Тип урока: комбинированный.
Цель урока: овладение основами музыкальной грамотности в опоре на способность эмоционального восприятия музыки как живого образного искусства во взаимосвязи с жизнью, на специальную терминологию и ключевые понятия музыкального искусства, элементарную нотную грамоту.
Личностные задачи:
- создать условия для формирования художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать музыкальное искусство во всём многообразии его видов и жанров;
- формировать навыки самостоятельной работы при выполнении учебных задач;
- создать условия для становления музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;
Познавательные задачи:
- учить осознавать интонационно-образные, жанровые и стилевые основы музыки;
- знать определение понятия «темп»;
- воспринимать и сравнивать музыкальный язык в произведениях разного смыслового и эмоционального содержания;
Коммуникативные задачи:
- развивать мотивацию к музыкально-учебной деятельности и реализации творческого потенциала;
- развивать навыки социокультурной адаптации в современном мире и позитивной самооценки своих музыкально-творческих особенностей.
Регулятивные задачи:
- создать благоприятную  атмосферу для формирования способности занимать личностную позицию по отношению к тому или иному произведению, аргументировать свою точку зрения;
- тренировать навык использования специальных терминов при анализе или оценке произведений искусства.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
Учащиеся смогут:
- анализировать средства музыкальной выразительности;
- расширить свои знания музыкального термина «темп»;
- осознать выразительные возможности темпа как средства музыкальной выразительности;
- познакомиться с музыкой композиторов И. Бенда, И.С. Баха, Н.А. Римского-Корсакова;
- применять на практике полученные знания;
Метапредметные:
Учащиеся смогут:
- развивать стремление к самостоятельному общению с искусством;
- научиться четко выполнять учебные задания;
Личностные:
Учащиеся смогут:
- формировать потребность в общении с искусством;
- повышать учебную мотивацию к музыкально-учебной деятельности;
- реализовывать свой творческий потенциал;
- проявлять эмоциональную отзывчивость.
Основные понятия, изучаемые на уроке, ключевые слова:
- Grave
- Largo 
- Adagio 
- Andante 
- Moderato
- Sostenuto
- Allegro
- Vivo
- Presto
- accelerando 
- ritenuto 
- Tempo primo
- И.С. Бах
- И. Бенда 
- Н.А. Римский – Корсаков.
- Э. Григ

Музыкальный материал:

Ресурсы урока:
Портреты композиторов: И.С. Бах, И. Бенда, Н.А. Римский-Корсаков, Э. Григ, музыкальные термины:
Медленные темпы

Умеренные темпы

Быстрые темпы

Изменение темпа

Технология изучения темы

(На партах детей лежат рабочие листы).

Деятельность учителя: Сегодня мне очень нужна ваша помощь. Меня попросили подготовить ноты музыкальных произведений, которые мы слушаем на уроках для публикации в нотном издательстве. Мой четвероногий питомец кот Торпик ночью опрокинул цветочную вазу? и один уголок нот размок. Нотный текст хорошо виден, но в нужном нам углу должно стоять обозначение темпа, в котором эти произведения звучат. Как вы думаете, без этих обозначений ноты примут?
Деятельность учащихся: (ответы детей)
Деятельность учителя:А что такое темп? Почему так важно указать его в нотах?
Деятельность учащихся: (ответы детей)
Деятельность учителя: В музыке – очень своеобразная единица измерения времени. Это не секунды, не минуты, и не часы. Музыкальное время больше всего напоминает биение человеческого сердца, мерные удары пульса. Но у каждого человека свой жизненный ритм, своя скорость, необходимо договориться, как музыка должна звучать быстро, а как медленно. Для точного определения музыкальной скорости используют удивительный прибор – метроном.
Демонстрация метронома.
Метроном не всегда есть под рукой у музыканта. Композиторы придумали объяснять характер и скорость музыкального произведения словами.
(на доске появляются музыкальные термины):
Медленные темпы

Умеренные темпы

Быстрые темпы

Изменение темпа

II. Постановка учебной задачи:

Деятельность учителя: Дорогие друзья! Помогите мне восстановить потерянные обозначения музыкальных темпов. Давайте послушаем эти произведения и впишем в таблице обозначение темпа.


Композитор

Темп

Йиржи Антонин Бенда 
(1722— 1795) — чешский композитор.

 

Николай Андреевич Римский-Корсаков
(1844-1908) – русский композитор.

 

Иоганн Себастьян Бах
(1685-1750) –немецкий композитор.

 

Эдвард Григ
(1843-1907) – норвежский композитор

 

Звучат музыкальные произведения:
1. И. Бенда «Grave»

Н. А. Римский-Корсаков «Полет шмеля»

И.С. Бах  Органная хоральная прелюдия «Я взываю к Тебе, Господи». ВWV 639 (слушание);

Деятельность учащихся: ответы на вопрос  в рабочем листе.
Деятельность учителя: В моих нотах осталось еще одно произведение, хорошо Вам знакомое. Это музыка Э. Григ « В пещере горного короля». Боюсь, что одним словом здесь не обойтись, будьте особенно внимательны!
Звучит музыкальное произведение Э. Грига «В пещере горного короля»
Деятельность учащихся: (выполнение задания в рабочих листах)

IV.Проверка и применение знаний:
Деятельность учителя:Кто хочет  рассказать о своих наблюдениях? (проверка записей).
Деятельность учащихся: (ответы детей)
Деятельность учителя: Подпишите свои работы и поставьте себе оценку, за работу на уроке. Я посмотрю, как вы себя оценили  и, возможно, соглашусь с вашим мнением, поставлю оценки в журнал. (Собирает рабочие листы)
Большое спасибо за помощь!
Деятельность учителя: Есть много разных песен, которые напоминают нам о значимости музыки в жизни человека. Сегодня я предлагаю Вашему вниманию песню Г. Струве «Музыка» на слова И. Исаковой. Вокально-хоровая работа.

V. Рефлексия:
Дорогие друзья, те, кто получил новые знания на уроке, получил удовольствие от общения с музыкой прошу поаплодировать Presto, ну а теперь те, кто ничего нового на уроке не получил, скучал–Largo.