Планируемые образовательные результаты.
Предметные результаты:

·    Уч-ся научатся планировать и выполнять учебные технологические проекты: выявлять и формулировать проблему; обосновывать цель проекта, конструкцию изделия, сущность итогового продукта или желаемого результата; планировать этапы выполнения работ; составлять технологическую карту изготовления изделия; выбирать средства реализации замысла; осуществлять технологический процесс; контролировать ход и результаты выполнения проекта;

• представлять результаты выполненного проекта: пользоваться основными видами проектной документации; готовить пояснительную записку к проекту; оформлять проектные материалы; представлять проект к защите.

• организовывать и осуществлять проектную деятельность на основе установленных норм и стандартов, поиска новых технологических решений, планировать и организовывать технологический процесс с учётом имеющихся ресурсов и условий;

• осуществлять презентацию, экономическую и экологическую оценку проекта, давать примерную оценку цены произведённого продукта как товара на рынке; разрабатывать вариант рекламы для продукта труда.

В области познавательной культуры:

знания основных технологических понятий;

знания о назначении и технологических свойствах материалов;

знание назначения и устройства применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;

знания о видах, приемах и последовательности выполнения технологических операций, влияния различных технологий обработки материалов и влияния продукции на окружающую среду и здоровье человека.

В области нравственной культуры:

способность проявлять инициативу, творчество, креативность при организации совместных действий, доброжелательное и уважительное отношение к партнерам, независимо от особенностей их здоровья, физической и технической подготовленности;

умение оказывать помощь при освоении новых операций, корректно объяснять и объективно оценивать технику их выполнения;

способность проявлять дисциплинированность и уважительное отношение к другим учащимся в процессе учебной и трудовой деятельности.

В области трудовой культуры:

Способность преодолевать трудности; составлять последовательность выполнения технологических операций;

Способность выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ;

Способность планировать работу с учетом имеющихся ресурсов и условий;

Способность самостоятельно организовывать индивидуальную и коллективную трудовую деятельность в зависимости от индивидуальной ориентации на будущую профессиональную деятельность.

В области коммуникативной культуры:

Способность интересно и грамотно излагать знания о технологической культуре,

Способность формулировать цели и задачи деятельности, аргументировано вести диалог по основам ее организации и реализации.

В области эстетической культуры:

Способность самостоятельно формировать собственный стиль в зависимости от индивидуальных особенностей, социально-экономических и пространственно-временных факторов;

Способность вести наблюдения за нормами поведения, объективно оценивать их, соотнося с общепринятыми нормами и представлениями.

В мотивационной сфере:

оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;

оценивание своей способности и готовности к предпринимательской деятельности;

выбор профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального обучения;

выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг;

согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;

осознание ответственности за качество результатов труда;

наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;

стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.

В физиолого-психологической сфере:

сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности.

Метапредметные результаты:

Понимание технологических процессов как основы современного производства и современной постиндустриальной культуры;

Понимание влияния технологических процессов на окружающую среду, здоровье человека как важнейшего условия саморазвития и самореализации, осознание свободы выбора профессиональной деятельности;

Бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих, проявление доброжелательности и отзывчивости к людям, имеющим ограниченные возможности здоровья;

Уважительное отношение к окружающим, проявление культуры взаимодействия, терпимости и толерантности в достижении общих целей при коллективной трудовой деятельности;

Ответственное отношение к порученному делу, проявление осознанной дисциплинированности и готовности отстаивать собственную позицию, отвечать за результаты своей деятельности.

добросовестное выполнение учебных заданий, осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, качественно повышающих результативность выполнения заданий;

рациональное планирование учебной и трудовой деятельности, умение организовывать места занятий и обеспечивать соблюдение безопасности;

поддержание оптимального уровня работоспособности в процессе деятельности.

владение культурой речи, ведение диалога в доброжелательной форме, проявление к собеседнику внимания, уважения;

владение умением вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной учебной т трудовой деятельности, находить компромисс при принятии общих решений;

владение умением логически грамотно излагать, аргументировать и обосновывать собственную точку зрения.

    Личностные результаты:

    Владение знаниями об основных технологических понятиях, видах, приемах и последовательности выполнения технологических операций;

    Владение знаниями о влиянии различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека;

    Владение знаниями о профессиях и специальностях, связанных с обработкой материалов;

    Способность управлять своими эмоциями, проявлять культуру общения в организации коллективной трудовой деятельности;

    Способность активно включаться в совместную познавательно-трудовую деятельность, внеклассные мероприятия, принимает участие в их организации и проведении;

    Владение умением предубеждать конфликтные ситуации во время совместной практической деятельности, решать спорные проблемы на основе уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.

    Умение составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделий или получения продукта;

    Умение выбирать материалы, инструменты, оборудование для выполнения работ и применять их в своей деятельности

    Умение соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручными инструментами, машинами и оборудованием, осуществлять доступными средствами контроль качества изготовляемого изделия.

    Владение умением обобщать, анализировать и творчески применять полученные знания в самостоятельной деятельности;

    Владение умением достаточно полно и точно формулировать цель и задачи коллективной трудовой деятельности, излагать их содержание;

    Владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной деятельности.

Текст

Забота человека о своей жизни, включающей работу, активный отдых, досуг всё время подталкивает инженеров, конструкторов, дизайнеров создавать новые предметы. Сегодня мы начнём разговор об учебных и творческих проектах.

Что же это такое?

Последовательность изготовления проекта предусматривает три этапа

Давайте поподробнее рассмотрим эти этапы творческого проекта.

Термин поисково-исследовательский предусматривает поиск идеи, потребности в изделии, определение цели и задач проекта, составлении плана работы. Этот этап предусматривает большую самостоятельную работу по сбору, изучению и обработке информации по теме исследования, а в конечном итоге этого этапа – разработка требований к проектируемому изделию

Второй этап включает разработку вариантов изготовления проекта, составление конструкторской и технологической документации. Конечно, необходимо предусмотреть выбор материалов, инструментов, оборудования и технологии изготовления, собственно изготовление самого изделия. Оба этапа предполагают совместную работу учителя и его учеников.

Заключительный этап предполагает подготовку к публичной защите. И в этой связи подготовку пояснительных материалов, чертежей, экономико-экологическое обоснование, рекламу изделия, этикетку, а может быть и товарного знака. Защита проекта подразумевает возможность услышать все достоинства и возможные недостатки, а также планирование дальнейшего использования проекта

Очень важно, чтобы творческий проект отвечал необходимым критериям!

1.         Актуальность темы проекта и обоснование выбора;

2.         Практическая значимость проекта;

3.         Объём, полнота, законченность, самостоятельность;

4.         Уровень творчества, оригинальность материального воплощения;

5.         Качество графической документации;

6.         Качество изделия, в соответствии с требованиями дизайна

Рассмотрим разработку одного из творческих проектов «Элементы системы «Умный дом»

На одном из уроков технологии в 6 классе нам предложили ответить на вопрос: что такое комплексная система управления «Умный Дом» (Smart House).

Рис. 135. Элементы системы «Умный дом»

Набрав в поисковой системе Интернета эти слова, можно получить множество ссылок на сайты, которые представляют информацию об этой системе. Изучение некоторых из них позволило понять, что эта система, действительно, делает дом умным. Например, с помощью современных приборов можно управлять светом: различные датчики присутствия, движения, освещенности самостоятельно включат свет в комнатах, холлах и только тогда, когда зафиксируют, что там появился человек, а потом снова выключат его. Автору проекта захотелось подробнее ознакомиться с преимуществами такой системы и рассказать о ней своим родителям. В каждом доме можно установить различные приборы, позволяющие сделать дом – умным!.

2. Цель проекта была сформулирована так.

Изучить возможности комплексной системы «Умный Дом» и рассмотреть возможность применения элементов этой системы для собственного дома.

3. Задачи проекта

Собрать необходимую информацию по сайтам Интернета, посвящённым комплексной системе управления «Умный Дом».

Проанализировать потребности в управлении домом с помощью различных датчиков.

Создать список проблем.

Найти технологии, подходящие для внедрения элементов системы «Умный дом»

Определить, какими средствами для их реализации располагает семья.

4. Исследование

Внимательное изучение соответствующих сайтов Интернета позволило понять, что же входит в понятие «умный дом». Оказалось, что это система автоматизации домов, офисов, квартир, включающая в себя следующие компоненты:

управление cветом;

установка различных датчиков присутствия, движения, освещённости и др.;

управление жалюзи и рольставнями;

управление вентиляцией и кондиционированием;

управление климатом и отоплением;

системы multiroom (распределение аудио-видеосигналов различных источников в разные помещения);

управление охранной и пожарной системами дома (в том числе с оповещением о происходящем по любому каналу связи);

управление другими устройствами, которые можно подключить к общей системе;

возможность централизованного управления «Умным домом» через компьютер, Интернет, посредством пульта, мобильного телефона (рис. 135).

Система «Умный дом» проектируется и собирается индивидуально для каждого потребителя. Это делают профессионалы. Самостоятельно такую систему в доме сделать практически невозможно. Некоторые из перечисленных выше систем можно не устанавливать или наоборот добавить новые.

5. Выбор конкретных систем

Для уменьшения стоимости системы «Умный дом» можно установить отдельные элементы. Не обязательно объединять всё в единое целое. Так, оборудовав в доме такие составляющие системы, как управление освещением, охранная и пожарная сигнализация, датчики от протечки воды и утечки газа, мы получим экономию электроэнергии и обеспечим защиту материальной собственности от действий злоумышленников, техногенных факторов, от влияния человеческого фактора – нашей невнимательности, забывчивости. Управление всем этим будет осуществляться с помощью пульта.

А в заключении, автор проекта делает общее заключение. Все мы стремимся к комфорту и безопасности в нашем доме, к удобному и быстрому управлению современным оборудованием. Система «Умный дом» была создана, чтобы автоматизировать управление техникой, сделать нашу жизнь более комфортной. Со временем все больше людей будут заказывать установку такой системы в своём доме.

Рассмотрим несколько примеров творческих проектов декоративно-прикладного направления «Солонка», «Ларец», «Активная витрина»

Идеи этих изделий актуальны, все творческие проекты оригинальны, имеют практическую значимость, выполнены самостоятельно, а качество отвечает требованиям дизайна, технической эстетики

Творческий проект «Активная витрина была продемонстрирована на Всероссийском конкурсе Научно-техническое творчество молодёжи на ВДНХ.

Главное предназначение технологического проекта «Активная витрина» - в создании условий рассмотреть музейные экспонаты с разных сторон, иметь возможность для детального изучения и обсуждения представленных на открытой витрине экспонатов. 

Цель проекта – изготовить изделие для школьного музея народного декоративно-прикладного искусства, которое помогает концентрации внимания и более детального рассмотрения музейных экспонатов.

Задачи проекта:

Разработать научно-техническое обоснование проекта;

Разработать чертежи изделия и его деталировку;

Составить пояснительную записку к изделию;

Подготовить презентацию, используя современные компьютерные технологии и выступление по теме проекта.

Рис. Чертёж проекта «Активная витрина, выполненные в AutoCAD

А в заключении авторы проекта отметили, что творческий проект «Активная витрина»:

1.      Привлекает внимание своей необычностью, не характерной витриной школьного музея;

2.      Предоставляет возможность рассмотреть небольшой музейный предмет для ребят с ослабленным зрением;

3.      Сконцентрировать внимание на определённом объекте, расположенном на витрине, который удаётся рассмотреть со всех сторон;

4.      Даёт возможность разобраться в нехитрых технических идеях устройства;

5.      Ответить на многие вопросы, как технического и технологического свойств, так и искусствоведческого плана;

Стать довольным собой от маленьких побед в познании нового и неизведанного ранее, удовлетворив своё любопытство и любознательность.

С каждым годом темы проектов будут становиться более разнообразными. Будет большой вашей находкой, если проекты пойдут на стыке нескольких школьных предметов.

Эти проекты называют метапредметными

Метапредметные проекты включают знания по физике, математике, химии, истории, географии и др. школьным предметам

 Предлагаем выполнить небольшое творческое задание. Попробуй привести несколько актуальных идей для своей квартиры, школы, дачи, которые бы заметно улучшили пребывание в этих местах человека

Практическая работа

Осуществляется работа в небольших группах, сформированных по разработке описания нескольких проектных идей для образовательного учреждения (лавочка для рекреации, доска для объявлений, диплом для предметных недель по предметной области «Технология», разработка содержания Брэйн ринга по технологии и т.д.). Необходимо заполнить таблицу:

Название проекта: …

Группа авторов проекта: …

Критерии проекта

Содержание

Актуальность темы проекта и обоснование выбора

 

Практическая значимость проекта

 

Объём, полнота, законченность, самостоятельность

 

Уровень творчества, оригинальность материального воплощения

 

Качество графической документации

 

Качество изделия, в соответствии с требованиями дизайна

 


Самостоятельная работа

Приведи несколько актуальных идей для своей квартиры, школы, дачи, которые бы заметно улучшили пребывание в этих местах человека, заполнив таблицу.

Квартира

Школа

Дача

Здесь может быть твоя идея проекта!

Здесь может быть твоя идея проекта!

Здесь может быть твоя идея проекта!


Вопросы:

1.      Что такое творческий проект?

2.       Перечислите этапы создания творческого проекта;

3.      В каких случаях формируется рабочая группа для коллективного изготовления проекта?

4.      Нужно ли знать разработчикам проекта критерии оценивания

5.      Кто на ваш взгляд должен осуществлять рецензирование творческого проекта?

6.      Может ли быть составлена экспертиза творческого технологического проекта?