Вид занятия: рисование с натуры в 6-ом классе.

Цель урока: научить выполнять наброски фигуры человека.

Задачи урока:

1)    Познакомить с правилами выполнения этюдов фигуры человека и приёмами позволяющими справиться с различными творческими задачами в набросках кистью.

2)    Научить видеть и выполнять наброски быстро, не отвлекаясь на второстепенные детали.

3)    Выполнить серию этюдов и набросков фигуры человека кистью, решая различные творческие задачи.

Оборудование урока:

1)    Для учителя: презентация, мел, доска, художественные материалы, пособия.

2)    Для учащихся: бумага, карандаши, акварель, гуашь.

План урока:

1.     Организационная часть – 2-3 мин.

2.     Изложение нового материала – 10 мин.

3.     Практическая работа – 25-30 мин.

4.     Завершение урока, подведение итогов – 3-5 мин.

Ход урока:

Здравствуйте, ребята.

Сегодня мы познакомимся с правилами выполнения этюдов фигуры человека и приёмами позволяющими справиться с различными творческими задачами в набросках кистью.

Живопись фигуры требует глубокого знания пластической анатомии, перспективы, законов цветоведения.

Для того чтобы выполнить длительный этюд фигуры человека, надо научиться в процессе выполнения отдельных более коротких этюдов писать голову, руки и ноги.

Цвет человеческого тела принципиально отличается от цвета всех других предметов окружающего мира. Нет двух людей, абсолютно одинаковых по цвету лица.

 Начинать работу над этюдом следует с анализа характера натуры, ведущих цвето-тоновых отношений, а затем переходить к поиску композиции. Результаты анализа необходимо фиксировать в цветовых или графических набросках, выполненных с разных точек зрения.

Наброски кистью могут решать разные творческие задачи. От натуры, художественного замысла, учебных и творческих задач зависит выбор приёмов работы. Например, наброски на выразительность силуэта фигуры, пластики движения могут выполняться пятном.

В набросках и этюдах можно сочетать линию с пятном.

Живописные этюды и наброски человека могут выполняться на выявление объёма и цвето-тоновых отношений. В таких работах находится разница в тоне между одеждой и телом человека, между элементами одежды, цветовое отличие и взаимосвязь между всеми деталями фигуры.

Голову надо рассматривать как объёмную форму с многочисленными плоскостями, каждая из которых освещается по-разному. В процессе написания этюдов головы важно научиться решать в цвете форму головы и её деталей: глаза, уши, нос, губы, волосы, получать изображение целостное и объёмное.

Руки — второе лицо человека, и они должны рассматриваться художником как пластический образ. Их форма, анатомия, размер, цвет, жестикуляция могут многое рассказать о характере человека, его профессиональной деятельности и душевных переживаниях.

Практическая работа:

Выполните в альбоме этюд головы человека с натуры, соблюдая этапы. Найдите цвето-тоновые отношения лица и волос, вылепите объем, наметьте детали.

1-й этап. Выполните рисунок головы человека с плечевым поясом.

2-й этап. Найдите собственный цвет лица натуры на свету и в тени. Определите, откуда падает свет, и вылепите общий объём головы. Лепите объём головы человека как шар, а шеи как цилиндра.

3-й этап. Наметьте все теневые участки в голове. Источник освещения чаще всего располагается вверху, поэтому есть участки лица, которые обычно находятся в тени: глазные впадины, нижняя поверхность носа, верхняя губа, участок между нижней губой и подбородком, нижняя поверхность подбородка.

4-й этап. Напишите детали головы.

5-й этап. Обобщите работу. Проследите, чтобы воспринималась вся голова целиком, а не её отдельные детали.

Напишите в альбоме этюд рук с натуры. Найдите разницу в цвете и тоне между верхними, боковыми (включая фаланги пальцев) и нижними поверхностями рук.

1-й этап. Изображая кисти рук, в первую очередь наметьте их общую форму (варежкой). Обратите внимание на то, что большой палец человека отстоит отдельно от всех остальных.

2-й этап. Наметьте размер ладони, сравнив его с длиной пальцев. Наметьте местоположение фаланг пальцев как показано на рисунке.

3-й этап. Общую форму пальцев разбейте на отдельные пальчики.

4-й этап. Уточните форму каждого пальца, наметьте боковую сторону каждого пальца и ладони в целом.

5-й этап. Живописную работу ведите от общей формы к детализации. Вначале напишите большие плоскости — ладонь и отдельно общие плоскости первых, вторых и третьих фаланг пальцев.

6-й этап. Найдите разницу по цвету и тону между верхними и боковыми поверхностями кистей рук.

7-й этап. Наметьте самые тёмные участки рук (Детализируйте изображение).

8-й этап. Обобщите изображение. Кисти рук должны восприниматься целиком, а не каждый палец в отдельности. Обратите внимание, как решены руки в пространстве на учебных рисунках. Выделены участки, расположенные вблизи, обобщённо решены удаляющиеся поверхности.

Выполните силуэтные наброски фигуры человека, используя одни цвет. Передайте пропорциональные особенности и общее движение фигур.

Выполните в альбоме наброски фигуры человека кистью. Пишите пятнами, находите общую форму каждого пятна (силуэт), цвето-тоновую разницу между ними. Можно сочетать линию с пятном.

Выполните в альбоме этюд фигуры человека с целью передачи объема и цвето-тоновых отношений между всеми формообразующими частями.

Подведение итогов:

В конце занятия заранее предупредить детей об оставшемся времени. Сказать какие материалы принести на следующее занятие.

Ответьте на вопросы

1. На какие особенности следует обратить внимание в процессе рисования головы и рук человека?

2. Проанализируйте ваш любимый живописный портрет. Какими средствами воспользовался художник для создания выразительного образа? Почему именно этот портрет привлек ваше внимание?

3. Рассмотрите картины. Можно ли

сказать, что изображение рук помогло живописцам в создании художественного образа?

 

Литература:

Акварель. Советы начинающим. Из творческого опыта. Остоумова-Лебедева. – М., 1991

Выготский Л.С. Собр. соч. / Л.С. Выготский. – М., 1984

Долгополов И. Мастера и шедевры: в 3 т. – М., 1986

Игнатьев С.Е. Закономерности изобразительной деятельности детей: учеб. пособие для вузов. – М., 2007

Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе: учеб. – М., 1998

Кузин В.С. Рисунок, Наброски и зарисовки: учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М., 2004

Кузин В.С. Психология живописи: учеб. пособие для вузов. – М., 2005

Ли Н.Г. Рисунок. Основы академического рисунка: учеб. – М., 2006

Ломов С.П. Живопись: учеб. – М., 2008

Ломов С.П. и др. Искусство. Изобразительное искусство. 5—9 классы. Рабочая программа для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа. 2016

Ломов С.П., Игнатьев С. Е., Кармазина М. В. Искусство. Изобразительное искусство. Учебник. В 2 ч. 6 класс. М.: Дрофа. 2016

Ломов С.П. и др. Искусство. Изобразительное искусство. Рабочая тетрадь для 6 класса. М.: Дрофа. 2016

Ломов С.П. и др. Искусство. Изобразительное искусство. Методическое пособие 6 класс. М.: Дрофа. 2016

Ломов С.П. Русские живописцы XVI-XIX веков: учеб. пособие. Беседы об искусстве для школьников. – М., 1997

Смирнов Г.Б., Унковский А.А. Рисунок и живопись пейзажа: пособ. по рисунку и живописи для студентов-заочников худож.-граф. фак-тов пед. ин-тов. – М., 1975

Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания. М., 2006

Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство 5-8 кл. - М., 2006

Унковский А.А. Живопись темперой и гуашью: учебно-метод. пособие для студентов-заочников худож.-граф. фак-тов пед. ин-тов. – М., 1980

Интернет ресурсы:

http://rosdesign.com

http://www.rah.ru

http://www.webartplus.narod.ru