Цель урока: осознавать интонационно-образные и стилевые основы мелодии;воспитывать культуру восприятия музыкальных произведений.

Задачи урока:
Образовательные:

Познавательная: выяснить, как мелодия определяет смысловое содержание произведения на примере произведений из «Детского альбома» и балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского.
Развивающая: развивать интерес к предмету, учить мыслить, рассуждать, чувствовать музыку. Расширять музыкальный кругозор обучающихся, развивать стремление любить и понимать музыкальное искусство. Развивать внимание, музыкальную память.
Воспитательная: воспитывать эмоционально-ценностное отношение к жизни, музыке, искусству, умение работать в группе. Воспитывать самостоятельность, культуру поведения.

Тип урока: урок изучения новых знаний, интегрированный.

Планируемые образовательные результаты:
Личностные:
- у обучающихся будет сформирована мотивация к изучению музыки в ее связи с историей;
- обучающийся научится проявлять личностное отношение при восприятии музыки в ее взаимосвязи с другими произведениями того же автора;
- обучающийся научится понимать мультикультурную картину современного мира;

Метапредметные:
Регулятивные:
Обучающийся:
- научится размышлять о воздействии музыки на человека, её взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;
- получит возможность научиться занимать личностную позицию по отношению к тому или иному произведению, аргументировать свою точку зрения;
Коммуникативные:
Обучающийся:
- научитсяприменять полученные знания о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач;
- научится узнавать по характерным признакам (интонации, мелодии) музыку выдающихся композиторов (П. И. Чайковского).
- получит возможность научиться проявлять сотрудничество в поиске информации, способов решения задания.
Познавательные:
Обучающийся:
- научится находить, систематизировать, преобразовывать информацию из разных источников;
- научится анализировать и находить главные идеи в музыкальном материале;
- получит возможность научиться владеть отдельными специальными терминами в пределах изучаемого курса.
Предметные:
Обучающийся научится: 
- устанавливать связи между музыкальными произведениями одного автора;
- выявлять особенности музыкальных фрагментов по их интонации;
- сравнивать различные музыкальные фрагменты между собой;
- воспринимать и анализировать идею и особенности художественного образа музыкального произведения.
ТСО: Компьютер, проектор, экран, аудиозаписи, видеозаписи, фортепиано, свирель, блок-флейта, жалейка.  
Музыкальный материал: П. И. Чайковский «Детский альбом»: Марш деревянных солдатиков, Полька,Вальс, Мазурка, Камаринская, Неаполитанская песенка, Старинная французская песенка.
Балет «Щелкунчик»: Марш, Вальс цветов, Трепак, Па-де-де.
Художественный материал:
Видео: Па-де-де из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского.
Основные понятия, изучаемые на уроке, ключевые слова:  мелодия, цикл, балет.

Технология изучения темы

I. Организационный (мотивационный) момент: 
Приветствие: Добрый день!
II. Актуализация опорных знаний и умений.
Деятельность учителя:
Что является главной основой в музыке? Ответов, кстати, может быть очень много.
Деятельность обучающихся:
Учащиеся дают свои варианты ответов.
Деятельность учителя:
Кому-то кажется главным звук, кому-то смысл. Кто-то думает, что это ритм, а для кого-то – это гармония. А вот писатель Антон Павлович Чехов считает, что «Большие композиторы всегда и прежде всего обращали внимание на мелодию, как на ведущее начало в музыке. 

Мелодия — это…  главная основа всей музыки…». Давайте и мы сегодня поговорим о мелодии.
Кто же не знает, что такое мелодия! Заиграла свирель,
учитель играет на свирели
или блок-флейта,
учитель играет на блок-флейте
или жалейка
учитель играет на жалейке
– вот и мелодия. Кто-то начал напевать песенку
учитель напевает «Неаполитанскую песенку» П. Чайковского, стихи В. Лунина
– вот опять мелодия. Любая песня – это мелодия.
Вы, наверное, помните, что слово мелодия греческого происхождения.

ТИТРЫ: Мелодия (др.-греч. μελῳδία — распев лирической поэзии, от μέλος — напев) — один голос музыкальной фактуры, который воспринимается слухом как ладовое целое.

III. Постановка учебной проблемы.
Деятельность учителя:
Конечно, невозможно не обратить внимания на то, что мелодическое движение может быть восходящим,
учитель наигрывает пример«Джульетта-девочка» С. С. Прокофьева
нисходящим,
учитель наигрывает примерн.п. «Во поле береза»
волнообразным,
учитель наигрывает пример Прелюдия До мажор И. С. Баха
и включающим в себя сочетание восходящего, нисходящего и волнообразного направлений.
учитель наигрывает и комментирует пример «Старинная французская песенка» П. И. Чайковского
Иногда возможно «горизонтальное» движение на повторяющемся звуке. Можно ли представить, что во всемирно известной мелодии будет повторяться в самом начале один звук 15 раз? А такое произведение есть.
учитель наигрывает пример «Танец с саблями» А. Хачатурян
Огромную роль в мелодии играет ритм,
учитель наигрывает пример «Неаполитанская песенка» П.И. Чайковского
гармония.
учитель наигрывает пример «Сладкой грезы» П. И. Чайковского
Да, все это колоссально важно. Но, на мой взгляд, гораздо важнее тот смысл, который заложил в мелодии композитор и передает исполнитель. Мне больше всего нравится такое определение мелодии: «Мелодия — одноголосно выраженная музыкальная мысль» (по И. П. Шишову, 1927). 
IV. Формулирование учебной проблемы. Планирование действий.
Деятельность учителя:
Большинство выдающихся композиторов были богато одарены мелодическим талантом. Сегодня мы поговорим о мелодиях одного из таких композиторов, которого так и называют – выдающийся мелодист. Это Петр Ильич Чайковский.

Мелодии Чайковского невозможно перепутать с мелодиями других композиторов: они красивы, выразительны, душевны. Они врезаются в нашу память и становятся частью нашего музыкального сознания. Это относится не только к мелодиям его симфоний, опер, балетов, концертов, но и даже к мелодиям его детских произведений.
Трудно представить себе, как бы учились мы музыке, если бы не было его детских песен, детских произведений для фортепиано. Безусловным шедевром является его сборник пьес для фортепиано «Детский альбом».

Какие вы помните произведения из этого цикла?
Деятельность обучающихся:
Учащиеся называют произведения из «Детского альбома».
Деятельность учителя:
Давайте вспомним эти бессмертные мелодии.
Учитель наигрывает мелодию «Марш деревянных солдатиков».
Вы вспомнили это произведение? Это «Марш деревянных солдатиков». Мелодия простая, не сложная, как и положено для игрушечных солдатиков. Но очень интересная и запоминающаяся.
А какие замечательные мелодии у танцев в «Детском альбоме»!
Учитель наигрывает мелодии «Польки», «Вальса», «Мазурки»,«Камаринской».
А какие прекрасные мелодии песенок из «Детского альбома» - «Неаполитанской», «Старинной французской».
V. Открытие нового знания.
Деятельность учителя:
Музыка из «Детского альбома» оказалась такой удачной, что даже сам П. И. Чайковский использовал некоторые мелодии в своих взрослых произведениях: балете «Лебединое озеро»
Учитель наигрывает мелодию «Неаполитанской песенки»,
и опере «Орлеанская дева».
Учитель наигрывает мелодии «Старинной французской песенки».
Музыкаиз «Детского альбома» была переложена для симфонического оркестра, разных инструментальных составов. На нее были поставлены балеты, а, например, современный поэт Виктор Лунин для мелодий каждой из 24 пьес сочинил стихи и теперь этот альбом можно не только играть, но и петь.
Учитель показывает нотный сборник со стихами В. Лунина.

Как же получилось, что такие простые, бесхитростные, детские мелодии стали такими популярными и исполняются уже почти 150 лет! Почему я почти 50 лет играю эти мелодии, и мне не надоедает? Я же взрослый человек! В чем секрет этих мелодий? Как бы мне хотелось его разгадать, тогда бы я также сумел сочинить для детей много прекрасной бессмертной музыки!
VI. Первичная проверка понимания темы.
Деятельность учителя:
Тема детства в творчестве П. Чайковского была поднята до такой высоты, что каждый год, практически, во всех оперных театрах мира, звучит одно из его бессмертных произведений. Какое?
Деятельность обучающихся:
Учащиеся высказывают свои варианты.
Деятельность учителя:
Я думаю, что вы догадались: это балет «Щелкунчик».


В этом балете отражен мир ребенка: тут и впечатления от окружающей жизни, отношения со взрослыми, игра с куклами у девочки, игра с солдатиками у мальчика.Здесь есть сказка и мир чудес, а также мечта, предчувствия новой радости. Но ведь все эти темы уже были намечены в «Детском альбоме»!
VII. Применение новых знаний.
Деятельность учителя:
В этом балете также много прекрасных мелодий:
Учитель наигрывает мелодию «Марша», «Трепака», «Вальса цветов».
Но ведь и в «Детском альбоме» есть свой марш, свой вальс, свой русский танец.
Помните, я говорил о направлении движения мелодии: вверх, вниз, волнообразно. Давайте сыграем обычную гамму до мажор в нисходящем движении. Конечно, это не мелодия, а просто набор звуков. Но если чуть-чуть видоизменить ритм, то появляется волшебная мелодия. Послушайте, что сделал с этими 8-мью нотами Петр Ильич Чайковский.
Учитель наигрывает начало мелодии «Па-де-де» из «Щелкунчика».
Чайковский, как волшебник, вдохнул жизнь в элементарную последовательность звуков. Теперь это не просто нисходящая гамма, а мелодия «Па-де-де» из «Щелкунчика».
VIII. Рефлексия учебной деятельности.
Деятельность учителя:
Британский писатель, философ и историк Томас Карлейль сказал: «Музыка своей мелодией доводит нас до самого края вечности и дает нам возможность в течение нескольких минут постичь ее величие».

Давайте и мы в течение нескольких минут прикоснемся к вечности в прекрасном «Па-де-де» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского.
Итог урока.
- Что вы можете сказать о мелодии? В чем ее особенности и сила?
- Что самое главное необходимо запомнить из урока?  
- Все ли мы успели сделать?
Домашнее задание:

  1. Прочитайте сказку Э. Гофмана «Щелкунчик».
  2. Послушайте произведения П. И. Чайковского из «Детского альбома» и балета «Щелкунчик». Нарисуйте к этой музыке иллюстрации или сочините стихотворение по своим впечатлениям.
  3. Послушайте другие произведения композиторов, написанные для детей (Р. Шуман, С. С. Прокофьев и т.д.) и сравните их с произведениями для детей П. И. Чайковского.
  4. Найдите стихотворения Виктора Лунина к «Детскому альбому».

Самооценка.
- Как вы оцениваете свою работу на уроке? (самооценка, взаимооценка).