Цель урока: показать роль метра и ритма в народной и композиторской музыке; воспитывать культуру восприятия музыкальных произведений.
Задачи урока:
Познавательная: выяснить, как происходит взаимодействие метра и ритма  на примере маршей и вальсов; сформировать представление о музыкальном метре и ритме; ознакомить обучающихся с историей появления вальса.
Развивающая: развивать интерес к предмету, учить мыслить, рассуждать, чувствовать музыку. Расширять музыкальный кругозор обучающихся, развивать стремление любить и понимать музыкальное искусство в его связи с историей.
Воспитательная: воспитывать эмоционально-ценностное отношение к жизни, музыке, искусству, умение работать в группе; прививать интерес к предмету; воспитывать умение работать в коллективе, самостоятельно, в паре;воспитывать усидчивость, самостоятельность, культуру поведения.
Тип урока: урок изучения новых знаний, интегрированный.

Планируемые образовательные результаты:
Личностные:
- у обучающихся будет сформирована мотивация к изучению музыки в ее связи с историей, умение в процессе рефлексии проводить самооценку;
- обучающийся научится проявлять личностное отношение при восприятии музыки в ее взаимосвязи с другими видами искусства;
- обучающийся получит возможность научиться объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей.
Метапредметные:
Регулятивные:
Обучающийся:
- научится размышлять о воздействии музыки на человека, её взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;
- получит возможность научиться занимать личностную позицию по отношению к тому или иному произведению, аргументировать свою точку зрения;
- получит возможность научиться определять и формулировать проблему и задачи урока.
Коммуникативные:
Обучающийся:
- научится организовывать работу в паре, группе;
- получит возможность научиться сотрудничать со сверстниками в процессе работы в группе.
- научится применять полученные знания о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач;
Познавательные:
Обучающийся:
- научится находить, систематизировать, преобразовывать информацию из разных источников;
- научится анализировать и находить главные идеи в музыкальном материале;
- получит возможность научиться владеть отдельными специальными терминами в пределах изучаемого курса.
Предметные:
Обучающийся научится: 
-воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах музыкальных произведений высокого и массового искусства, видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой деятельности;
- объяснять понятия «метр», «ритм»;
- выявлять особенности музыкальных фрагментов по их интонации,
- сравнивать различные музыкальные фрагменты между собой.
ТСО: Компьютер, проектор, экран, аудиозаписи, видеозаписи, фортепиано, свирель.  
Музыкальный материал: марш Тореодора из оперы Жоржа Бизе «Кармен», вальсы П. Чайковского из «Детского альбома», из его балетов  «Щелкунчик», «Спящая красавица», вальс Иоганна Штрауса-сына «На прекрасном голубом Дунае», «Вальс-фантазия» М. Глинки, вальсы С. Прокофьева из балета «Золушка», оперы «Война и мир», вальс А. Хачатуряна из музыки к драме «Маскарад», вальс Г. Свиридова из музыки к повести А. Пушкина «Метель».
Художественный материал: Слайды с портретами композиторов: Иоганн Штраус-сын, М.И. Глинка, П.И. Чайковский, С.С. Прокофьев, А.И. Хачатурян, Г.В. Свиридов.
Основные понятия, изучаемые на уроке, ключевые слова: метр, ритм, марш, вальс.

Технология изучения темы

I. Организационный (мотивационный) момент: 
Музыкальное приветствие (на мелодию «Марша Тореадора» из оперы Ж. Бизе «Кармен»)

II. Актуализация опорных знаний и умений.
Деятельность учителя:
С чего мы сегодня начнем? А с чего начинается, например, Библия? Деятельность учащихся:
"Вначале было слово…".
Деятельность учителя:
Выдающийся немецкий музыкант Ганс фон Бюлов,

кстати, первый исполнитель Первого концерта для фортепиано с оркестромЧайковского, задумался, а с каких слов начиналась бы библия музыканта? Как вы думаете? Он же решил так: библия музыканта начинается словами «Вначале был ритм».

III. Постановка учебной проблемы.
Деятельность учителя: Помните, в 5 классе мы говорили, что Ритм - это древнегреческое слово и означает оно  
Деятельность учащихся: «течь», струиться, растекаться.
(Титры) Ритм – др.-греч. ῥυθμός– «течь».
Деятельность учителя:
Музыка – временное искусство. Иногда музыку называют заколдованное время. Одной из особенностей времени является ритм. Какие примеры ритма вы знаете в природе?
Деятельность учащихся:
Планеты ритмично движутся вокруг солнца, день сменяет ночь, за зимой всегда следует весна, за приливом – отлив.
Деятельность учителя:
А человек? Вся его жизнь также ритмична: он дышит, сердце его бьется то быстрее, то медленней. Даже, когда человек ходит или бежит – это тоже ритм.

IV. Формулирование учебной проблемы. Планирование действий.
План: 

  1. Ознакомиться с понятием ритма и метра и преломлением их в маршах.
  2. Узнать русские народные шумовые инструменты.
  3. Узнать историю создания вальса.
  4. Анализировать, сравнивать и сопоставлять известные вальсы.

V. Открытие нового знания.
Деятельность учителя:
Помните, мы начали наш урок с приветствия в ритме марша. (Пою).
Вы его узнали?
Это марш Тореадора из оперы Жоржа Бизе «Кармен».
Марш– это один из самых распространенных музыкальных жанров.
(Титры) Марш (итал. marcia, фр. marche— буквально «шествие», «движение вперёд», отmarcher— «идти»)—музыкальный жанр; сложился в инструментальной музыке в связи с необходимостью синхронизации движения большого числа людей: движения войск в строю, церемониальных и праздничных шествий.
Маршевый шаг очень похож на понятие «метра» в музыке.
Вэлементарной теории музыкиметром называют рисунок равномерного чередования сильных и слабых долей.
(Титры) Метр ( фр. metre, от др. -греч. μέτρον мерило, [надлежащая] мера) – рисунок равномерного чередования сильных и слабых долей.
Задание 1.Чувство метра очень важно в музыке. Хотите себя проверить? Повторите простую последовательность хлопка и притопа 8 раз. Хотя это кажется простым, но получается у очень малого количества людей.
Деятельность учащихся:
Пробуют выполнить это задание.
Деятельность учителя:
Если представить, что эта миллиметровая бумага отражает течение времени, то метр на ней выглядит так.
А вот метр и ритм, например, марша Тореадора выглядит так. (Показываю ритм)
Задание 2. Сравнить звучание разных русских народных ударных инструментов.
Деятельность учителя:
Лучше всего ритм передается ударными инструментами. У каждого народа есть свои инструменты. Самыми известными русскими народными ударными инструментами являются ложки - играю,

трещотки,

рубель.

Обратите внимание, какие красивые узоры на трещотке и на рубеле. Они же тоже ритмичны. Это инструменты изготовлены мастером Дмитрием Рытовым.
Когда мы говорим о ритме в музыке, кроме маршей вспоминаются танцы. Самым популярным, на мой взгляд, танцем всех времен и народов является вальс.
(Титры) Вальс (фр.valse) – общее название бальных и народных танцев в размере ?, где пары кружатся.
Вы наверняка помните много вальсов.
Деятельность обучающихся:называютвальс П. Чайковского из «Детского альбома» (наигрываю), из его балетов (наигрываю Вальс из «Щелкунчика», из «Спящей красавицы»).
Деятельность учителя:Особенностью ритма вальса является то, что его размер 3/4 или 3/8, то есть он не на раз-два или раз-два-три-четыре, как большинство танцев и маршей, а на раз-два-три (показываю на миллиметровке).
VI. Первичная проверка понимания темы.
Деятельность учителя: А знаете ли вы, что родиной вальса считаются Австрия и Германия? Вальс, появившись в конце 18 века, быстро стал самым популярным танцем. Наибольшее развитие вальс получил в Вене, особенно в творчестве двух Иоганнов Штраусов – отца и сына. Мелодии вальсов Иоганна Штрауса-сына сейчас известны всем (наигрываю на фортепиано или свирели).  

Говоря о вальсах не могу не сказать о русских вальсах, которые стали не просто танцами, а симфоническими произведениями. Заложил эту традицию основоположник русской классической музыки Михаил Иванович Глинка.

Его «Вальс-фантазия» – этопоэтическая жемчужина (слушаем фрагмент).
О вальсах П.И. Чайковского мы вспоминали.

Прекрасны вальсы С.С. Прокофьева из балета «Золушка» и из оперы «Война и мир». 


До сих пор звучит в концертах вальс А.И. Хачатуряна

из музыки к драме «Маскарад» и, конечно же, вальсГ.В.Свиридова

из музыки к повести А.С. Пушкина «Метель», который мы слушали в 5 классе. Послушайте его еще раз.
VIII. Рефлексия учебной деятельности.
Итог урока.
Деятельность учителя:
Завершая урок, я еще хотел бы добавить, что ритм играет колоссальную роль не только в музыке. Например, в поэзии. В.В. Маяковский говорил: «Ритм— это основная сила, основная энергия стиха». В живописи, в скульптуре, в декоративно-прикладном искусстве ритм также чрезвычайно важен. А что уж говорить об архитектуре. Так что не только библия музыканта начинается словами: «Вначале был ритм».
Домашнее задание:

Послушайте еще раз следующие музыкальные номера: М. И. Глинка «Вальс-фантазия»; вальсыП.И. Чайковского из балета «Щелкунчик» и «Спящая красавица», вальсы С.С. Прокофьева из балета «Золушка» и из оперы «Война и мир», вальс А.И. Хачатуряна из музыки к драме «Маскарад»,  «Вальс» из сюиты Г. В. Свиридова «Метель». Нарисуйте к любому из них иллюстрацию или сочините стихотворение по своим впечатлениям.

Какие вы помните произведения разных видов искусств, в которых в названии объединены две противоположности?

           
Самооценка.
- Как вы оцениваете свою работу на уроке? (самооценка, взаимооценка).