Ход урока

1. Вводная часть

Здравствуйте!

С древнейших времён человек задавался вопросом, кто он такой и зачем пришёл в этот мир. Как ни пытались мыслители ухватить понятие «человек», попытаться выделить его основную сущность, им это не очень удавалось. Когда древнегреческий философ Платон, пытаясь дать определение этому понятию, заявил, что человек – это «двуногое существо без перьев», другой мыслитель – Диоген Синопский в ответ принёс Платону ощипанного петуха и объявил: «Вот он – человек Платона!». Тогда Платон вынужден был дополнить своё определение: человек – это существо не только без перьев и «с плоскими ногтями». Можно считать этот ответ исчерпывающим? Боюсь, что нет.

Тема нашего урока: «Человек и мир животных: отличия и сходства». Так что же отличает человека от животных, а что сближает с ними? И уж не животные ли мы с вами?

2. Место человека в мире живых существ

Да, именно животные. С биологической точки зрения человек относится к царству животных, классу млекопитающих, отряду приматов, подотряду сухоносые приматы, семейству гоминид роду Homo и виду Homo Sapiens Sapiens (человек не просто разумный, а человек разумный разумный).

Задание для обучающихся. Используя дополнительные источники информации, установите, какие ещё животные относятся к классу млекопитающих?

С биологической точки зрения, нашими ближайшими родственниками являются гориллы, шимпанзе, орангутаны. Вы знаете, что тремя распространёнными точками зрения на проблему возникновения человека на Земле являются теория эволюции (человек и современные обезьяны имеют общих предков), религиозная теория (человек создан богом) и уфологическая теория (человек возник в результате деятельности инопланетных цивилизаций). Из этих точек зрения научной является только теория эволюции, поскольку она имеет неопровержимые доказательства и признанна сообществом учёных.

Основы теории эволюции заложили английский учёный Чарльз Дарвин и немецкий учёный Фридрих Энгельс в XIX в. Теория эволюции утверждает, что современный человек и современные обезьяны имеют общего предка. Например, последний общий предок человека и шимпанзе жил в интервале от 5 до 8 миллионов лет назад. Человек современного типа сформировался около 40 тыс. лет назад. Более того, современная теория эволюции утверждает, что все живые существа на планете Земля имели общего предка, который представлял собой существо размером меньше клетки. В геноме человека около 28 тысяч генов, которые передают наследственную биологическую информацию о каждой клетке нашего организма, причём общих генов с шимпанзе – 95% из них, а, например, с дождевым червём и бананом – около 50%. Но всё же мы – не животные в полном смысле слова. Точнее, человек занимает особое место в царстве животных. Далее мы остановимся на основных группах сходств и отличий человека и животных.

Рекомендация для учителя. Обучающиеся в 5 классе уже получили некоторые упрощённые представления о теории эволюции, поэтому необходимо повторить с ними основные признаки и этапы эволюции человека. Необходимо обратить особое внимание на то, по каким параметрам теории возникновения человека делятся на научные и ненаучные. Следует обратить внимание обучающихся на наличие доказательств современной эволюционной теории (например, наличие костных останков промежуточных стадий эволюции, биологическое сходство человека и животных и т.д.).

3. Сходства и отличия человека и животных

3.1. Биологические отличия и сходства

Видя опасность (например, большую хищную птицу), сова съёживается, чтобы быть менее заметной. Такое явление называется инстинктом. Основным инстинктом называют инстинкт самосохранения – спасения в случае опасности. Также выделяют, например, инстинкт размножения и материнский инстинкт (забота о потомстве). Инстинкты даны человеку и животным от природы, передаются естественным путём по наследству, поэтому им не нужно обучать. Например, самку собаки не нужно учить заботиться о щенках, умение делать это дано ей от природы.

Бывает, что животные ведут себя в соответствии с инстинктами? Да. Более того, считается, что животные в естественной среде обитания всегда ведут себя именно в соответствии с инстинктами (речь не идёт о домашних или дрессированных животных, на поведение которых оказывает влияние человек разумный). Бывает, что человек руководствуется инстинктом? Да. Например, человек спасается из здания, в котором происходит пожар.

Но бывает ли так, что человек идёт наперекор инстинктам? Например, когда человек отказывается следовать основному инстинкту – инстинкту самосохранения? Да. К примеру, когда во время пожара человек бросается в горящее здание, чтобы спасти оставшегося там ребёнка. Более того, некоторые профессии заставляют людей каждый день идти наперекор основному инстинкту.

Задание для обучающихся. Используя различные источники информации, назовите пять таких профессий, представители которых ежедневно жертвуют своей жизнью, преодолевая основной инстинкт.

Самые яркие примеры преодоления основного инстинкта даёт война. Казалось бы, солдаты, повинуясь инстинкту самосохранения, должны бежать с поля боя и прятаться от опасности, но они идут в бой под огнём противника, идут на смерть ради идеи защиты Родины.

Задание для обучающихся. Используя различные источники информации, в том числе электронные ресурсы (например, http://bigwar.msk.ru/pages/biografy/heroes.html, http://www.otvoyna.ru/geroy.htm и др.), назовите героев Великой Отечественной войны, которые пожертвовали своими жизнями ради общих целей и ценностей, ради спасения Родины и соотечественников. Назовите несколько героев войны, которые происходили из вашего родного края.

Итак, если животные всегда следуют инстинктам, то человек, хотя также наделён инстинктами, но способен их сознательно, силой своей воли преодолеть.

Та же история с наследственностью. Во-первых, не следует путать наследство и наследственность. Наследство – это имущество и права, которые получает наследник после смерти завещателя в соответствии с законом (например, квартира, машина и т.д.). Наследственность – это биологические признаки, которые получает потомок от своих предков генетически, то есть в силу законов природы. Примерами наследственности могут служить черты внешности (например, черты лица ребёнка повторяют черты лица родителей), некоторые заболевания (например, проблемы со зрением) и т.д. И у животных, и у человека есть наследственность, но человек, в отличие от животных, способен с помощью своего сознания, силы воли или науки наследственность преодолеть. И речь здесь идёт не только о преодолении передающихся по наследству заболеваний. К примеру, цвет кожи – также проявление наследственности. Но человечество знает примеры людей, которые с помощью медицинских операций меняли цвет кожи (например, знаменитый американский певец Майкл Джексон).

Задание для обучающихся. Используя различные источники информации, приведите три примера преодоления человеком негативной наследственности.

У человека и животных в целом сходное строение тела. Основная часть органов тела совпадает: конечности, глаза, сердце, кровеносная система, мозг, нервная система и т.д. В теле человека и животных проходят сходные биологические процессы, связанные с жизнедеятельностью: дыхание, метаболизм, теплообмен и пр.

Но есть несколько основных отличий человека от животных в строении тела. Во-первых, это прямохождение – передвижение на двух ногах, что делает руки свободными. Первым из наших предков прямохождение закрепилось у австралопитека, жившего в Южной Африке 4-2 млн лет назад.

Задание для обучающихся. На основе знаний, полученных в курсе истории первобытного общества, а также дополнительных источников информации ответьте на вопрос, как звали самую известную девушку из всех австралопитеков? Так ли звали её родители и знакомые? Кто и почему так её назвал?

Во-вторых, развитый головной мозг, большой его объём в сравнении с объёмами тела. Например, у страуса объём глаза больше, чем объём мозга. Средний объём мозга человека – около 1450 кубических сантиметров, тогда как у шимпанзе – 500 кубических сантиметров. Большой объём головного мозга в сравнении с объёмами тела, а также развитая кора головного мозга создали возможности для развития сознания и мыслительных способностей у человека.

Задание для обучающихся. На основе дополнительных источников информации ответьте на вопросы, у какого известного русского писателя был мозг с одним из самых больших объёмов за всю историю медицины, а также у какого известного французского писателя был один из самых маленьких объёмов мозга.

Задание для обучающихся. На основе дополнительных источников информации, ответьте на вопрос: что больше влияет на мыслительные способности человека – объём головного мозга или площадь его коры?

В-третьих, развитая кисть. В отличие от обезьян, у человека большой палец противопоставлен всем остальным. Так не было изначально, у того же австралопитека все пять пальцев имели одинаковое строение. В ходе эволюции у предков человека отделился большой палец, что дало руке человека возможности совершать более сложные движения, например, при изготовлении орудий или при письме.

Эти три отличия в строении нашего с вами тела в XIX в. учёные называли «гоминидной триадой» и считали главными отличиями человека от животных. Современная наука выделяет намного больше отличий человека от животных. Да и сходств тоже.

Ещё одним биологическим сходством человека с животными является наличие биологических (естественных) нужд. Человек и животные нуждаются в воде, пище, воздухе, отдыхе, теплообмене и размножении. Но в отличие от животных (опять же: диких животных в естественной среде обитания, а не выдрессированных человеком), человек осознаёт эти нужды, поэтому у нас с вами они называются потребностями. Более того, человек и животные утоляют эти нужды по-разному. Человек, к примеру, способен силой воли и стремлением к цели вовсе преодолеть некоторые из этих потребностей: например, люди, выдерживающие религиозный пост или диету, отказываются от некоторой или иногда даже вообще от любой пищи. Удовлетворение потребности в отдыхе не сводится у человека к лежанию в горизонтальном положении, к полному бездействию или сну; отдыхом для человека является любая смена занятий: и чтение книг, и поход в музей, и прогулки, и занятия спортом, путешествия и т.д.

Мы с вами выделили четыре основных биологических сходства и отличия человека и животных. Ещё одна группа сходств и отличий связаны с деятельностью человека, с его трудом.

3.2. Хозяйственно-трудовые сходства и отличия

Мы уже сказали, что поведение животных определяется инстинктами. У человека присутствуют инстинкты, но он может их сознательно преодолеть, и деятельность его определяется не инстинктами, а осознанно поставленными перед собой целями. Только человек способен на трудовую деятельность.

Далее поговорим об орудиях труда.

Животные способны использовать встречающиеся в природе предметы в качестве орудий труда. Обезьяна с помощи палки сбивает бананы с ветки, а вороны с помощью камней разбивают орехи. Но при этом ни обезьяна, ни ворона не преобразовали взятый в природе предмет – палку или камень, они использовали их в имеющемся виде. Человек также способен использовать природные предметы в качестве орудий труда, но он вышел за эти рамки: он научился преобразовывать предметы природы и изготавливать из них новые орудия труда, которые в природе не встречаются. В отличие от обезьяны, уже первобытный человек способен был из палки сделать копьё (наточив её) или топор (привязав к палке камень). В отличие от вороны, уже первобытный человек способен был из камня выточить лезвие ножа или топорище. Итак, в отличие от животных, человек способен изготавливать орудия труда.

У человека и животных также различное отношение к таким предметам. Животные сразу после использования предметов в качестве орудий теряют к ним интерес и выбрасывают их, применяя их однократно (т.е. только один раз). Обезьяна и ворона выбросят палку и камень, когда добудут пищу с их помощью. Человек же осознанно относится к орудиям труда и использует их многократно. Человек способен понять, что орудие труда самоценно, что оно может быть использовано и после того, как в данный момент пища будет добыта.

Антропологи долго спорили между собой, кто из предков человека – ещё больше животное, а кто из них – уже больше человек. Советские учёные доказывали, что Человек умелый – ещё пока животное, а Человек прямоходящий – уже человек, поскольку Человек умелый умел изготавливать орудия труда (на то он и умелый), но не использовал их многократно, а Человек прямоходящий уже относился к орудиям труда осознано и использовал их много раз.

4) Ещё одним отличием деятельности человека от поведения животных является отношение к окружающему миру, к природе. Считается, что если животные приспосабливаются к окружающему миру (подстраивают себя под него), то человек, наоборот, стремится окружающий мир приспособить под свои нужды (мир подстраивает и переделывает под себя). Поэтому именно человек с помощью разума и труда изменил облик планеты Земля: построил асфальтовые и железные дороги, газопроводы, растянул линии электропередач, вырубил леса, прорыл каналы, соединил реки, выстроил города и т.д.

Таковы основные отличия деятельности человека от активности животных. Осталась третья группа сходств и отличий – они связаны с психикой и сознанием.

3.3. Интеллектуально-психологические отличия

Психика – это сфера нервной деятельности человека и животных, которая позволяет им воспринимать окружающий мир и которая регулирует их поведение в отношении этого окружающего мира. Психика включает в себя ощущения, восприятия, эмоции, стремления, память и т.д. Из этого определения видно, что и животные, и человек обладают психикой. Но человек кроме психики обладает также сознанием – частью психики, которая ему подконтрольна, т.е. в содержании которой человек отдаёт себе отчёт. Чтобы понять, как соотносятся психика и сознание, можно представить себе тёмную ночную улицу (это психика) и фонарь, который освещает её небольшую часть (это сознание). Во тьме на этой улице  нам ничего не видно – так и наша психика для нас неясна, неподконтрольна нам. А под фонарём всё видно и понятно – также человеку ясно сознание. Человек с помощью сознания, силы воли, разума способен контролировать себя, своё поведение, своё отношение к миру. Это и называется сознанием. Поэтому деятельность человека осознанна. А поведение животных, как мы говорили, инстинктивно.

Люди способны обмениваться информацией. Имеют ли эту способность животные? Конечно, да. Пчёлы передают информацию языком танца, слоны – через вибрацию поверхности земли, которую они чувствуют благодаря специальным подушечкам на стопах. Самый сложный язык общения в животном мире, судя по современным данным, у дельфинов.

Задание для обучающихся. Используя дополнительные источники информации (в том числе информацию по ссылке http://www.delphinarium.su/info/articles/language-of-dolphins/), ответьте на вопрос, почему способы обмена информации, которые используют дельфины, считаются самыми сложными и развитыми в мире животных? Какими «именами» называют друг друга дельфины? Сколько видов свита учёные выделяют у дельфинов? Что означает каждый из видов? Можно ли поставить знак равенства между «языком дельфинов» и человеческой речью»?

Задание для обучающихся. Используя дополнительные источники информации (в том числе информацию по ссылке http://antropogenez.ru/history-single/219/), ответьте на следующие вопросы. Удалось ли человеку обучить обезьян языку глухонемых? Удалось ли обезьянам самостоятельно обучить своих детенышей языку глухонемых?

Но человек способен обмениваться информацией таким путём, который недоступен животных – устная и письменная речь. Наша речь состоит как минимум из двух частей: биологическая и социальная. Биологическая сторона речи обеспечивается строением нашего речевого аппарата (гортани, языка, подбородка и т.д.), которые физически позволяют нам произносить разнообразные и членораздельные звуки. Социальная сторона речи заключается в том, что человек не просто издаёт звуки, а формирует из них слова и предложения и более того – понимает их значение.

Задания для обучающихся. Выполните задания 1-2, представленные в приложении к данному конспекту урока.

Итак, вот оно – противоречивое положение человека в мире живых существ: с одной стороны, мы относимся к царству животных (и нас многое с ними сближает), с другой – имеем множество очень существенных отличий от животных. Так в чём же сущность человека?

3. Человек как биосоциальное существо

А сущность человека противоречива. С древности люди в самих себе разделяли тело и душу как два различных начала. Современные учёные отметают, что в человеке есть как минимум две стороны: биологическая и социальная. Первая дана нам от природы и сближает нас с животными. К ней относятся, например, наши биологические потребности, строение тела, теплообмен и другие процессы в нашем организме. Социальная сторона приобретается человеком в обществе – благодаря обучению и воспитанию. К социальной стороне относят то, что отличает человека от животных, те качества, которым его обучают другие люди. Например, воспитание, самооценка, мировоззрение, разделяемые человеком идеалы и ценности и т.д.

Человек не может отказаться от одной из этих двух сторон своей сущности: без удовлетворения биологических потребностей человека ждёт физическая смерть, без социальной стороны человек фактически превратится в животное. Именно поэтому важна гармония между этими двумя сторонами человека.

Задания для обучающихся. Выполните задания 4-5, представленные в приложении к данному конспекту урока.

4. Заключение

Сегодняшний урок мы посвятили разговору о человеке, т.е. о нас самих. И в первую очередь о том, какое место мы занимаем в мире живых существ, что объединяет нас с животными и что отличает он них.

А самостоятельно я предлагаю вам найти и изучить ещё несколько отличий человека от животных, связанных с сознанием, интеллектом и психикой человека.

Приложение

Задание 1. Установите правильное соответствие между интеллектуально-психическими сходствами и различиями человека и животных

ПРИЗНАКИ

ХАРАКТЕРИСТИКИ

а) наличие психики

б) наличие сознания и разума

в) наличие эмоций

г) наличие чувств

д) абстрактно-образное мышление

е) конкретно-предметное мышление

1) сходства человека и животных

2) отличия человека от животных

 

 

А

Б

В

Г

Д

Е

 

 

 

 

 

 

Задание 2. Установите правильное соответствие между интеллектуально-психическими сходствами и различиями человека и животных

ПРИЗНАКИ

ХАРАКТЕРИСТИКИ

А) способность обмениваться информацией

Б) способность обмениваться информацией посредствам устной и письменной речи

В) передача опыта генетическим, наследственным способом

Г) передача опыта социальным путём

Д) социальные нормы и мораль

Е) наличие фантазии и способность к творчеству

Ж) наличие чувства юмора

1) сходства человека и животных

2) отличия человека от животных

 

 

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

 

 

 

 

 

 

 

 Задание 3. Разделите признаки на сходства и отличия человека и животных

ПРИЗНАКИ

ОТЛИЧИЯ ИЛИ СХОДСТВА

А) прямохождение

Б) наличие инстинктов

В) наличие биологических потребностей

Г) способность использовать предметы в качестве орудий труда

Д) изготовление орудий труда

Е) наличие сознания

Ж) способность преодолеть наследственность

1) сходства человека и животных

2) отличия человека и животных

 

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

 

 

 

 

 

 

 

 Задание 4. Что из перечисленного относится к биологической стороне человека, а что – к социальной?

1) Рождение и смерть человека

2) Наличие инстинктов

3) Потребность в общении

4) Потребность в творчестве

5) Способность к созданию социальной организации

6) Темперамент

7) Потребность в общественном признании

8) Генетическая наследственность

9) Чувство юмора

10)  Анатомическое строение тела

11) Обмен веществ и гормональные процессы

12) Способность оценивать себя, свои поступки и других

13) Способность к воспроизводству своего рода

14) Особенности внешности (цвет глаз, тип носа и т.д.)

Задание 5. Что из перечисленного относится к биологической стороне человека, а что – к социальной?

1) Потребность в отдыхе и сне

2) Потребность в познании

3) Потребность в пище и воде

4) Способность преодолеть многие инстинкты

5) Зрение, слух, осязание

6) Умение изготавливать орудия труда

7) Поддержание постоянной температуры тела

8) Умение пользоваться речью

9) Обучение потомства приемам жизнедеятельности

10)  Способность передавать опыт социальным путём

11)  Осознание целей собственной деятельности

12)  Способность расти и физически развиваться

13)  Способность формировать свои взгляды на мир

14)  Расовый тип (цвет кожи и волос, форма головы, разрез глаз и т.д.)

Задание 6. Запишите термины, пропущенные в таблице

ОПРЕДЕЛЕНИЯ

ТЕРМИНЫ

А) совокупность врождённых стремлений и реакций живого организма в ответ на внешние и внутренние раздражения, которая составляет основу поведения животных

Б) все виды правил, регулирующих поведение людей в обществе

В) вид социальных норм, который регулирует поведение людей с точки зрения добра и зла

Г) нервная деятельность человека и животных, которая позволяет живым организмам отражать окружающий мир в образах и реагировать на неё, а также состоит из ощущений, восприятий, эмоций, стремлений, памяти и т.д.

Д) часть психики, которая подконтрольна человеку

1)   мораль

2)   социальные нормы

3)   сознание

4)   психика

5)   инстинкт

 

А

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 

Задание 7. Ответьте на вопросы

1) Какой инстинкт называется основным?

2) Какие элементы включает в себя т.н. «гоминидная триада»?

3) К какому царству живых существ относится человек с точки зрения биологии?

4) К какому классу живых существ относится человек с точки зрения биологии?

5) К какому отряду живых существ относится человек с точки зрения биологии?

6) К какому виду живых существ относится человек с точки зрения биологии?

Задание 8. Определите, что является лишним в данном списке? В ответе выделите цифру лишней позиции в ряду, а также укажите объяснение своего выбора.

1) поддержание постоянной температуры тела 2) умение изготавливать орудия труда 3) умение пользоваться речью 4) осознание целей собственной деятельности 5) потребность в уважении и признании со стороны других