Вид занятия: урок беседа в 6-ом классе.

Цель урока: познакомить с картинной галереей Уффици, музеями Ватикана, Дрезденской картинной галереей.

Задачи урока:

1.     Научить последовательно изучать творчество величайших художников.

2.     Научить выявлять сюжеты картин, написанных на мифологические и библейские темы.

Оборудование урока:

1)    Для учителя: презентация, мел, доска, пособия.

2)    Для учащихся: бумага, карандаши, ручка, тетрадь.

План урока:

1.     Организационная часть – 2-3 мин.

2.     Изложение нового материала – 10 мин.

3.     Практическая работа – 25-30 мин.

4.     Завершение урока, подведение итогов – 3-5 мин.

Ход урока:

Здравствуйте, ребята.

Сегодня мы познакомимся с картинной галереей Уффици в городе Флоренции. Здание, в котором она размещается, построено в середине ХVI в. по проекту известного архитектора и историка искусства Джоржио Вазари. Название галереи происходит от итальянского слова «канцелярия». Дело в том, что здание строилось для административных учреждений города Флоренции. В 1575 году в залах этой замечательной постройки началось формирование музея. Впоследствии основу экспозиции этой галереи составляли произведения из фамильного собрания картин рода Медичи, знатных горожан Италии и царствующих особ.

На протяжении столетий галерея расширялась, пополнялась и коллекция произведений. Сегодня в ней насчитывается 45 залов, наполненных уникальными произведениями искусства: одних картин здесь около 1700, не говоря уже о скульптуре и графике (до 110 тыс. рисунков и гравюр), гобеленах, миниатюрах. Главная ценность музея — великолепная коллекция живописи крупнейших и прославленных итальянских художников: Филиппо Липпи, Леонардо да Винчи, Сандро Боттичелли, Микеланджело, Рафаэля и др.

Сандро Ботичелли (1445—1510), один из наиболее выдающихся итальянских художников эпохи Возрождения. Его жизнь и творчество связаны с Флоренцией. Немало картин великого живописца оказалось в коллекции галереи Уффици.

Альбрехт Дюрер (1471—1528) — немецкий живописец и график, мастер западноевропейского искусства Ренессанса. Его отец, золотых дел мастер, пытался привлечь сына к ювелирному делу, однако юноша рано проявил интерес к живописи. Отец разрешил сыну обучаться любимому делу и даже отправил сына в путешествие по городам Германии, Швейцарии и Нидерландов с целью совершенствования в изобразительном искусстве.

Среди многих значительных картин выделяется полотно «Поклонение волхвов», хранящееся в галерее Уфицци. Сюжет картины взят из Евангелия, где повествуется о том, что к новорождённому Иисусу Христу пришли восточные мудрецы, чтобы поклониться Ему как Спасителю мира и принести свои дары.

Помимо известных произведений, любопытной частью экспозиции Уффици является галерея автопортретов художников. Это единственный музей, где можно увидеть образы великих мастеров: Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, А. Дюрера, Тициана, Рембрандта, П. Рубенса, Ван Дейка, Х. Гольбейна. В галерее есть и портреты русских художников: О. Кипренского, И. Айвазовского, Б. Кустодиева, М. Шагала.

Познакомьтесь с музеями Ватикана. Ватикан находится в самом центре Рима, это государство в государстве, папская обитель. В музеях Ватикана представлено огромное собрание художественных шедевров, которые веками стекались к подножию папского престола.

Помимо музейных предметов, уникальными произведениями искусства являются сами здания, стены которых украшены росписями лучших итальянских живописцев. В Ватикане расписывали музей три великих мастера Возрождения — Донато Браманте, Микеланджело Буонарроти, Рафаэль.

Сикстинская капелла (домовая церковь) и станцы Рафаэля считаются величайшими памятниками искусства эпохи Возрождения.

При папе Юлии II Рафаэль в 1508 г. начал роспись станц — комнат в северном крыле Ватиканского дворца, которые были папскими апартаментами. Рафаэль гениально объединил разнообразие сюжетов и образов, ввёл в библейские сцены портреты своих современников и знаменитых людей прошлого, удачно соединил христианские мотивы с языческими и создал прекрасные фрески, воплощающие гуманистические идеалы Возрождения.

Слева от алтаря Сикстинской капеллы изображены сцены из Ветхого Завета, справа — из жизни Христа. Алтарная стена была первоначально украшена росписью Пьетро Перуджино, потом на этом месте разместилась фреска Микеланджело Буонарроти «Страшный суд».

В 1508 г. Микеланджело начал роспись потолка капеллы площадью более 500 м2. Художник выполнил эту огромную работу в одиночку всего за четыре года и создал великолепные фрески, сочетающиеся как с архитектурным строением зала, так и с росписями стен.

Фресковая живопись считается одним из самых трудоёмких процессов. Микеланджело показал себя мастером техники аффреско. Это значит, что каждый день укладывалось лишь необходимое для дневной работы художника количество штукатурки. Таким образом, роспись всегда выполнялась на свежем слое.

 Познакомьтесь с Дрезденской картинной галереей, которая относится к числу знаменитых музеев мира. В Дрезденской галерее представлена одна из крупнейших в мире коллекций искусства. Собирать произведения искусства начал саксонский курфюрст Фридрих Мудрый ещё в начале ХVII в. Первоначально в Дрезденском замке была создана Кунсткамера. На основе её собрания, а также грандиозных приобретений курфюрстов Августа II и Августа III в 1722 г. возникла картинная галерея. Гордостью музея является коллекция итальянской живописи ХV—ХVIII вв., в её числе «Спящая Венера» Джорджоне. Собрание нидерландской и фламандской живописи в галерее не уступает итальянскому и считается одним из лучших в мире. Существенную значимость собранию придают картины Рембрандта, в числе которых два автопортрета и несколько портретов Саскии, жены художника.

Достаточно широко и полно представлена немецкая живопись. В музее можно полюбоваться полотнами Лукаса Кранаха Старшего, Альбрехта Дюрера, Ганса Гольбейна Младшего, Антона Рафаэля Менгса. Французская школа представлена творчеством живописцев XVII—XVIII вв. — Никола Пуссена, Клода Лоррена, Жана Антуана Ватто и др. Жемчужиной коллекции Дрезденской галереи является «Сикстинская Мадонна» Рафаэля.

Рафаэль (1483—1520) — выдающийся итальянский художник. Его отец был художником средней руки. Однако его талант проявился в том, что он заметил большое дарование своего сына и сумел дать ему первоначальное обучение живописи. Когда мальчик подрос, отец направил его учиться к Перуджино — одному из лучших художников того времени. Рафаэль оказался прилежным учеником и вскоре так освоил манеру рисовать у своего учителя, что зрители не отличали картины, написанные учеником, от картин самого Перуджино.

Лучшим произведением Рафаэля и воообще всей западноеропейской живописи считают «Сикстинскую Мадонну».

 Рембрандт Харменс Ван Рейн (1606—1669) закончил «Автопортрет с Саскией на коленях» в 1635 г. Герои картины сидят за праздничным столом. Они повернулись лицом к зрителям, и мужчина как бы приветствует нас поднятым бокалом. О картине известно очень мало. Она была дорога Рембрандту, он хранил этот автопортрет у себя и не продал его. В тот период творчества художнику была интересна тема блудного сына. По одной из версий, герой картины «Автопортрет с Саскией» — блудный сын, который проматывает состояние отца. По другой — это просто пара, которая хотела показать на картине свой достаток и состоятельность.

 Познакомьтесь со старой Пинакотекой (от греч. хранилище картин) в немецком городе Мюнхене. Изначально здание Пинакотеки принадлежало герцогу Вильгельму IV фон Виттельсбаху. Именно он пригласил художников для украшения садового павильона своей резиденции. С этого всё и началось, а преемники герцога продолжили его дело, и к нашим дням собрание Пинакотеки составляет несколько тысяч полотен XIV—ХVIII вв. В музее собраны произведения известных художников (Альбрехта Дюрера, Пауля Рубенса, Джотто, Тициана, Франсуа Буше, Диего Веласкеса и др.), а также многих других из разных стран и разных школ.

Практическая работа:

Научитесь выявлять сюжеты картин, написанных на мифологические и библейские темы. Выполните задание. Выберите одну из картин, представленных в главе, и составьте развернутый рассказ по её сюжету.

 Научитесь последовательно изучать творчество величайших художников. Выполните задание. Вспомните, какие произведения Рафаэля, Леонардо да Винчи, Рембрандта вы изучали в 5 и 6 классах, в каких музеях они хранятся. Составьте таблицу, добавьте в неё по желанию информацию: годы создания картин, их размеры, материалы. Сохраните таблицу в «Рабочих материалах художника».

 Подведение итогов:

 Ответьте на вопросы

1. Картины какого художника из коллекции галереи Уфицци вы хотели бы увидеть в подлиннике? Чем вас привлекает творчество этого автора?

2. Найдите в Интернете и рассмотрите несколько

картин Сандро Ботичелли. Попробуйте найти в них черты стиля, описанные в главе.

Найдите информацию

Узнайте, какая техника фресковой живописи применялась в Древней Руси. Сравните её с техникой аффреско.

Чем интересна история Дрезденской галереи? Какова была судьба коллекции после окончания Великой Отечественной войны? Сделайте сообщение.

 

Литература:

Акварель. Советы начинающим. Из творческого опыта. Остоумова-Лебедева. – М., 1991

Баушмарк Р. Старая пинакотека. Мюнхен / пер. с нем. М. Кларк, У. Вайнберг. – Лондон; Мюнхен, 2002

Выготский Л.С. Собр. соч. / Л.С. Выготский. – М., 1984

Долгополов И. Мастера и шедевры: в 3 т. – М., 1986

Игнатьев С.Е. Закономерности изобразительной деятельности детей: учеб. пособие для вузов. – М., 2007

Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе: учеб. – М., 1998

Кузин В.С. Рисунок, Наброски и зарисовки: учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М., 2004

Кузин В.С. Психология живописи: учеб. пособие для вузов. – М., 2005

Ли Н.Г. Рисунок. Основы академического рисунка: учеб. – М., 2006

Ломов С.П. Живопись: учеб. – М., 2008

Ломов С.П. и др. Искусство. Изобразительное искусство. 5—9 классы. Рабочая программа для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа. 2016

Ломов С.П., Игнатьев С. Е., Кармазина М. В. Искусство. Изобразительное искусство. Учебник. В 2 ч. 6 класс. М.: Дрофа. 2016

Ломов С.П. и др. Искусство. Изобразительное искусство. Рабочая тетрадь для 6 класса. М.: Дрофа. 2016

Ломов С.П. и др. Искусство. Изобразительное искусство. Методическое пособие 6 класс. М.: Дрофа. 2016

Ломов С.П. Русские живописцы XVI-XIX веков: учеб. пособие. Беседы об искусстве для школьников. – М., 1997

Смирнов Г.Б., Унковский А.А. Рисунок и живопись пейзажа: пособ. по рисунку и живописи для студентов-заочников худож.-граф. фак-тов пед. ин-тов. – М., 1975

Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания. М., 2006

Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство 5-8 кл. - М., 2006

Унковский А.А. Живопись темперой и гуашью: учебно-метод. пособие для студентов-заочников худож.-граф. фак-тов пед. ин-тов. – М., 1980

Интернет ресурсы:

http://rosdesign.com

http://www.rah.ru

http://www.webartplus.narod.ru