Планируемые образовательные результаты.
Предметные результаты:

разбираться в адаптированной для школьников технико-технологической информации по электротехнике и ориентироваться в простейших принципиальных электрических схемах, которые применяются в квартирной электропроводке,, составлять простые электрические схемы цепей бытовых устройств и моделей;

разбираться в многотарифных приборах учёта энергии, предусматривающие экономию электрической энергии;

составлять простейшие электрические схемы с последовательным и параллельным соединением проводников, которые применяются в квартирной электропроводке;

безопасное использование оборудования в квартире, используя дополнительные источники информации (включая Интернет);

осуществлять процессы сборки, ремонта или замены электротехнической арматуры, входящих в электрические цепи квартирной электропроводки.

В области познавательной культуры:

знания основных технологических понятий;

знания о назначении и технологических свойствах материалов;

знания о видах, приемах и последовательности выполнения технологических операций, влияния различных технологий обработки материалов и влияния продукции на окружающую среду и здоровье человека.

В области нравственной культуры:

способность проявлять дисциплинированность и уважительное отношение к другим учащимся в процессе учебной и трудовой деятельности.

В области трудовой культуры:

Способность преодолевать трудности; составлять последовательность выполнения технологических операций;

Способность выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ;

Способность планировать работу с учетом имеющихся ресурсов и условий;

Способность самостоятельно организовывать индивидуальную и коллективную трудовую деятельность в зависимости от индивидуальной ориентации на будущую профессиональную деятельность.

В области коммуникативной культуры:

ü  Способность интересно и грамотно излагать знания о технологической культуре;

ü  Способность формулировать цели и задачи деятельности, аргументировано вести диалог по основам ее организации и реализации.

В области эстетической культуры:

Способность самостоятельно формировать собственный стиль в зависимости от индивидуальных особенностей, социально-экономических и пространственно-временных факторов;

В мотивационной сфере:

оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;

ü  оценивание своей способности и готовности к предпринимательской деятельности;

выбор профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального обучения;

выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг;

согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;

ü  осознание ответственности за качество результатов труда;

наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;

стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.

Метапредметные результаты:

Понимание технологических процессов как основы современного производства и современной постиндустриальной культуры;

Понимание влияния технологических процессов на окружающую среду, здоровье человека как важнейшего условия саморазвития и самореализации, осознание свободы выбора профессиональной деятельности;

Бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих, проявление доброжелательности и отзывчивости к людям, имеющим ограниченные возможности здоровья;

Ответственное отношение к порученному делу, проявление осознанной дисциплинированности и готовности отстаивать собственную позицию, отвечать за результаты своей деятельности.

добросовестное выполнение учебных заданий, осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, качественно повышающих результативность выполнения заданий;

рациональное планирование учебной и трудовой деятельности, умение организовывать места занятий и обеспечивать соблюдение безопасности;

поддержание оптимального уровня работоспособности в процессе деятельности.

владение культурой речи, ведение диалога в доброжелательной форме, проявление к собеседнику внимания, уважения;

владение умением логически грамотно излагать, аргументировать и обосновывать собственную точку зрения.

    Личностные результаты:

    Владение знаниями об основных технологических понятиях, видах, приемах и последовательности выполнения технологических операций;

    Владение знаниями о влиянии различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека;

    Владение знаниями о профессиях и специальностях, связанных с обработкой материалов;

    Владение навыками создания изделий, получением продукции.

    Умение рационально организовывать рабочее место;

    Умение составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделий или получения продукта;

    Умение выбирать материалы, инструменты, оборудование для выполнения работ и применять их в своей деятельности

    Умение соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручными инструментами, машинами и оборудованием, осуществлять доступными средствами контроль качества изготовляемого изделия.

    Владение умением обобщать, анализировать и творчески применять полученные знания в самостоятельной деятельности;

    Владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной деятельности.

Текст

Почему рекомендуют устанавливать в квартирах (домах)  двухтарифный или многотарифный счетчики?


В каждом современном доме используется электрическая энергия, для ее подведения к потребителям применяют квартирную электропроводку. Изучим, как она устроена.

   Электроэнергия в квартиру подается по двум проводам, напряжение между которыми 220 В. Квартирная проводка в доме начинается со счётчика электрической энергии (рис. 10.9). Он предназначен для коммерческого учёта расхода электроэнергии в доме.

Элементы электрической цепи могут быть включены в электрическую цепь   последовательно (рис. 10.10, а) или параллельно (10.10, б). Если нужно, чтобы потребители могли включаться, не зависимо друг от друга, то их следует включать в сеть параллельно.

Рис. 10.10. Последовательное (а) и параллельное (б) включение ламп.

Пример электрической схемы квартирной электропроводки с со звонком, трёхрожковой люстрой и розеткой для подключения других потребителей приведён на рисунке 10.11.

Рис. 10.11. Электрическая схема квартирной электропроводки

См. рис. 181 6 кл. учебника Мнемозина. Исправить:  вместо ответвительные коробки вписать  коробки ответвления

         Все электрические цепи и устройства рассчитаны на определённое электрическое напряжение и определённую величину тока. Иногда в электрической цепи может возникнуть большой ток. Это бывает, когда клеммы источника питания (в квартире это гнезда электрической розетки) соединяются между собой просто проводом без потребителя. Такая ситуация возникает при различных неисправностях электроприборов или электропроводки. Такое явление в электротехнике получило название короткое замыкание.  Это очень опасное явление, так как оно может стать причиной пожара. Защитными устройствами в квартирной электропроводке являются автоматические выключатели и предохранители автоматические (рис. 10.12). При превышении допустимой мощности в сети (т. е превышении допустимой величины тока) автоматический выключатель отключает потребителей электроэнергии от источника.

Рис. 10.12. Защитные устройства квартирной электропроводки: а — автоматические выключатели; б — предохранитель автоматический

Рис. 10.13. Принципиальная схема однолампового осветителя

Выключатель указать без кружочков

      При сборке электрических цепей применяют электрические схемы, которые бывают принципиальными и монтажными. Принципиальная электрическая схема (рис. 10.13) представляет собой графическое изображение электрической цепи, на которой её элементы изображаются в виде графических условных знаков (табл. 10.1).

Таблица 10.1

Условное обозначение элементов электрической цепи

Монтажная схема — это рабочий чертёж или эскиз, на котором указано, каким образом все элементы электрической цепи соединены между собой и как они располагаются на монтажной плате или монтажном щите.

Практическая работа «Монтаж учебной схемы однолампового осветителя»

Цель: научиться соборке монтажной схемы однолампового осветителя на базе электроконструктора.

Оборудование и материалы: рабочее место, электроконструктор, многожильные провода, электромонтажный инструмент,  изоляционные материалы

Порядок выполнения работы

1. Спланировать работу. Подготовить рабочее место, оборудование, электроконструктор, монтажные инструменты, многожильные провода, изоляционные и сопутствующие материалы.

2. В рабочей тетради начертить принципиальную схему однолампового осветителя.

4. Подсчитать длину и количество  многожильных проводов для монтажа однолампового осветителя.

5. Оконцевать многожильные провода для сборки монтажной схемы.

6. Выполнить сборку однолампового осветителя на панели электроконструктора 

7. Провести испытание осветителя под наблюдением учителя.

8. Разобрать схему. Привести в порядок рабочее место.

Основные понятия и термины:

квартирная электропроводка, многотарифный счётчик, автоматический выключатель, короткое замыкание, принципиальная и монтажная схемы, монтажное плато.

Вопросы и задания

1.  Для каких целей в домах устанавливают электрические счётчики и автоматические выключатели?

2. В чём отличие принципиальной схемы электрической цепи от монтажной?

3. Какие правила безопасности необходимо соблюдать при выполнении электротехнических работ?

Задание 1. Найдите в Интернете информацию о многотарифных счетчиках. Подумайте как можно сэкономить электроэнергию в квартире, где установлен многотарифный счетчик.

Практическая работа

Используя Условные обозначения элементов электрической цепи нарисуйте принципиальную схему электропроводки вашей комнаты

Самостоятельная работа

Найдите в Интернете информацию о многотарифных счетчиках. Подумайте, как можно сэкономить электроэнергию в квартире, где установлен многотарифный счетчик.

Вопросы

1.      Какое напряжение поступает в квартиры и частные дома?

2.      С помощью каких приборов учитывается расход энергии?

3.      Почему в квартирах (частных домах)  устанавливают двухтарифный или многотарифный счетчики?

4.      Для чего необходимы условные обозначения элементов электрической цепи?

5.      В чём отличие принципиальной схемы электрической цепи от монтажной?

6.      Какие правила безопасности необходимо соблюдать при выполнении электротехнических работ?