Тип урока: урок изучения нового материала

Цель: формирование представления о школьном курсе географии и особенностях наблюдений за погодой.

Задачи:

1. Изучить особенности школьного курса географии;

2. Познакомить с простейшими метеорологическими приборами;

3. Сформировать представления о работе простейших метеорологических приборов;

4. Способствовать развитию пространственно-образного мышления.

Планируемые результаты обучения:

Личностные

- готовность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению;

- формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Метапредметные

- освоение обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий;

- способность их применения в учебной, познавательной и социальной практике.

Предметные

- формирование представлений о географии, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества

Ход урока

Организационный момент

Деятельность учителя

- Добрый день! Сегодня для вас проведет урок:

                                                                      

Сопровождение

Видеозапись учителя. Внизу страницы подпись (ФИО, должность, ученая степень и т.д.).

Деятельность учителя

В течение урока вам необходимо прослушать учебный курс, в ходе которого вы можете делать необходимые заметки в своих тетрадях. В конце урока вам необходимо систематизировать полученный материал, выполнив все необходимые задания в рабочих листах, которые вы заранее скачали по представленной ссылке.

Сопровождение

Внизу страницы представлена ссылка для скачивания рабочего листа.

Мотивационный этап. Целеполагание

Деятельность учителя

Вы уже познакомились со школьным курсом географии 5 класса и узнали много нового о нашей планете. А хотели бы вы узнать, чем мы будем заниматься, и что будем изучать в курсе 6 класса?

Тема нашего урока: «Введение в курс географии 6 класса»

Нам сегодня предстоит узнать:

1. Какие знания и умения мы получим, изучая географию в 6 классе;

2. Познакомиться с простейшими метеорологическими приборами;

3. Изучить особенности работы с ними.

Сопровождение

На экране появляются свитки бумаги.

На первом свитке представлена тема урока

На втором свитке «Нам сегодня предстоит…», синхронно, вместе со словами учителя появляются этапы того, что будет изучено на уроке (сообщение задач).

Актуализация знаний

В курсе 5 класса вы изучали основы школьной географии. Узнали о планах местности и картах, литосфере и внутреннем строении Земли. В курсе 6 классы мы продолжим изучение географических оболочек и изучим гидросферу, атмосферу и биосферу.

Сопровождение

На экране появляются иллюстрации. Учитель закадрово комментирует.

Изучение нового материала

Курс шестого класса – достаточно сложный в изучении, в нем закладываются основы для будущих исследований.

Изучая географию, мы продолжим искать ответы на вопросы: «где (подобрать иллюстрации к вопросу) определяя место различных объектов на земной поверхности. Вы знаете, что сегодня на картах практически не осталось белых пятен, а человек практически побывал во всех уголках Земли.

Облик Земли постоянно меняется, одни объекты исчезают, а другие появляются. Поэтому сегодня в географии особенно актуальным становится вопрос «почему?» (подобрать иллюстрации к вопросу). Почему в одних районах Земли холодно, а в других – жарко? Почему население размещено неравномерно по территории Земли. Почему одни районы океана продуктивны, а другие – нет?

Большое значение в географии имеют наблюдения. В курсе 6 класса у вас должны сформироваться умения проводить наблюдения за погодой и вести свои записи, оформляя дневник наблюдений за погодой.

Заполняя дневник наблюдения за погодой в течение года, вы сможете проанализировать результаты и построить соответствующие графики и диаграммы.

Рис. 1. ilenta.com Ход температуры в Москве в феврале

Рис. 2. 900igr.netДиаграмма годового выпадения осадков

По ним вы сможете наглядно определить, когда были зафиксированы самая высокая и самая низкая температуры, максимальное количество осадков, и в дальнейшем, осуществлять простейшее предсказание погоды.

С чего начать наблюдение за погодой?

Дневник наблюдения за погодой требует правильного оформления.

Рис. 3. 900igr.net Диаграмма годового выпадения осадков

Необходимо знать, как правильно заполнять ячейки. В предложенном нами образце дневник наблюдений заполняется следующим образом:

В поле дата (можно вбивать какие-либо абстрактные данные и это отображается на экране, либо учитель просто наводит курсор на каждый объект – применительно ко всему) указывается дата проводимых наблюдений.

Температуру и атмосферное давление лучше записывать числом (учитель показывает ячейки). Причем, положительные температуры лучше записывать закрашиванием поля записи, сопостовимого с примерным соотношением облачности. Виды облаков вам хорошо известны: кучевый (подобрать изображение), слоистые (подобрать изображение), перистые (подобрать изображение).

Например:

Рис. 4. yurii.ru

Осадки также изображаются с помощью условных обозначений, представленных на рисунке. Данные о количестве осадков вы можете получить с информационных серверов, или самостоятельно, определив, какое количество осадков сохранилось в осадкомере.

Рис. 5. yurii.ru

Буквенная запись: с- северный, ю – южный, з – западный, в – восточный, юз – юго- западный, юв – юго-восточный, сз – северо-западный, св – северо-восточный.

Рис. 6. yurii.ru

Но как же вести наблюдения за погодой? Конечно, сегодня много серверов предоставит вам информацию о состоянии погоды, но суть дненика не в этом. Важно, чтобы вы сами умели проводить простейшие наблюдения и фиксировали их. Измерение температуры ( слайд с изображением термометра и пояснения учителя).

Результаты наблюдения за температурой на протяжении длительного периода времени являются соспоставимыми только в случае, если они производятся ежедневно в одном и том же месте и в одно и то же время. Температура воздуха регистрируется на открытом воздухе в затененном месте, расположенном, по крайней мере, на высоте 0,5 м над землей.

Минимальный период измерений при ежедневной регистрации – 24 часа.

Поэтому максимальная или минимальная температура может быть зафиксирована уже в полдень или вечером предыдущего дня, если измерения проводились в 10 часов утра.

Рис. 7. 1thermometer.ru

Направление ветра

Прибором для определения направления ветра является флюгер.

Рис. 8. posobie-opt.ru

Ветер определяется по делению компаса, соответствующего стороне, откуда он дует. Проволочная дуга флюгера всегда указывает направление, откуда дует ветер, а лопасть, соответственно, указывает в противоположном направлении.

Флюгер и маленькая картушка компаса используются для определения направления ветра возле поверхности земли. При выборе места измерений следует избегать участков возле больших зданий или мощных кустарников (из-за возможных отклонений направления ветра, локального завихрения или затишья). Лучше всего, чтобы пункт наблюдения за силой и направлением ветра был тем же самым, что и для регистрации температуры и облачности.

Сила ветра

Сила ветра определяется с помощью анемометра.

На анемометре присутствует 2 шкалы:

Шкала скорости ветра – регулярная линейно проградуированная шкала: определенное значение скорости приписано каждому делению шкалы.

Шкала Бофорта – шкала диапазонов, причем целый диапазон соответствует некоторому (одному) значению силы ветра.

Рис. 9.

Если вы решите самостоятельно провести исследование и определить силу ветра, необходимо помнить, что вы обязательно должны придерживать прибор в руках и определить подходящие и неподходящие места для измерений (то есть области, где наблюдается затишье из-за строений и т.д.).

Определение величины атмосферного давления происходит с помощью барометра- анероида.

Рис. 10.kak.znate.ru

Барометр-анероид размещается в помещении в вертикальном положении. При снятии показаний конец стрелки прибора должен находиться на уровне глаз.

Измеряют давление атмосферы в миллиметрах ртутного столба.

Определение влажности воздуха

Для определения влажности воздуха, чаще всего, используется психрометр. Он состоит из двух термометров, один из которых «влажный» показывает более низкую температуру, чем «сухой». Чтобы узнать значение относительной влажности надо вычислить разность показаний термометров и воспользоваться специальной психрометрической таблицей.

Рис.11 vdoh.in

Для расчета количества выпавших за сутки осадков используется прибор – осадкомер. Специальное ведерко, установленное на улице, заполняется дождем или снегом. Для измерения их количества дождь или растаявший снег из ведерка выливают в мерный сосуд. Полученные показания делят на 10. Это и будет количество осадков, выпавших за определенное время, измеренное в миллиметрах водного слоя.

Рис.12 promtehlab.ru

Обобщение и систематизация

Итак, сегодня мы познакомились с основой курса географии 6 класса и узнали, как проводить метеорологические наблюдения.

Перед вами рабочий лист. Прочитайте задание в нем. Последовательно выполняйте задания.

Запишите тему нашего урока.

Какая цель была поставлена перед уроком? Сформулируйте цель на основе поставленных перед уроком задач (Сегодня мы узнаем).

Сегодня вы узнали, что будете изучать в курсе географии 6 класса. Какие интересные темы вы хотели бы разобрать подробнее? Ответ внесите в рабочие листы.

Вы узнали, что важным разделом в 6 классе является атмосфера, а вам придется проводить наблюдения за погодой и фиксировать их. Какие рекомендации по заполнению дневника наблюдений за погодой вы можете дать? Ответ внесите в рабочие листы.

Назовите приборы, используемые для следующих измерений, представленных в рабочих листах и запишите их.

Определите, какие погодные характеристики вы сможете самостоятельно определить, а какие данные будете получать из сети –интернет:

В конце реплика учителя. – Обратите внимание, что при возникающих сложностях с ответами на задания в рабочем листе, вы можете повторно просматривать видеозапись первой части урока.

Не забудьте отметить смайликом ваше настроение во время урока. Веселый (показан на экране) – мне было интересно

Грустный (показан на экране) – было не интересно

Рефлексия

Подведем итоги!

На экране всплывают слайды с вопросами. Учитель отвечает на вопросы.

-

-   Знания о каких оболочках Земли вы получите в 6 классе? (Комментарий: атмосфера, биосфера, гидросфера).

-

-   Для чего вы будете проводить наблюдения за погодой

Понимание процессов происходящий в нижних слоях атмосферы важно для каждого человека. А умение наблюдать за погодными явлениями и составлять простой прогноз погоды важно для каждого человека.

Домашнее задание

Тест (указать, где его можно скачать)

1. Выберите верный ответ:

Прибор для измерения температуры воздуха:

А) термометр Б) барометр В) флюгер Г) анемометр

2. Вставьте пропущенное слово:

Характеристика состояния тропосферы в данный момент в данной местности -                                                                     

3. К характеристикам погоды не относятся:

А) температура Б) сила ветра В) влажность Г) сила землетрясений

4. Сопоставьте прибор с видом производимых им измерений: А) психрометр 1) сила ветра Б) флюгер 2) влажность воздуха В) анемометр 3) скорость ветра 4) давление

Ответ: А2, Б3, В1

5. Назовите прибор, с помощью которого проводят измерение количества выпавших осадков:                                 

Спасибо за внимание! До новых встреч!

Рабочий лист

Тема урока:                                                                                                                                   

Цель: