Вид занятия: Рисование с натуры.

Цель урока: Познакомиться с основными ключевыми понятиями восприятия окружающего мира, жанрами изобразительного искусства, графики и учебного рисунка.

Задачи урока:

Образовательные задачи;

Задачи развития;

Задачи воспитания.

Результаты освоения темы урока:

Личностные:

а) сформировать художественно-эстетические потребности;

б) сформировать самостоятельность и личную ответственность в процессе обучения изобразительной деятельности;

в) развить образное мышление, пространственные представления и художественно-изобразительную способность.

Метапредметные:

а) научить самостоятельно определять цели и задачи учебной деятельности;

б) научить видеть и определять художественно-эстетические ценности и понятие, сравнивать и анализировать, обобщать и классифицировать, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, логически рассуждать и делать выводы;

в) сформировать умения использовать основы изобразительной грамоты для решения художественно-творческих задач.

Предметные:

а) ученик должен овладеть практическими умениями и навыками изобразительной деятельности;

б) сформировать навыки работы с различными материалами и в разных художественных техниках;

в) уметь различать и применять на практике разные виды художественной деятельности (живопись, рисунок, скульптура, декоративно-прикладное искусство и др.)

Оборудование:

Мольберт, бумага, краски, кисти, палитра, карандаши, ластик.

План урока:

Организационный момент (5-10 мин);

Изложение нового материала (10-15 мин);

Практическая работа (25-30 мин);

Подведение итогов урока (3-5 мин).

Ход урока:

Организационный момент.

Здравствуйте, ребята.

Сегодня мы познакомимся с вами с тем, что является теоретической основой изобразительного искусства, с особенностями восприятия окружающего мира, и как изобразительное искусство помогает нам познать этот мир, его гармонию и красоту.

Изложение нового материала.

Во все времена люди стремились окружать себя предметами и атрибутами искусства. Так появились виды искусств: живопись, архитектура, скульптура, декоративно-прикладное искусство, дизайн, графика и другие.

Особое место среди всех видов искусств занимает графика. А основой графики, как и всех видов искусств, является учебный рисунок, его изобразительная грамматика. Именно рисунок научно объясняет особенности нашего восприятия окружающего мира.

Методические ключи изобразительной грамоты

Ребята, мы с Вами уже знакомы с некоторыми законами изобразительной грамоты и с особенностями нашего восприятия. Но сегодня мы попытаемся научно обосновать наши знания:

Итак, наблюдательная перспектива. Ее еще в учебниках называют линейной перспективой, так как к наблюдательной перспективе можно отнести и другие виды (например, обратная перспектива, гештальтперспектива и др.). Глаз человека утроен так, что все, что мы видим отражается в глазном яблоке, возбуждает сверхтонкие нервные окончания, которые «информируют» наш мозг. И поэтому художники на неудачную работу часто говорят: «Этому мастеру нужно развивать зрительное мышление».

В линейной перспективе важно верно определить (или задать) линию горизонта. А линия горизонта уже как бы собирает на своей орбите точки схода предметных поверхностей.

Кроме наблюдательной линейной перспективы большую роль в восприятии окружающего мира играют пропорции. Давайте попробуем разделить на глаз отрезок линии на 2, 3, 5 и 8 частей. А затем циркулем или линейкой замерить точность наших наблюдений. Если зрительное мышление не было натренировано, мы увидим большие погрешности.

Ежедневные наброски и зарисовки простых предметов: коробочек, вазочек, веточек, цветов и др. позволит развить чувство пропорции.

Надо сказать, что законы перспективы, пропорции системно присутствуют во всех видах изображений.

Практическая работа.

Давайте построим группу предметов из разных геометрических тел. Выполняя их конструктивное построение, мы прежде всего опираемся на знания законов перспективы и пропорциональных отношений.

Выполнив конструктивное построение геометрических гипсовых фигур, попытаемся разобраться с тенями. Именно игра теней придает любому изображению особенную красоту и гармонию.

Нам надо выделить:

Познакомивших с теорией теней, мы должны завершить комплекс наших знаний о восприятии окружащего нас мира.

Все предметы, которые нас окружают, различны по окраске, цвету, тону и характеру отражения свента. Даже белые листы бумаги могут быть различны по тону — какие-то желтее или серее, какие-то более яркие.

Тень, которая находится в окружении предметов, также может быть различна. На темных предметах все градации светотени будут более темными, чем на светлом предмете.

Подведение итогов урока.

Осваивая элементарные основы изобразительной грамоты, мы не ставим своей целью сделать вас художниками или дизайнерами. Наша цель — ориентировать вас на познание окружающего мира, научное объяснение тех или иных явлений, наслаждение как реальной красотой природы, так и выдающимися произведениями искусства.

В качестве пожелания мы рекомендуем Вам ребята завести небольшой альбом и делать ежедневно наброски и зарисовки с натуры всего того, что Вам интересно. А также, сходить в музей с родителями.

К слову, наброски можно делать и на электронных планшетах и смартфонах.

Успехов Вам в творчестве и учебе.

Литература:

Акварель. Советы начинающим. Из творческого опыта. Остоумова-Лебедева. – М., 1991

Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание/ сост. Н.Н. Фомина, вступ. статьи Н.Н. Фомина, Т.А. Копцева. – М., 2009

Баушмарк Р. Старая пинакотека. Мюнхен / пер. с нем. М. Кларк, У. Вайнберг. – Лондон; Мюнхен, 2002

Выготский Л.С. Собр. соч. / Л.С. Выготский. – М., 1984

Долгополов И. Мастера и шедевры: в 3 т. – М., 1986

Игнатьев С.Е. Закономерности изобразительной деятельности детей: учеб. пособие для вузов. – М., 2007

Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе: учеб. – М., 1998

Кузин В.С. Рисунок, Наброски и зарисовки: учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М., 2004

Кузин В.С. Психология живописи: учеб. пособие для вузов. – М., 2005

Ли Н.Г. Рисунок. Основы академического рисунка: учеб. – М., 2006

Ломов С.П. Живопись: учеб. – М., 2008

Ломов С.П. и др. Искусство. Изобразительное искусство. 5—9 классы. Рабочая программа для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа. 2016

Ломов С.П., Игнатьев С. Е., Кармазина М. В. Искусство. Изобразительное искусство. Учебник. В 2 ч. 5 класс. М.: Дрофа. 2016

Ломов С.П. и др. Искусство. Изобразительное искусство. Рабочая тетрадь для 5 класса. М.: Дрофа. 2016

Ломов С.П. и др. Искусство. Изобразительное искусство. Методическое пособие 5 класс. М.: Дрофа. 2016

Ломов С.П. Русские живописцы XVI-XIX веков: учеб. пособие. Беседы об искусстве для школьников. – М., 1997

Смирнов Г.Б., Унковский А.А. Рисунок и живопись пейзажа: пособ. по рисунку и живописи для студентов-заочников худож.-граф. фак-тов пед. ин-тов. – М., 1975

Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания. М., 2006

Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство 5-8 кл. - М., 2006

Унковский А.А. Живопись темперой и гуашью: учебно-метод. пособие для студентов-заочников худож.-граф. фак-тов пед. ин-тов. – М., 1980

Интернет ресурсы:

http://rosdesign.com

http://www.rah.ru

http://www.webartplus.narod.ru