятельность учителя: Музыка Иоганнеа Брамса очень искренняя, рассказывающая о подлинных чувствах человека.
Рефлексия:
На ваших столах лежат синие и желтые кружочки. Прошу вас подумать, была ли новая информация на уроке полезна и интересна. Если вы оцениваете положительно свою активность на уроке, прошу прикрепить на доску желтый кружочек, если вам необходимо включаться в работу с большей интенсивностью – синий.