Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления).

Цель урока: формирование основ музыкальной культуры и грамотности как части общей и духовной культуры школьников.
Личностные  задачи:
- развивать устойчивый интерес к классическому музыкальному наследию;
- развивать личностные качества, значимые для самоопределения, социализации и самореализации в процессе музыкальной деятельности;
- формировать положительную мотивацию и умения учебной деятельности: активное освоение учебных и творческих действий, навыков самоконтроля, элементов теоретического мышления;
- развивать ассоциативность мышления и воображения, позволяющую устанавливать междисциплинарные связи между различными учебными предметами на основе вновь приобретенных знаний;
Познавательные задачи:
- формировать систему знаний, нацеленную на осмысленное восприятие музыкальных произведений, осознание глубокой взаимосвязи между формой и содержанием в музыкальном искусстве;
- осваивать специфику выразительных средств  музыкального языка, интонационно-образную природу и взаимосвязь с различными видами искусства и жизнью;
- знать определение понятий «solo», «tutti»;
- познакомиться с творчеством композитора А. Вивальди;
Коммуникативные задачи:
- развивать мотивацию к музыкально-учебной деятельности и реализации творческого потенциала;
- развивать навыки социокультурной адаптации в современном мире и позитивной самооценки своих музыкально-творческих особенностей;
Регулятивные задачи:
- создать благоприятную атмосферу для формирования способности занимать личностную позицию по отношению к тому или иному произведению, аргументировать свою точку зрения;
- тренировать навык использования специальных терминов при анализе или оценке произведений искусства.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
Учащиеся смогут:
- анализировать средства музыкальной выразительности;
- расширить свои знания музыкальных терминов;
- познакомиться с музыкой итальянского композитора Антонио Вивальди;
- творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в поэтическом слове;
Метапредметные:
Учащиеся смогут:
- развивать стремление к самостоятельному общению с искусством;
- выполнять учебные задания в соответствии с поставленной целью;
- применять на практике знания, полученные в других научных областях;
- развивать способность контролировать время на выполнение заданий; 
- осознавать качество и уровень усвоения материала;
Личностные:
Учащиеся смогут:
- формировать потребность в общении с искусством;
- проявлять навыки вокально-хоровой деятельности в исполнении произведений, соответствующих данной возрастной группе;
- повышать учебную мотивацию к музыкально-учебной деятельности.
Основные понятия, изучаемые на уроке, ключевые слова:
Solo
Tutti
Программа
Сонет
Антонио Вивальди
Концерт
Музыкальный материал:
Песня С. Никитина «Под музыку Вивальди»; А. Вивальди «Времена года», I часть концерта «Зима»; песня по выбору учеников (Г. Струве, сл. И. Исаковой «Музыка», Т. Мурина «Музыка», А. Ермолов, сл. К. Кряжевой «Волшебный мир искусства»).
ТСО
Компьютер, проектор, экран, колонки, аудиозаписи, видеозаписи.
Ресурсы урока:
Видео-ролик «Под музыку Вивальди»  (П. Гагарина, В. Меладзе); фотография Антонио Вивальди; Афиша: А. Вивальди Концерт «Времена года»; фонограмма «Времена года», концерт «Зима», часть I; музыкальные термины:solo, tutti; текст сонета «Зима».

Технология изучения темы

Организационный (мотивационный) этап.

(На партах лежит текст сонета «Зима», для дальнейшей работы с ним. Текст указан ниже.)
На экране видео-ролик «Под музыку Вивальди» (П. Гагарина, В. Меладзе) 1 куплет
Деятельность учителя: Кто такой Антонио Вивальди, почему про него поют песню?
Деятельность учеников: (ответы детей)
Деятельность учителя: Антонио Вивальди (1678-1741) – итальянский композитор, скрипач, педагог, дирижёр, католический священник.
Сейчас кажется невероятным, что имя одного из крупнейших музыкантов конца XVII - начала XVIII веков находилось в забвении почти 200 лет. Только в двадцатых годах ХХ века один итальянский музыковед случайно обнаружил собрание рукописей Вивальди. В нем насчитывалось 19 опер и более 300 инструментальных сочинений, а также большое количество произведений вокальной и духовной музыки. С этого времени и началось возрождение былой славы этого некогда широко известного композитора.
О жизни Вивальди известно не так много. Он родился в Венеции, где его отец служил скрипачом в одном из католических храмов. В 15 лет его постригли монахи, в 25 получил сан священника.
В 1703 году Вивальди начал работать преподавателем скрипки в венецианском приюте для сирот и несовершеннолетних девушек. Благодаря очень хорошей работе музыкантов приют реорганизуют в консерваторию. Подобно другим композиторам XVIII века, выступавшим в роли педагогов, Вивальди должен был регулярно создавать для своих учащихся огромное количество духовной и светской музыки — оратории, кантаты, концерты, сонаты и произведения других жанров. Кроме того, он занимался с хористами, репетировал с оркестром и дирижировал концертами, а также преподавал теорию музыки. Благодаря столь интенсивной и многогранной деятельности Вивальди его «консерватория» стала заметно выделяться среди других в Венеции.
Светская тональность музыки Вивальди и его жизнелюбие не нравились церковному начальству. Враги даже прозвали Вивальди «рыжим попом», вспоминая про цвет его волос. Однако известность молодого композитора и его скромность, а также расположение к нему венецианских властей долгое время защищали его от преследований.
В 1720 году Вивальди покидает Венецию и с тех пор началась жизнь гастролирующего музыканта.
В историю музыки он вошел как создатель жанра инструментального концерта. Именно Вивальди придал ему традиционную трехчастную форму. Вивальди писал концерты, демонстрируя контраст частей. Свой концерт «Времена года» Антонио Вивальди сопроводил программой, т.е. литературным объяснением того, о чем пойдет музыкальный рассказ. Предполагают, что автор этих сонетов сам Вивальди.
II. Постановка учебной задачи.
Деятельность учителя: Сегодня мы послушаем концерт, который называется «Зима». Наша цель обратить внимание на звучание инструментов оркестра. Как начинается концерт? Какие инструменты звучат? Это один инструмент или много?
(Фонограмма первых тактов – до звучания соло)
Деятельность обучающихся: (ответы детей)
Деятельность учителя: Концерт начинается с постепенного присоединения всех инструментов оркестра. Что происходит дальше?
(Фонограмма – соло скрипки).
Деятельность обучающихся: (ответы детей)
Деятельность учителя: Как называетсявыступление одного музыканта, артиста, музыкального инструмента?
Деятельность обучающихся: (ответы детей)
(На экране появляется музыкальный термин: Solo)
Деятельность учителя: Соло (итал. Solo — один) — исполнение всегомузыкальногопроизведения или его ведущейтематическойпартии одним голосом или инструментом. Исполнитель такой сольной партии называетсясолистом.
(К термину Solo добавляется термин Tutti).
Сегодня для работы на уроке нам потребуется еще один музыкальный термин:Тутти –  противоположно понятиюсоло, то есть исполнение музыки полным составом оркестра или хора. Как правило, фрагмент исполнения тутти следует непосредственно за фрагментом соло. Давайте послушаем, как оно звучит у Вивальди.
(Фонограммам - фрагмент Tutti)
III. Актуализация полученных знаний:
Деятельность учителя: Концерты «Времена года» Антонио Вивальди сопроводил сонетами (литературным пояснением того, о чем рассказывает музыка). Сейчас послушаем музыку, вам необходимо будет ответить на 3 вопроса:

Звучит фонограмма 1 части
Деятельность обучающихся: (ответы детей)

После ответов  на экране появляется текст сонета:
Деятельность учителя: Предлагаю объединиться в пары и обсудить правильный вариант сонета для 1 части концерта, первого четверостишья.
Дрожишь, замерзая, в холодном снегу,
И с севера ветра волна накатила.
И души замёрзшие полны покоя.
На зимнем просторе ликует народ.
Хоть стужа и вьюга пока не сдались,
Дарит нам зима и свои наслажденья.
И радостно слышать, как режется лёд
Под острым коньком, что железом окован.
А в небе Сирокко с Бореем сошлись,
Идёт не на шутку меж ними сраженье.
От стужи зубами стучишь на бегу,
Колотишь ногами, согреться не в силах.
Как сладко в уюте, тепле и тиши
От злой непогоды укрыться зимою.
Камина огонь, полусна миражи.
Упал, поскользнувшись, и катится снова.
Деятельность обучающихся: Для работы с текстом 1,5 минуты.
IV. Проверка и применение знаний:
После окончания времени обучающимся предлагается прочитать правильный вариант первого четверостишья.
Деятельность обучающихся: (ответы детей)
На экране правильный вариант:
Деятельность учителя:
Дрожишь, замерзая, в холодном снегу,
И с севера ветра волна накатила.
От стужи зубами стучишь на бегу,
Колотишь ногами, согреться не в силах.
Давайте подведем итоги. Какая была тема урока?
Деятельность обучающихся:( ответы детей) «Solo и Tutti»
Зачем композитору нужны эти средства музыкальной выразительности?
Деятельность обучающихся: (ответы детей) Продемонстрировать красоту, музыкального инструмента, виртуозность исполнителя.
В завершении урока предлагается спеть песню по выбору: Т. Мурина «Музыка», Г. Струве, сл. И. Исаковой «Музыка», А. Ермолов, сл. К. Кряжевой  «Волшебный мир искусства».
Деятельность обучающихся: Вокально-хоровая работа.
V. Рефлексия:
Деятельность учителя: Прошу оценить вас оценить собственную работу на уроке. На ваших рабочих листах прошу нарисовать смайлик. Каким он будет, решаете вы (улыбчивым или грустным).