Вид занятия: Рисование с натуры, декоративное рисование.

Цель урока: Познакомиться с основными ключевыми понятиями цветоведения и колористики: цветовой круг, свойства цвета, основные и вторичные цвета, цветовые отношения, цветовая гамма, гармонизация цвета.

Задачи урока:

Образовательные задачи;

Задачи развития;

Задачи воспитания.

Результаты освоения темы урока:

Личностные:

а) сформировать художественно-эстетические потребности;

б) сформировать самостоятельность и личную ответственность в процессе обучения изобразительной деятельности;

в) развить образное мышление, пространственные представления и художественно-изобразительную способность.

Метапредметные:

а) научить самостоятельно определять цели и задачи учебной деятельности;

б) научить видеть и определять художественно-эстетические ценности и понятие, сравнивать и анализировать, обобщать и классифицировать, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, логически рассуждать и делать выводы;

в) сформировать умения использовать основы изобразительной грамоты для решения художественно-творческих задач.

Предметные:

а) ученик должен овладеть практическими умениями и навыками изобразительной деятельности;

б) сформировать навыки работы с различными материалами и в разных художественных техниках;

в) уметь различать и применять на практике разные виды художественной деятельности (живопись, рисунок, скульптура, декоративно-прикладное искусство и др.)

Оборудование:

Мольберт, бумага, краски, кисти, палитра, карандаши, ластик.

План урока:

Организационный момент (5-10 мин);

Изложение нового материала (10-15 мин);

Практическая работа (25-30 мин);

Подведение итогов урока (3-5 мин).

Ход урока.

Организационный момент.

Здравствуйте, ребята.

Сегодня мы познакомимся с вами со свойствами цвета, цветовыми отношениями и приёмами гармонизации цвета, а также попробуем создать свою цветовую композицию на тему «Декоративный натюрморт», используя полученные знания.

Изложение нового материала.

Мир вокруг нас красив и многоцветен, его оттенки занимали и восхищали художников, поэтов, учёных. Учение о цвете зародилось еще в Древней Греции и имеет довольно долгую историю становления. Известно, что в Античности практически не описаны голубой и синие цвета, даже небо и вода представлялись древнегреческим поэтам, учёным и философам в виде тёплых цветов и оттенков.

В эпоху Возрождения нам известны научные труды художника и философа Леонардо Да Винчи, который первым уловил связь между светом и цветом. Он также рассуждал о восприятии двух красок, расположенных рядом и о понятии цветового контраста.

В более поздние века большой вклад в развитие теории цвета внесли учёные Исаак Ньютон, Михаил Ломоносов и поэт Иоганн Гетё,

В 17 веке Исаак Ньютон пропустил солнечный свет через призму и разложил его в спектр, получая радугу, состоящую из красного, оранжевого, жёлтого, зелёного, голубого, синего и фиолетового цветов. Он первым доказал многоцветность белого цвета.

Переломный момент в изучении физики цвета наступил в 18 веке. Михаил Ломоносов впервые свел количество основных цветов к трем: синему, красному и желтому. Они и сейчас считаются основными в живописи и на их основе в XX веке швейцарский художник Йоханнес Иттен разработал цветовой круг, содержащий основные цвета (красный, жёлтый и синий), вторичные цвета (оранжевый, зелёный, фиолетовый) и третичные цвета (которые получаются смешением первичных и вторичных).

Человек может различать более 250 000 различных цветов и оттенков, которые условно делятся на тёплые и холодные, отличаются по цветовому тону, насыщенности и светлоте. Не все живые существа видят цвет одинаково хорошо, также восприятие цвета может значительно отличаться при различных условиях освещения.

В живописи мы можем получать очень большое количество цветов и оттенков. Если мы расположим рядом друг с другом противоположные цвета по цветовому кругу, то сможем усилить цветовое звучание каждого из них (вы можете потренироваться, располагая рядом жёлтый и фиолетовый, оранжевый и изумрудный, красный и зелёный цвета). Если же мы смешаем противоположные цвета в равной пропорции, то наоборот ослабим цветовое звучание этих цветов -получим сложный серый цвет.

Не все цвета сочетаются между собой хорошо, нужно быть аккуратным при использовании фиолетовой, изумрудной зелёной, чёрной красок – они часто приводят живопись к «грязному» эффекту. Одни цветовые сочетания считаются конфликтными – жёлтый и фиолетовый – их лучше сочетать в пропорции один к восьми, другие (как к примеру красный и зелёный) – хорошо сочетаются в пропорции один к трём, также вы всегда можете гармонизировать цветовую гамму вашего рисунка, разделяя цветовые отношения белым, серым или чёрным цветом.

Практическая работа.

Чтобы научится лучше различать оттенки цвета мы попытаемся выполнить несколько упражнений.

Попробуйте изобразить цветовой круг.

Попробуйте изучить и показать изменение светлоты и насыщенности цвета в виде треугольника. Посмотрите сколько оттенков можно получить из одного цвета, добавляя в него чёрную и белую краски. Вы можете выполнить это упражнение используя оригинальные приёмы решения образа треугольника.

Попробуйте подобрать наиболее точные тоновые отношения для цветового спектра

Попробуйте составить цветовую абстрактную композицию, используя приёмы гармонизации цветов: в одном случае добавляя в цветовую гамму немного белил, в другом немного чёрной краски.

Попробуйте изобразить объёмный предмет (шар, яблоко), показывая блик, свет, полутень, тень, рефлекс через изменение нескольких цветов. (Помните что свет и тень противоположны друг-другу: если свет красный – то тень зелёная, если свет фиолетовый. То тень – жёлтая, и т. д.)

Попробуйте нарисовать декоративную композицию, в которой цвет передаёт эмоции, настроение, состояние освещения используя принципы создания цветовой гармонии: гармония контрастных цвето-тоновых отношений с применением насыщенных цветов, гармония сближенных цвето-тоновых отношений).

Попробуйте с натуры получить максимально точные цвета и оттенки предметов и окружения (для этого поставьте несложный натюрморт), изобразите каждый предмет в виде квадратов, отвечающих за основные цвета.

Нашим основным заданием будет декоративный натюрморт, вы можете нарисовать его, условно представив каждый предмет состоящим из плоских форм.

Подведение итогов.

После того, как вы выполните цветовую композицию на тему «Декоративный натюрморт», проведите самоанализ работы.

Проанализируйте, какими средствами вы выделили композиционно-смысловой центр: тоновым или цветовым контрастом, другими средствами. Подумайте над тем, получилась ли у вас задуманная цветовая гамма, гармоничны и красивы ли цветовые отношения и сочетания в работе, если нет, то почему так получилось?

Сегодня вы познакомились со свойствами цветов, цветовыми отношениями и приёмами гармонизации цвета.

Удачи вам в вашей самостоятельной работе.

Литература:

Акварель. Советы начинающим. Из творческого опыта. Остоумова-Лебедева. – М., 1991

Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание/ сост. Н.Н. Фомина, вступ. статьи Н.Н. Фомина, Т.А. Копцева. – М., 2009

Баушмарк Р. Старая пинакотека. Мюнхен / пер. с нем. М. Кларк, У. Вайнберг. – Лондон; Мюнхен, 2002

Выготский Л.С. Собр. соч. / Л.С. Выготский. – М., 1984

Долгополов И. Мастера и шедевры: в 3 т. – М., 1986

Игнатьев С.Е. Закономерности изобразительной деятельности детей: учеб. пособие для вузов. – М., 2007

Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе: учеб. – М., 1998

Кузин В.С. Рисунок, Наброски и зарисовки: учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М., 2004

Кузин В.С. Психология живописи: учеб. пособие для вузов. – М., 2005

Ли Н.Г. Рисунок. Основы академического рисунка: учеб. – М., 2006

Ломов С.П. Живопись: учеб. – М., 2008

Ломов С.П. и др. Искусство. Изобразительное искусство. 5—9 классы. Рабочая программа для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа. 2016

Ломов С.П., Игнатьев С. Е., Кармазина М. В. Искусство. Изобразительное искусство. Учебник. В 2 ч. 5 класс. М.: Дрофа. 2016

Ломов С.П. и др. Искусство. Изобразительное искусство. Рабочая тетрадь для 5 класса. М.: Дрофа. 2016

Ломов С.П. и др. Искусство. Изобразительное искусство. Методическое пособие 5 класс. М.: Дрофа. 2016

Ломов С.П. Русские живописцы XVI-XIX веков: учеб. пособие. Беседы об искусстве для школьников. – М., 1997

Смирнов Г.Б., Унковский А.А. Рисунок и живопись пейзажа: пособ. по рисунку и живописи для студентов-заочников худож.-граф. фак-тов пед. ин-тов. – М., 1975

Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания. М., 2006

Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство 5-8 кл. - М., 2006

Унковский А.А. Живопись темперой и гуашью: учебно-метод. пособие для студентов-заочников худож.-граф. фак-тов пед. ин-тов. – М., 1980

Интернет ресурсы:

http://rosdesign.com

http://www.rah.ru

http://www.webartplus.narod.ru