Вид занятия: рисование с натуры в 6-ом классе.

Цель урока: научить в соответствии с натурой определять и передавать общий тон пейзажа, выполнять живописные этюды пейзажа.

Задачи урока:

1)    познакомить с грамматикой выполнения пейзажа.

2)    научить последовательной работе над пейзажем.

3)    выполнить живописные этюды пейзажа.

Оборудование урока:

1)    Для учителя: презентация, мел, доска, художественные материалы, пособия.

2)    Для учащихся: бумага, карандаши, акварель, гуашь.

План урока:

1.     Организационная часть – 2-3 мин.

2.     Изложение нового материала – 10 мин.

3.     Практическая работа – 25-30 мин.

4.     Завершение урока, подведение итогов – 3-5 мин.

Ход урока:

Здравствуйте, ребята.

Вспомните, в каких литературных произведениях есть живописные описания пейзажей. Приведите пример текста, который может вдохновить на создание картины.

Именно пейзаж, как никакой другой жанр, способен пробудить горячее, пронзительное чувство любви к родной земле. Пейзаж требует от художника взволнованного, поэтического отношения к действительности. Живописец передаёт не только видимый предметный сюжет, красоту природы, но и настроение.

Вот как об этом писал великий русский поэт Фёдор Иванович Тютчев:

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик —

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык...

 Практическая работа:

Научитесь в соответствии с натурой определять и передавать общий тон пейзажа. Учитывайте основные тоновые закономерности. Небо является источником освещения, поэтому при цвето-тоновом решении пейзажа следует учитывать, что оно, как правило, является самым светлым элементом композиции. Земля чаще всего темнее неба и является по тону вторым элементом, так как её горизонтальная поверхность лучше всего освещается солнцем, луной или рассеянным светом неба. Более тёмными являются объекты, расположенные на ней, которые освещаются частично.

Выполните несколько этюдов пейзажа в разное время дня. Найдите общий тон каждого пейзажа, передайте в них тоновые отношения между основными элементами — землёй, небом, деревьями, домами. Покажите выразительность цвето-тоновой характеристики колорита.

Научитесь выполнять живописные этюды пейзажа.

1-й этап. Писать этюды следует быстро, потому что в природе происходит быстрая смена положения солнца и погодных условий. В первую очередь надо фиксировать распределение светотени по поверхности элементов пейзажа, общие цвето-тоновые отношения в процессе вы-

полнения этюда придерживаться их.

2-й этап. Понимание формы объектов изображения поможет вам вылепить их объём. В процессе написания элементов пейзажа следует учитывать, что направление мазков, наряду со светотенью, помогает вылепить форму предмета.

3-й этап. Детализируя изображение, помните, что форма мазков помогает передать фактуру листьев, облаков, коры деревьев, травы и т.д. Так, листва берёз имитируется мелкими круглыми мазками, а иголки хвойных деревьев — тонкими короткими или длинными в зависимости от породы дерева.

Накопив навыки в живописном решении элементов пейзажа и небольших краткосрочных этюдах, можно переходить к выполнению более длительных работ.

 Подведение итогов:

В конце занятия заранее предупредить детей об оставшемся времени. Сказать какие материалы принести на следующее занятие.

Ответьте на вопросы

1. С какой целью художники пишут этюды элементов пейзажа с натуры?

2. Какими живописными средствами художники передают объём и фактуру элементов пейзажа?

 

Литература:

Акварель. Советы начинающим. Из творческого опыта. Остоумова-Лебедева. – М., 1991

Выготский Л.С. Собр. соч. / Л.С. Выготский. – М., 1984

Долгополов И. Мастера и шедевры: в 3 т. – М., 1986

Игнатьев С.Е. Закономерности изобразительной деятельности детей: учеб. пособие для вузов. – М., 2007

Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе: учеб. – М., 1998

Кузин В.С. Рисунок, Наброски и зарисовки: учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М., 2004

Кузин В.С. Психология живописи: учеб. пособие для вузов. – М., 2005

Ли Н.Г. Рисунок. Основы академического рисунка: учеб. – М., 2006

Ломов С.П. Живопись: учеб. – М., 2008

Ломов С.П. и др. Искусство. Изобразительное искусство. 5—9 классы. Рабочая программа для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа. 2016

Ломов С.П., Игнатьев С. Е., Кармазина М. В. Искусство. Изобразительное искусство. Учебник. В 2 ч. 6 класс. М.: Дрофа. 2016

Ломов С.П. и др. Искусство. Изобразительное искусство. Рабочая тетрадь для 6 класса. М.: Дрофа. 2016

Ломов С.П. и др. Искусство. Изобразительное искусство. Методическое пособие 6 класс. М.: Дрофа. 2016

Ломов С.П. Русские живописцы XVI-XIX веков: учеб. пособие. Беседы об искусстве для школьников. – М., 1997

Смирнов Г.Б., Унковский А.А. Рисунок и живопись пейзажа: пособ. по рисунку и живописи для студентов-заочников худож.-граф. фак-тов пед. ин-тов. – М., 1975

Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания. М., 2006

Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство 5-8 кл. - М., 2006

Унковский А.А. Живопись темперой и гуашью: учебно-метод. пособие для студентов-заочников худож.-граф. фак-тов пед. ин-тов. – М., 1980

Интернет ресурсы:

http://rosdesign.com

http://www.rah.ru

http://www.webartplus.narod.ru