Цели и задачи урока: познакомиться с 3 разрядами местоимений (притяжательными, вопросительными, относительными), знать их особенности, находить местоимения в тексте.

Ход урока

Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы продолжаем разговор о местоимении и познакомимся с новыми разрядами.

Сначала постараемся разобраться с притяжательными местоимениями.

Думаю, этот разряд местоимений вам немного знаком. Вспомните притяжательные прилагательные. Они отвечают на вопрос  чей?

Есть и 5 местоимений, отвечающих на такой же вопрос. Вот они: мой, твой, ваш, наш, свой. Это и есть притяжательные местоимения, которые отвечают на вопрос  чей? и указывают на лицо, которому принадлежит предмет.

Моё пальто. (Местоимение моё показывает, что предмет принадлежит самому говорящему).

Твой зонт. (Местоимение твой показывает, что предмет принадлежит лицу, с которым мы беседуем).

Притяжательные местоимения изменяются, как имена прилагательные:

- по падежам (мой – моего – моему –мой – моим – (о) моём);

- по числам (твой – твои);

- по родам (свой, своя, своё).

Тренажер.

Давайте соединим существительные с местоимениями НАШ, НАША, НАШЕ, НАШИ.

Кафе, рояль, перчатки, картина, тюль, осень, облако, тетради.

А сейчас нам необходимо исключить третье лишнее, учитывая разряд местоимений.

1. Я, мы, мой.

2. Ваш, ты, твой.

3. Наш, свой, он.

Есть еще 3 притяжательных местоимения, перешедшие  из разряда личных.  Это местоимения ЕГО, ЕЁ, ИХ.

Как же мы будем их различать? Очень просто. Если мы можем задать вопрос ЧЕЙ?, это притяжательное местоимение.

Его шарф. Шарф (чей?) Его это притяжательное местоимение.

Вижу его. Мы не спросим вижу чей? а вот заменить на существительное сможем. Например, вижу его – вижу учителя. И его здесь личное местоимение.

Тренажер.

Мы сейчас попробуем определить, какими местоимениями будут его, ее, их в предложениях.

Сестре не нравится её нос. Нос чей? её, её  здесь притяжательное местоимение. Её часто видят в библиотеке. Видят (кого?) ее, например, ученицу. Ее здесь личное местоимение.

Его решительность изумляет всех, только не его самого. Решительность чья? его. Это притяжательное местоимение. Не его самого, например, не брата. Это личное местоимение.

Их слова радуют многих, и их они веселят. Слова чьи? их, их  здесь притяжательное местоимение. Веселят (кого?) их, например, клоунов. Их здесь личное местоимение.

Перед тем, как мы начнём разговор о следующем разряде местоимений,  я хотела бы узнать у вас:  «Который сейчас  час?» А еще мне очень интересно: «Сколько книг вы прочитали за лето?» Может быть, вы скажете другое: «Какое стихотворение  вы  учили недавно?»

Я задавала вам вопросы. Запоминайте: если местоимения кто, что, каков, какой, чей, который, сколько используются в вопросительных предложениях, то перед нами вопросительные местоимения.

Но если те же самые местоимения (кто, что, каков, какой, чей, который, сколько) находятся в сложноподчиненных предложениях, где служат для связи частей предложения, то перед нами относительные местоимения.

Родители  догадывались, о чём мечтали дети.

Продавец объявил, сколько стоит торт.

Знаю много книг, которые надо обязательно прочитать всем.

Следовательно, местоимения кто, что, каков, какой, чей, который, сколько могут употребляться и как вопросительные (в вопросительных предложениях), и как относительные (для связи частей сложноподчиненного предложения). Иногда эти местоимения называют сразу вместе: вопросительно-относительные.

Тренажер.

Послушайте текст и давайте определим, какими будут местоимения в  этих предложениях, вопросительными или относительными.

Любите ли вы птиц? Что вы знаете о них? Кто громче всех поёт в лесу? Мы знаем, какие птицы могут научиться говорить. Нам известно, чьё пение особенно славится. Сколько птичьих домиков вы смастерили? Расскажите, что любят синицы.

Еще мы должны узнать об одной особенности относительных местоимений. Как и все самостоятельные части речи, относительные местоимения, соединяющие части сложноподчиненного предложения, всегда являются членами предложения. Такие местоимения называют еще союзными словами, а не союзами.

Мы не узнали города, в котором жили в детстве. В котором  - связывает части в сложноподчиненном предложении,  это относительное местоимение, значит, это не союз, а союзное слово.

Жюри долго выбирало, чьё сочинение победит в конкурсе. Чьё  - связывает части в сложноподчиненном предложении,  это относительное местоимение, значит, это не союз, а союзное слово.

Тренажер.

Давайте прочитаем стихотворные строки Сергея Есенина и определим, в каких предложениях местоимение КТО является вопросительным, а  в каких – относительным.

В этот лес заворожённый

Я прошел – не наследил.

Кто ж таился здесь украдкой?

Кто здесь падал и ходил?

Кабы твердо знал я тайну

Заколдованным речам,

Я узнал бы хоть случайно,

Кто здесь бродит по ночам.

Вывод: Сегодня на уроке мы проанализировали  еще 3 разряда местоимений:  притяжательные, вопросительные и относительные.  Пусть и эти местоимения вы с легкостью определяете в любом тексте.