Тип урока: Объяснение и закрепление учебного материала.
Цель урока: формироватьумение использовать полученные знания на практике.
Личностные задачи:
- развивать музыкально- эстетическое чувство, проявляющееся в эмоционально-ценностном отношении к искусству;
- формировать  личностный смысл в постижении музыкальных произведений;
- учить воспринимать окружающий мир во всем его художественном разнообразии;
- развивать навыки социокультурной адаптации в современном мире и позитивной самооценки своих музыкально-творческих возможностей;

Познавательные задачи:
- формировать осознанное восприятие средств музыкальной выразительности;
- учить применять знаково-смысловые средства для решения познавательных задач;
- формировать умение логически действовать, соотносить музыкальные символы с конкретным произведением;
- развивать умение анализировать средства музыкальной выразительности конкретного музыкального произведения;

Коммуникативные задачи:
- создавать атмосферу творческой активности на уроке;
- учить выражать свои мысли в соответствии с задачами;
- развивать навыки работы в хоровом коллективе;

Регулятивные задачи:
- формировать умения выполнять учебные действия в качестве слушателя;
- учить определять задачи для собственной музыкальной деятельности.

Планируемые  образовательные результаты:

Предметные:
Учащиеся смогут:
- анализировать средства музыкальной выразительности;
- познакомятся с возможностями записи динамических оттенков;
- анализировать значение динамики в создании художественного образа;
- применять на практике полученные знания;
Метапредметные:
Учащиеся смогут:
- развивать стремление к самостоятельному общению с искусством;
- научиться отстаивать свою точку зрения;
- осознать выразительные возможности произведений искусства;
Личностные:
Учащиеся смогут:
- формировать потребность в общении с искусством;
- повышать учебную мотивацию музыкально-учебной деятельности;
- реализовывать свой творческий потенциал;
- проявлять эмоциональную отзывчивость.

Основные понятия, изучаемые на уроке. Ключевые слова:
- динамика;
- форте;
- фортиссимо;
- пиано;
- пианиссимо;
- крещендо;
- диминуэндо;

Музыкальный материал:
Г.В. Свиридов, фрагмент из музыкальных иллюстраций к кинофильму «Время вперед».
Г.В. Свиридов, музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина «Метель» часть «Тройка».
А. Ермолов, слова К. Кряжевой «Волшебный мир искусства».

Ресурсы урока:
Портрет Г.В. Свиридова, символы F, FF, P ,PP,cres., < ,dim. >, иллюстрация к произведению Г. Свиридова «Метель», Видео-ролик (минус) к песне А. Ермолова «Волшебный мир искусства».
ТСО:
Компьютер, проектор, экран, колонки, аудиозаписи, видеозаписи.

  1. Организационный этап.

Проверка готовности к уроку.
Деятельность учителя: Я хочу начать наш урок с музыкального фрагмента. О чем вам расскажет музыка?
Деятельность обучающихся: (ответы детей)
Деятельность учителя: Как вы думаете, почему у вас появились такие версии? Я вам ничего не рассказывала, не объясняла. Какие будут гипотезы?
Деятельность обучающихся: (ответы детей)
Деятельность учителя: Композиторы рассказывают о жизни людей с помощью музыкальных звуков. Музыка – один из языков на нашей планете.
Начать урок нам помогла музыка выдающегося русского композитора Г.В. Свиридова. (ФОТОГРАФИЯ Г.В.СВИРИДОВА)
Запомните это имя, оно еще встретится на уроке.

  1. Постановка учебной задачи:

Деятельность учителя: Сегодня мы обсудим одно из средств, которым пользуется композитор, когда сочиняет музыку.
Динамика. Что оно отображает?
Деятельность обучающихся: (ответы детей)
Деятельность учителя:Это слово может использоваться в разных жизненных ситуациях, в различных науках, поэтому оно имеет много толкований.
(ТЕКСТ НА ЭКРАНЕ)
ДИНАМИКА (от греч. – сила, мощь) – наука о движении тел, о силах двигающих.
ДИНАМИКА – различная степень силы звучания, громкости и её изменения.
ДИНАМИКА – состояние чего-либо, находящегося в движении, развитии, и перспективы его изменения.
Какое из этих определений нам сегодня потребуется на уроке?
Деятельность обучающихся: (ответы детей)
Деятельность учителя: Запишите в тетрадь толкование слова «ДИНАМИКА», которое мы сегодня будем изучать на уроке.(Текст: ДИНАМИКА – различная степень силы звучания, громкости и её изменения).
Деятельность учителя: Какая динамика может встречаться в музыкальных произведениях?
Деятельность обучающихся: (ответы детей)
Деятельность учителя: Композитору важно, с какой громкостью будут исполнять его музыку? Почему?
Деятельность обучающихся: (ответы детей)
Деятельность учителя: Как композиторы фиксируют громкость или её изменения?
Деятельность обучающихся: (ответы детей)
Деятельность учителя: Композитор фиксирует громкость с помощь знаков:
(ЗНАКИ ПОЯВЯЮТСЯ НА ЭКРАНЕ)
f – громко,ff – очень громко.
p – тихо, pp – очень тихо.
Если музыка становится громче, происходит это постепенно, то используют знак < (crescendo), если музыка постепенно затихает, то знак переворачивается в другую сторону > (diminuendo)/

  1. Актуализация полученных знаний:

Деятельность учителя: Сегодня на уроке мы напишем динамический диктант. Как вы думаете, что это такое?
Деятельность обучающихся: (ответы детей)
Деятельность учителя: Мы будем записывать, как меняется громкость в музыкальном произведении.

  1. Планирование действий:

Записывать нужно в строчку, используя те знаки, с которыми мы познакомились. Если музыка звучит громко, мы пишем знак f, если музыка резко изменилась и стала очень тихой - в тетради появится знак pp. Если музыка изменяет громкость постепенно (была очень тихой, постепенно прибавляя звучание, стала громкой), мы будем использовать знаки <  или   >, если музыка постепенно затихала. Это требует от вас внимательности.
Поможет нам музыка композитора, чьё имя мы уже упоминали на уроке.
Деятельность обучающихся: (ответы детей).

  1. Усвоение новых знаний:

Деятельность учителя: Внимание! Готовы? А если музыка начнется очень громко?
Музыкальный фрагмент. (Г.В. Свиридов.«Тройка»)
Деятельность обучающихся: (дети записывают динамический план в тетрадь)
Деятельность учителя: После завершения звучания предлагаю записать на доске результаты прослушивания, обсуждаем правильность записи. Зачем композитору нужно было так изменять громкость?
Деятельность обучающихся: (ответы детей).

  1. Проверка и применение новых знаний:

Деятельность учителя: Какую историю хотел рассказать нам автор с помощью звуков?
Деятельность обучающихся: (ответы детей)
Деятельность учителя: Что изменилось бы, если громкость была бы другой?
Деятельность обучающихся: (ответы детей)
Деятельность учителя: Музыкальное произведение, с которым мы работали, называется «Тройка». Г.В. Свиридов сочинил его, как музыкальную иллюстрацию к повести А.С. Пушкина «Метель».
Деятельность учителя: Какое средство музыкальной выразительности было объектом нашего исследования на уроке?
Деятельность обучающихся: (ответы детей).
Деятельность учителя: Это единственное средство музыкальной выразительности, которым пользуется композитор?
Деятельностьобучающихся: (ответы детей).
Деятельность учителя: Только взаимодействие, система средств музыкальной выразительности создает яркое музыкальное произведение.

  1. Домашнее задание:

Деятельность учителя:
Домашнее задание. Посмотреть начало х/ф «Метель», послушать часть из музыкальных иллюстраций «Тройка». На следующем уроке мы обсудим, чем отличается фрагмент фильма и тот вариант, что звучал на уроке.

  1. Вокально-хоровая работа:

Деятельность учителя: Удивительный мир искусства создает для нас разные шедевры. Именно об этом песня современного композитора Александра Ермолова на слова Ксении Кряжевой «Волшебный мир искусства». Давайте ее  послушаем и выучим.
Вокально-хоровая работа.
При исполнении песни использовать видео-клип (минус).

  1. Рефлексия:

Деятельность учителя: Если урок прошел для вас продуктивно, то прошу выразить это ОЧЕНЬ ТИХИМИ аплодисментами, если вы скучали на уроке, можете показать это ГРОМКИМИ хлопками.