Цели урока: повторить сведения о словосочетании, его отличии от предложения; проанализировать структуру словосочетания, отношения между его компонентами; изучить виды словосочетаний в зависимости от главного слова; подбор синонимичных словосочетаний как средства выразительности речи.

Сегодня мы начинаем с вами разговор о синтаксисе – разделе науки, основными единицами которого являются словосочетание и предложение. Синтаксис изучает связи слов и отношения между ними.

Вы, наверное, помните, что предложение характеризуется смысловой и интонационной законченностью, а словосочетание представляет собой смысловое и грамматическое объединение нескольких полнозначных слов, которое служит для наименования явлений. Сегодня мы подробно поговорим о словосочетании.

Допустим, мы услышали с вами слово «кресло». Можем ли мы быть уверены в том, что каждый из нас понял, о каком кресле идёт речь? Боюсь, что такой уверенности у нас нет, ведь:

кресло – медицинское

театральное

председательское

мягкое

садовое

 Согласитесь, благодаря появлению определения, мы более чётко представляем, о каком конкретно кресле идёт речь, хотя мы добавили всего одно слово к нашему существительному.

Любые ли слова можно соединить в словосочетание? Например, соединить в пару слова петь и рояль невозможно, потому что они не сочетаются друг с другом, то есть не могут образовать словосочетание. В тех случаях, когда смысловая связь слов возможна, нужно изменить слова – изменить окончания или употребить эти слова с предлогами. Например, соединить слова потерять и перчатка можно только при условии изменения окончания у слова перчатка: потерять перчатку. Таким образом, можно сделать вывод, что в словосочетаниях связь между словами должна быть смысловая и грамматическая.

Итак, словосочетание – это соединение на основе подчинительной связи двух (или нескольких) самостоятельных слов, одно из которых является главным, второе – зависимым. Отличить одно от другого несложно: нужно поставить вопрос от главного слова к зависимому.

Например,

Берёзовый сок – сок (какой?) – березовый

Находиться поблизости – находиться (где?) – поблизости

Бережно относиться – относиться (как?) – бережно

Словосочетания, как и слова, называют предмет, действие, количество или признак, но более полно указывают на те или иные отличительные признаки. Например, интересная книга, старая книга, редкая книга, прочитанная книга, купленная книга. Или рассказывать громко, интересно, артистично; выступать на сцене, играть на гитаре, играть на рояле, играть на сцене. Зависимые слова, называя признаки книги, уточняют понятие и более точно его характеризуют.

Следует обратить внимание, что ни грамматическая основа, ни однородные члены предложения не могут быть словосочетаниями, потому что между ними нет подчинительной связи. Не может быть словосочетанием и сочетание самостоятельной части речи со служебной, например, с производным предлогом. То есть сочетание вследствие дождя не может быть названо словосочетанием, потому что слово вследствие – это производный предлог.

Тренажёр:

Давайте найдём «лишнее»:

1)       К родному дому

2)       Урок музыки

3)       Раздался крик

4)       Выступить на сцене

5)       Справиться без труда

В данном случае «лишним» в этом тестовом задании будет раздался крик, потому что это подлежащее и сказуемое, между которыми нет подчинительной связи.

Вот ещё одно задание, в котором мы поищем слова, не являющиеся словосочетанием:

1)       С раннего утра

2)       Согласно приказу

3)       Упражнение для закрепления

4)       Нежно любимый

5)       Изредка встречаться

В данном случае «лишним» будет второй пример, потому что слово «согласно» – это производный предлог, а словосочетанием мы называем соединение двух слов, являющихся самостоятельными частями речи.

Давайте выпишем из следующего предложения все словосочетания.

Мальчик вытащил из чемодана изрядно потрёпанные книги и аккуратно положил на прикроватную тумбочку.

Прежде всего, мы должны найти грамматическую основу. В данном случае – мальчик вытащил, положил. Напомню, что это не словосочетание.

Вытащил откуда? из чемодана

Вытащил что? книги

Книги какие? потрёпанные

Потрёпанные как? изрядно

Положил куда? на тумбочку

Тумбочку какую? прикроватную

Положил как? Аккуратно

От главного слова к зависимому можно, как мы уже заметили, поставить вопрос. В зависимости от того, какое слово является главным, выделяют виды словосочетаний. Мы с вами сегодня поговорим только о двух видах – глагольных и именных. Именными называются словосочетания, в которых главным словом становится имя – существительное или прилагательное. Те словосочетания, в которых мы вопрос задаём от глагола, называются глагольными.

Именные словосочетания

Глагольные словосочетания

Прил ← сущ.

Прил. + сущ.

Сущ. + сущ.

Гл. + сущ.

Гл. + нареч.

тополиный пух

Красный от стыда

Запись в тетради

Выбирать профессию

Громко кричать

Тренажёр:

Давайте распределим по этим столбикам следующие словосочетания: в синем море, папка с бумагами, дом отдыха, резко обернуться, заметить ошибку, приласкать ребенка, важный для здоровья, гордиться победой, со старшим братом, работа на стройке, посмотреть в справочнике, развеять скуку, легко согласиться, в идеальном порядке, бледный от волнения, откликнуться на просьбу.

Именные словосочетания

Глагольные словосочетания

Прил. ← сущ.

Прил. + сущ.

Сущ. + сущ.

Гл. + сущ.

Гл. + нареч.

в синем море

 

со старшим братом

 

в идеальном порядке

важный для здоровья

 

бледный от волнения

папка с бумагами

 

дом отдыха

 

работа на стройке

 

заметить ошибку

 

приласкать ребёнка

 

гордиться победой

 

посмотреть в справочнике

 

развеять скуку

 

откликнуться на просьбу

резко обернуться

 

легко согласиться

Позже, в 8 классе, вы познакомитесь с типами связи в словосочетаниях, узнаете, что такое согласование, управление и примыкание. В 9 классе на экзамене сегодня предлагается задание изменить один тип словосочетания на другой. На даже не владея этой терминологией, вы можете убедиться, что некоторые словосочетания мы можем изменить. При этом изменится часть речи, а смысл может остаться неизменным: волны моря – морские волны; обеденное время – время обеда; соломенная шляпка – шляпка из соломы, грустно улыбнуться – улыбнуться с грустью.

Тренажёр:

Попробуйте сделать это самостоятельно: Санкт-Петербургские театры – театры Санкт-Петербурга; работы студентов – студенческие работы; горная вершина – вершина горы; библиотечные фонды – фонды библиотеки; трудиться с упорством – упорно трудиться; шерстяное одеяло – одеяло из шерсти; папин брат – брат папы; легко овладеть – овладеть с лёгкостью; перерыв на обед – обеденный перерыв; городские окраины – окраины города.

Возможность использовать сочетания прилагательного с существительным или двух существительных позволяет нам избежать однообразия синтаксических конструкций и обогащает нашу речь. Так же, как использование глагольных сочетаний, в которых глагол связан то с наречием, то с существительным. Например, в предложении Больной жаловался то на боль в сердце, то на головную боль наличие двух типов словосочетания позволяет избежать повторов. Иногда мы, имея возможность использовать и одно, и другое словосочетание, употребляем то, что в данном контексте кажется нам более подходящим. Например, в предложении Для работы наиболее продуктивны утренние часы мы употребляем сочетание существительное + прилагательное утренние часы, хотя существует альтернатива существительное + существительное часы утра. Но, согласитесь, это сочетание в данном контексте представляется неуместным.

В некоторых случаях замена словосочетания вообще невозможна. Например, не всегда мы можем образовать прилагательное от входящего в сочетание второго существительного. Например, в словосочетании звуки рояля невозможно образовать прилагательное от существительного рояль. В других случаях замена одной части речи другой может привести к изменению смысла. Допустим, в словосочетании помощь брата явно речь идёт о помощи, которую оказал брат, а в словосочетании братская помощь речь может идти о помощи, которую оказали те, кто не остался равнодушным.

Правильный выбор словосочетания позволит вам более точно выразить свою мысль.

Наряду с синтаксическим разбором предложения существует синтаксический разбор словосочетания. Перед вами схема разбора словосочетания.

1. Поставить вопрос и найти главное и зависимое слово;

2. Установить, какой частью речи является главное слово и назвать тип словосочетания по главному слову (глагольное или именное);

3. Определить, какой частью речи является зависимое слово;

4. Составить модель словосочетания.

 Перед вами образец записи:

Беспомощный птенец птенец какой? беспомощный

Главное слово – существительное, следовательно, перед нами именное словосочетание;

Зависимое слово – прилагательное

Беспомощный птенец = прил.+ сущ.

Образец записи

Изредка встречаться встречаться когда? изредка

Главное слово – глагол, следовательно, перед нами глагольное словосочетание;

Зависимое слово наречие

Изредка встречаться = глаг. + нареч.

Образец записи

Заполнить анкету заполнить Что? анкету

Главное слово – глагол, следовательно, перед нами глагольное словосочетание;

Зависимое слово существительное

Заполнить анкету = глаг. + сущ.

Итак, сегодня мы поговорили о словосочетании, указав на их важную особенность: это слова самостоятельных частей речи, связанных подчинительной связью. Поговорили о типах словосочетании – именном и глагольном. Увидели возможность замены одного типа словосочетания другим, научились делать синтаксический разбор словосочетания.