Ход урока

Здравствуйте. Мы продолжаем изучать курс обществознания в 6 классе.

На прошлом уроке мы определили, что такое государство. На уроках истории в 5 и 6 классах вы изучали причины возникновения государства, т.е. отвечали на вопрос: «Почему оно возникло». Впереди ответы ещё на два вопроса: «Зачем существует государство?» и «Какие бывают государства?»

Сегодня мы займёмся первым из этих вопросов, а именно: «Зачем существует государство?» И главное: «А нужно ли оно вообще?» Или человеческое общество вполне обойдётся и без государства?

Такие идеи не раз возникали у разных людей на протяжении истории человечества. И для этого были основания. Во-первых, если мы обратимся к истории, то найдём примеры государств, которые угнетали и даже уничтожали своё собственное население.

Например, древнекитайский правитель и мыслитель IV в. до н.э. Шан Ян (человек, идеи которого вдохновляли первого императора Китая Цинь Шихуанди, известного в первую очередь тем, что он начал строить Великую китайскую стену) писал, что главный враг государства – это его же народ. Чем более народ образован и чем больше свободы он имеет, тем хуже государству. Поэтому людей, читающих конфуцианские книги, заживо закапывали в землю, а людей, совершавших даже самые мелкие нарушения, ждали крайне жестокие наказания: от отправки на каторжные работы и вытягивания сухожилий до сажания на стебель бамбука и распиливания деревянной пилой. Кстати, самого Шан Яна в итоге распилили деревянной пилой заживо.

Задание для обучающихся. Используя дополнительные источники информации, приведите несколько аналогичных примеров жестокой репрессивной политики государственной власти в отношении собственного населения.

Во-вторых, на прошлом уроке мы говорили, что государство существует за счёт налогов – то есть обязательных выплат с населения и предприятий. Зачем же нам содержать государство? Может, проще обойтись без него?

Возникло целое течение общественной мысли, которое получило название анархизм (от греческого слова «архос» - власть и приставки «а», обозначающей отрицание или отсутствие чего-либо). Анархизм отрицает власть, считает государство машиной насилия над населением. Анархисты выступают за ликвидацию не только государства, но и любой власти человека над человеком вообще, считая идеальным будущем то, что люди начнут жить самоуправляющимися общинами.

Как бывает чаще всего, истина посередине. С одной стороны, конечно, государство не должно угнетать и уничтожать свой собственный народ. Но с другой стороны, распад государства – это всегда отсутствие элементарного порядка (из-за разгула преступности страшно выйти на улицу), развал экономики и голод населения, это междоусобные и гражданские войны и гибель людей. История разных народов даёт множество примеров тому. Когда распадалось единое древнеегипетское государство, начинались междоусобные войны и голод, поскольку система каналов для полива полей приходила в упадок. И самое страшное: разрушение государства уничтожает систему обороны и может вести к потере народом независимости, к порабощению народа завоевателями извне. Так, после распада единого Древнерусского государства, русские княжества были по отдельности разгромлены и покорены монгольскими завоевателями, началось ордынское иго.

Итак, государство нужно потому, что обеспечивает порядок и стабильность, выполняя ряд очень важных функций, которые без него выполняться не могут. Тема нашего урока сегодня: «Функции государства».

Что такое функции государства?

Функции государства – основные направления его деятельности. Причём не все направления его деятельности, а именно основные (каждое из них можно разделить на отдельные задачи, решаемые государством). Например, экологическая функция государства связана с принятием природоохранного законодательства, борьбой с браконьерством, защитой лесов от незаконной вырубки и т.д. 

Все функции государства мы будем делить на две группы: внутренние и внешние. Внутренние функции данное государство выполняет внутри страны – в пределах своих границ (ему для этого не нужно взаимодействие с другими государствами), а внешние функции реализуются государством при взаимодействии с другими государствами.

Нужно сделать важное замечание. Функции государства мы с вами будем рассматривать как на примере современных государств, так и на примере государств прошлого (Древности, Средневековья, Нового времени). Поэтому мы увидим, что понимание функций государства (да и понимание самого государства) со временем менялось:

·  некоторые функции выполняли и государства прошлого, и современные (например, обеспечение обороны территории, сбор налогов);

·  некоторые функции, присущие современным государствам, государства прошлого не выполняли никак и не стремились к этому (например, государства до XIX-XX вв. не выплачивали пенсии своим подданным за редкими исключениями);

· некоторые из функций государств прошлого государства современности не выполняют или скрывают, что выполняют (например, ведение захватнических войн).

Внутренние функции государства

Рекомендации для учителя. Рассмотрение внутренних функций государства можно связать не только с изученными обучающимися в 5-6 классах государствами древности и средневековья, но и с Конституцией РФ. Например, при разборе внутренних функций государства можно дать обучающимся задание на поиск в Конституции РФ статей, закрепляющих их за государством в нашей стране.

Итак, определим основные внутренние функции государства.

1.  Политическая функция заключается в организации системы управления обществом и подержании существования самого себя. Основными направлениями в рамках этой функции являются

· создание и преобразование государственного аппарата: например, создание Иваном IV Грозным новых органов власти – приказов (посольский, разбойный, стрелецкий, челобитный приказ и др.);

Задание для обучающихся. Используя дополнительные источники информации (например, официальный сайт Президента РФ http://kremlin.ru/ и официальный сайт Правительства РФ http://government.ru/), установите, какие центральные органы государственной власти были созданы в Российской Федерации за последний год.

· защита существующего социально-экономического и политического строя, предотвращение и подавление внутренних конфликтов (например, подавление восстаний против государственной власти).

К политической функции примыкают ещё три функции, которые иногда рассматриваются как отдельные.

2.  Социально-классовая функция – защита интересов привилегированных слоёв, составляющих опору государственной власти. Если современные демократические государства провозглашают своей функцией защиту интересов всех слоёв населения (от бедняков до богачей), то государства прошлого, как правило, защищали интересы в первую очередь господствующих слоёв (например, в Древнем Египте – интересы чиновников и жрецов, в средневековой Руси – интересы боярства и дворянства).

3.  Правотворческая (регулятивная) функция заключается в принятии законов и других нормативных актов, регулирующих отношения внутри общества. Например, принятие князем Ярославом Мудрым «Правды Ярослава», принятие Конституции РФ 12 декабря 1993 г. на референдуме, т.е. всенародном голосовании граждан.

4.  Правоохранительная функция заключается в охране законности и правопорядка, в обеспечении безопасности граждан, их прав и свобод, в борьбе с преступностью. Если правотворческая функция заключается в принятии законов, то правоохранительная – в обеспечении соблюдения этих законов всеми участниками общественных отношений. Выполнение этой функции обеспечивается правоохранительными органами, т.е. в нашей стране: полицией, прокуратурой, судами, органами государственной безопасности.

Следующие внутренние функции рассматриваются отдельно от политической.

5.  Хозяйственно-экономическая функция предполагает создание государством условий для развития экономики и регулирование хозяйственной деятельности общества. Мы помним, что обычно выделяют четыре сферы жизни общества, и к экономической сфере относится производство, обмен, распределение и потребление товаров и услуг. Государство всегда участвует в регулировании развития экономики. Например, в Древнем Египте государство в лице чиновников руководило земледельческими работами (давало крестьянам указания, когда открывать и закрывать каналы для полива полей, когда сеять зерно, когда собирать урожай и т.д.). И в современности государства участвуют в управлении экономики, но в разной мере:

· некоторые государства напрямую руководят экономикой (например, в Советском Союзе именно государство устанавливало цены на товары и услуги, поэтому на советских книжках всегда была напечатана установленная государством цена);

· некоторые государства только определяют правила поведения в экономике (принимая, например, законы о борьбе с монополиями), но напрямую стараются не вмешиваться в хозяйственные отношения в стране.

Задание для обучающихся. Используя дополнительные источники информации, определите значение понятие «монополия» в его экономическом смысле. Приведите примеры монополий в экономике современной России (не менее двух примеров).

6.  Иногда в составе хозяйственно-экономической, а иногда и как отдельную функцию выделяют функцию налогообложения и взимания налогов. Само государство ничего не производит, а управляет обществом, поэтому нуждается в средствах существования, за счёт которых нужно оплачивать содержание государственного аппарата (платить зарплату всем чиновникам в стране), выплату пенсий и пособий нуждающимся группам населения. Для этого государство устанавливает налоги и организует их сбор с помощью специальных служб. Эта функция характерна для всех государств всех исторических эпох. Мы помним, что письменность у большинства цивилизаций древности возникает именно для того, чтобы чиновники могли вести учёт доходов и имущества населения, чтобы взимать с них налоги в пользу правителя и его служащих. В соответствии с Конституцией РФ, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Задание для обучающихся. Выполните задание 1, представленное в приложении к данному конспекту урока.

Задание для обучающихся. Используя официальный портал Конституции РФ (http://www.constitution.ru/), установите, какая статья главы 1 нашего основного закона устанавливает обязанность граждан платить установленные налоги и сборы.

7.  Социальные функции государства осуществляются с целью сглаживания различий между бедными и богатыми, помощи нуждающимся слоям населения. Далеко не все государства (в древности – ни одно, а в современности – не все) провозглашают своей целью улучшение уровня и качества жизни своего населения.

В соответствии с Конституцией, Россия является социальным государством, т.е. государство берёт на себя ответственность за достойный уровень жизни граждан. Для этого государство охраняет труд и здоровье людей, устанавливает гарантированный минимальный размер заработной платы, оказывает поддержку институтам семьи, материнства, отцовства и детства, выплачивает пенсии и пособия, обеспечивает бесплатное для населения здравоохранение, образование и т.д.

Задание для обучающихся. Используя дополнительные источники информации, определите минимальный размер заработной платы на данный момент. Сравните его с минимальным размером заработной платы, установленным год назад, 5 лет назад и 10 лет назад.

Задание для обучающихся. Используя официальный портал Конституции РФ (http://www.constitution.ru/), найдите в главах 1-2 основного закона нашей страны статьи, которые закрепляют социальные функции современного российского государства.

8.  Культурно-воспитательная функция, которая подразделяется на две функции.

Культурно-образовательная функция, заключающаяся в организации государством получения гражданами образования и в обеспечении государством поддержки науки и искусства (содержании научных учреждений, библиотек, музеев, концертных залов и т.д.). Почти ни одно из государств прошлого (до ХХ в.) не обеспечивало населению получение образования. Например, в Российской Империи в 1897 г. писать, читать и считать умел только каждый 5-й житель. Современные государства разрабатывают программы и стандарты образования, проводят государственные экзамены, поскольку уровень образования и культуры населения напрямую влияет на экономическое и политическое развитие государства.

Идеологическая функция, при реализации которой государство воспитывает население в духе патриотизма, выдвигает «национальную идею», которая призвана сплотить население для достижения общей цели. Например, идеологией в Советском Союзе было построение общества социальной справедливости (где нет угнетения бедных богатыми) – коммунизма. Идеология – система взглядов на то, как должно быть устроено государство и общество. В соответствии с Конституцией РФ ни одна идеология не может быть признана господствующей, официальной, обязательной для всех.

Рекомендация для учителя. Желательно уделить немного времени на разбор с обучающимися понятия идеология, а также примеров идеологий (консерватизм, либерализм, социализм, национализм, идеология «зелёных» и т.д.)

Задание для обучающихся. Используя официальный портал Конституции РФ (http://www.constitution.ru/), установите, какая статья главы 1 нашего основного закона запрещает вводить в России единую и обязательную для всех идеологию.

9. Экологическая функция заключает в том, что государство берёт на себя ответственность за поддержание благоприятной окружающей среды на своей территории. Государство охраняет природные ресурсы и экологическую безопасность населения, борется с загрязняющими окружающую среду предприятиями и последствиями стихийных бедствий.

Таковы важнейшие внутренние функции государства, которое оно выполняет в пределах собственной территории.

4. Внешние функции государства

Итак, внешние функции (в отличие от внутренних) государство не может выполнить без взаимодействия с другими государствами. К основным внешним функциям относятся:

1.  Военная функция, которая предполагает обеспечение обороноспособности страны (защита границ и населения от внешней опасности) и ведение захватнических войн.

Задание для обучающихся. Используя дополнительные источники информации, выделите две оборонительные и две захватнические войны, которые вело наше государство в период IX-XIX вв. Назовите правителей, которые вели данные войны.

Все остальные внешние функции иногда объединяют в одну – функция взаимовыгодного международного сотрудничества (что приобретает особое значение в условиях глобализации) в основных сферах жизни общества.

2.  Внешнеполитическая функция предполагает взаимодействие и сотрудничество данного государства с другими странами, защиту его интересов на международной арене.

Задание для обучающихся. Используя новостные материалы официального сайта Министерства иностранных дел Российской Федерации (http://www.mid.ru/ru/home), выделите не менее трёх основных направлений внешней политики нашей страны на современном этапе.

3.  Внешнеэкономическая функция заключается в том, что государство проводит и регулирует международную торговлю, обеспечивает интеграцию в мировую экономику или, наоборот, введение экономических санкций, препятствующих международной торговле.

Рекомендации для учителя. При наличии времени можно обсудить с обучающимися (например, в форме дискуссии с заранее подготовленными некоторыми из учеников сообщениями) актуальную в последние годы тему экономических санкций против России и ответных мер экономического характера, принятых со стороны российского Правительства. Следует остановиться на содержании мер, причинах их введении и последствиях (отрицательных и положительных) для каждой из сторон экономических отношений.

4.  Международное сотрудничество духовной сфере (в культуре, науке, образовании, сохранении памятников мирового культурно-исторического значения и т.д.).

Задание для обучающихся. Используя дополнительные источники информации (в том числе Интернет-ресурсы, в том числе: http://mkrf.ru/, http://ru.unesco.org/ и т.д.), приведите не менее трёх примеров международного сотрудничества Российской Федерации с другими государствами в духовной сфере.

Рекомендации для учителя. Для лучшего понимания обучающимися данной внешней функции государства необходимо обсудить с ними конкретные примеры сотрудничества нашей страны с другими государствами в сфере культуры. Например, вручение Нобелевских премий представителям нашей страны, участие в международных научных разработках (в том числе – проект «Большой адронный коллайдер»), деятельность по сохранению памятников мирового культурного наследия (например, участие российских специалистов из Государственного Эрмитажа в реставрации частично разрушенных террористами группировки ИГИЛ исторических памятников Пальмиры в Сирии) и т.д.

5.  Международное сотрудничество в социально-гуманитарной сфере и участие в решении глобальных проблем. Из дополнительного текста вы узнаете о том, какие проблемы называются глобальными, и как государства взаимодействуют с целью решения этих проблем.

Задание для обучающихся. Выполните задание 6, представленное в Приложении к данному конспекту урока.

Задание для обучающихся. Для закрепления изученного на уроке материала выполните задания 2-5, представленные в Приложении к данному конспекту урока.

5. Подведём итоги

Итак, этот урок мы начали с примеров того, каким государство быть не должно (как государства угнетают свой же народ), и с примеров ситуаций, когда без государства общество терпит катастрофу. Необходимо поддерживать «золотую середину» между этими двумя крайностями: государство должно чётко выполнять свои функции, защищая интересы населения. В демократическом государстве на первом месте интересы и свободы граждан (то есть не граждане для государства, а государство для граждан), причём демократическое государство защищает интересы всех слоёв своего населения, а не только привилегированные слои.

Дома я рекомендую вам, используя материалы средств массой информации, изучить новости последней недели и на их материале привести примеры того, как современное российское государство выполняет свои внешние и внутренние функции.

Приложения

Задание 1.  Прочитайте текст о налоговой политике царя Петра I и ответьте на вопрос, какие причины заставляют государство увеличивать налогообложение населения?

Царь Московского царства, а затем первый император Российской Империи Петр I 21 год вёл Северную войну со Швецией, в результате которой Россия получила выход в Балтийское море, был основан Санкт-Петербург, Россия стала империей. Для ведения войны нужны были вооружённые армия и флот, а для их формирования – деньги, важнейшим источником которых были налоги. При Петре с 1704 г. было введено около 70 новых налогов: кроме основного из них – подушной подати (плата с одной души – одного мужчины) были введены такие экзотические налоги как налоги на бани, дубовые гробы, улья, рыбные ловли, барки, бороды, а также налоги со свадеб, с русского платья, сапожный, шапочный, погребной, с раскольников, с извозчиков, с постоялых дворов, с мельниц, с найма домов. В Башкирии Пётр ввёл даже налог на цвет глаз: чем темнее были глаза у их счастливого обладателя, тем меньше он платил налога.

 Задание 2.  Установите правильное соответствие между функциями государства и группе, к которой каждая из функций относится.

ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА

ГРУППЫ ФУНКЦИЙ

А) охрана правопорядка

Б) обеспечение обороноспособности страны

В) создание правовой системы

Г) взимание налогов

Д) защита существующего общественного и государственного строя

Е) защита национальных интересов перед лицом других государств

Ж) регуляция и ведение международной торговли

З) экологическая функция

И) участие в решении глобальных проблем

К) социальные функции

1) внешние функции

2) внутренние функции

 

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

И

К

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Задание 3. 
Заполните пропуски в таблице, назвав функции государства по их характеристикам

ФУНКЦИИ

ХАРАКТЕРИСТИКИ

1)                  

функция государства, состоящая в защите территории и населения от внешней опасности

2)                  

функция государства, состоящая в обеспечении благоприятной окружающей среды

3)                  

функция государства, которая заключается в обеспечении достойной жизни граждан путём поддержания системы образования, здравоохранения, пенсий, пособий и пр.

4)                  

функция государства, состоящая в регулировании общественных отношений путём принятия общеобязательных для всего населения и власти норм

5)                  

функция государства по борьбе с преступностью и обеспечению соблюдения законов населением

6)                  

функция государства, которая осуществляется через воздействие на умы общества с целью воспитания граждан в патриотическом духе, передачи базовых национальных ценностей, ориентиров из поколения в поколение

7)                  

функция государства, состоящая в регулировании хозяйственной деятельности на его территории


Задание 4. 
При выполнении данного задания обратите внимание на следующую деталь:

Нужно понимать, что все группы функций государства взаимосвязаны друг с другом. Например, к какой функции отнести принятие в 1995 г. федерального закона «О животном мире», который превратил «Красную книгу РФ» в официальный документ и обязал сохранять упомянутые в ней виды живых существ? Этот пример можно отнести к правотворческой функции государства, поскольку был принят закон. Этот пример можно отнести к участию в решении глобальной экологической проблемы сокращения многообразия видов живых существ. Но в первую очередь данный пример следует отнести к экологической функции государства. Во-первых, поскольку закон имеет экологическую направленность (поэтому отнести его к экологической функции, а не к законотворческой, будет точнее), во-вторых, закон действует только на территории РФ, поэтому он лишь отчасти решает глобальную экологическую проблему. Учтите это замечание при выполнении тестовых заданий: нужно определить, к какой функции пример подходит наиболее точно и полно.

Какие функции государства проиллюстрированы следующими примерами? К каждому примеру подберите одну из упомянутых на уроке функций, к которой данный пример относится в большей мере.

1) Присоединение России к Киотскому протоколу 1997 г., который обязывает страны сократить или стабилизировать выбросы парниковых газов в атмосферу.

2) Введение в СССР в 1945 г. праздника День Победы, отмечаемого 9 мая.

3) Участие России в разрешении «украинского кризиса» и реализации Минских договорённостей 11-12 февраля 2015 г.

4) 1 февраля 2016 г. пенсионные выплаты в России были проиндексированы на 4%.

5) Принятие Соборного Уложения 1649 г. в Московском царстве.

6) Разрешение частного предпринимательства в СССР в 1988 г.

7) Переход на «единые учебники истории» в России с 2015 г.

8) Введение в Российской Империи императрицей Екатериной II в 1768 г. ассигнаций (т.е. бумажных денежных знаков) номиналом 25, 50, 75 и 100 рублей.

9) Ежегодное объявление Президентом РФ весеннего призыва в армию с 1 апреля.

Задание 5.  Какие функции государства проиллюстрированы следующими примерами? (К каждому примеру подберите одну из упомянутых на уроке функций, к которой данный пример относится в большей мере.)

1) Вступление России во Всемирную Торговую Организацию в 2012 г. с целью устранения барьеров в торговле с другими странами.

2) Принятие Конституции Российской Федерации в 1993 г.

3) Проведение сотрудниками полиции спецоперации по задержанию организованной банды, занимавшейся незаконными производством и торговлей наркотическими средствами.

4) Введение программы «материнский капитал» в России в 2007 г.

5) Отмена внутренних таможенных пошлин при императрице Елизавете Петровне.

6) Принятие в России Федерального закона «Об охране окружающей среды».

7) Участие России в борьбе с международной террористической организацией ИГИЛ, запрещённой в РФ.

8) Создание советским правительством Красной Армии 15 января 1918 г.

9) Учреждение в 2004 г. нового государственного праздника – Дня народного единства, отмечаемого 4 ноября.

Задание 6.  Прочитайте текст и ответьте на вопросы после него

Глобальными проблемами (франц. g1оbа1 – всеобщий, от лат. g1оbus – земной шар) называют такие проблемы человечества, которые затрагивают всё человечество в целом и не могут быть решены государствами по отдельности. Поэтому главный способ решения глобальных проблем – международное сотрудничество, объединение усилий различных стран. Острота глобальных проблем объясняется тем, что от их решения зависит само существование человечества и цивилизации. То есть если эти проблемы решены не будут, то это может стать причиной гибели человека как биологического вида или гибели жизни на Земле вообще.

Современные учёные выделяют несколько основных глобальных проблем. Проблема угрозы третьей мировой войны, в которую будут включены почти все страны мира и в ходе которой будет применено оружие массового поражения (химическое, биологическое и самое опасное – ядерное оружие). Последствиями станет глобальная экологическая катастрофа и гибель человечества. Также с применением оружия и насилия связана другая глобальная проблема, которая с каждым годом становится более острой: проблема международного терроризма и международной преступности (контрабанда оружия, наркотиков и т.д.). Современные государства, в том числе Российская Федерация активно сотрудничают по борьбе с международными террористическими организациями (например, «Аль-Каида», «Исламское государство» и пр.).

Особую опасность представляют экологические проблемы, возникшие в результате активной хозяйственной деятельности человека. В XIX-XX вв. человек относился к планете и её богатствам как хозяин, нещадно использовал их, не заботясь о завтрашнем дне. Последствиями этого стали: значительное загрязнение окружающей среды (почвы, воды, атмосферы) отходами деятельности человека, истощение природных ресурсов (в том числе энергоносителей – угля, газа, нефти и т.д.), сокращение разнообразия растений и животных, появление дыр в озоновом слое, защищающем Землю от солнечной радиации, проблема глобального потепления и таяния ледников. Решая эту группу проблем, человечество создаёт заповедники, принимает «Красную книгу», борется с браконьерством, старается перейти на новые экологически чистые материалы (например, бумага вместо пластика) и источники энергии (энергия солнца, ветра).

С экологической проблемой близка проблема вирусов и эпидемий, которые массово распространяются на Земле (один из последних примеров – лихорадка Эбола, которая в 2014 г. распространилась как минимум в 9 странах мира и унесла более 5 тыс. человек).

Отдельную группу составляют демографические проблемы, которые связаны с численностью населения на планете, с процессами рождаемости и смертности. Во-первых, численность населения Земли постоянно растёт, причём темпы этого роста значительно увеличились. В 2011 г. население Земли перешло рубеж в 7 миллиардов человек, а природных ресурсов, необходимых для жизни людей, не становится больше. Во-вторых, рождаемость в различных регионах Земли неравномерна. В современном мире рождаемость в странах Азии, Африки и Латинской Америки значительно выше, чем в странах Европы и Северной Америки. Итогом становится перенаселение ряда стран (например, Индия и Китай), из-за чего в них возникают проблемы с обеспечением людей всем необходимым для жизни (как правило, в таких странах значительно растёт бедность). Напротив, в странах Европы и Северной Америки из-за сокращения рождаемости и роста продолжительности жизни происходит «старение население»: с каждым годом доля пенсионеров увеличивается, а доля молодёжи и трудоспособных граждан зрелого возраста сокращается.

С демографическими проблемами связана проблема «Север – Юг», которую также называют проблемой «золотого миллиарда». Она заключается в неравномерности социально-экономического развития регионов Земли, причём в современном мире «страны Юга» (страны Азии, Африки и Латинской Америки) оказываются значительно беднее «стран Севера» (государств Европы и Северной Америки). Из 7 миллиардов человек на Земле только один миллиард можно называть «золотым», поскольку в странах, где они живут, решены проблемы с эпидемиями, голодом, люди имеют хорошее образование, достаточно высокий уровень жизни, владеют квартирами, автомобилями и т.д. Живёт «золотой миллиард» в «странах Севера». Остальные 6 миллиардов человек, живущих в «странах Юга», где плохо с дорогами, электричеством, школами и больницами, где распространяются эпидемии и до сих пор не решена проблема голода. По данным Организации Объединённых Наций, в современном мире 850 млн человек голодает, каждый день 18 тыс. детей по всему миру умирают от голода, причём больше всего голодающих детей в Индии и Китае, а также в других странах Азии, Африки и Латинской Америки. Конечно, население «стран Юга» недовольно сложившимся положением, они винят во всём «страны Севера» и пытаются либо переехать туда (отсюда массовые потоки мигрантов в Европу и США), либо становятся участниками террористических движений, поскольку именно плохо живущих, недовольных «странами Севера» и малообразованных людей проще всего распропагандировать террористическим организациям.

Вопросы:

1. Какие проблемы называют глобальными? На основе текста выделите три признака глобальных проблем.

2. Каков основной путь решения глобальных проблем?

3. Сколько основных глобальных проблем современности выделяют аналитики? Перечислите их.

4. Вспомните, когда произошли Первая и Вторая мировые войны? Кто были их основными участниками? Чьей победой они закончились?

5. Чем опасна угроза третьей мировой войны? Приведите не менее двух обоснований.

6. Используя дополнительные источники информации, определите, сколько современных стран имеют ядерное оружие? Перечислите их.

7. Назовите не менее четырёх проявлений глобальной экологической проблемы.

8. Используя дополнительные источники информации, определите, в каких странах распространилась лихорадка эбола?

9. Назовите два основных проявления демографической глобальной проблемы.

10. Поясните, в чём содержание и опасность проблемы «Север – Юг»?