Ход урока

Образовательная цель урока: Сформировать представление о формировании Франкского королевства, а также о феодализме как о специфической формации. 

Основные виды деятельности обучающихся: 

1.      Составлять хронологическую таблицу основных этапов формирования Франкского королевства.

2.      Характеризовать историческое значение деятельности Карла Мартелла, Карла Великого.

3.      На исторической карте демонстрировать основные этапы формирования Франского королевства.

4.      Называть основные черты феодального строя.

5.      Давать определения ключевым историческим понятиям изучаемого периода – феодализм, аллод, Салическая правда.

6.      Сравнивать развитие феодальных отношений в период правления Меровингов и Каролингов.

7.      Характеризовать содержание и последствия Бенефициарной реформы.

Основное содержание урока: 

Начало Франкскому государству положило завоевание Хлодвигом I (481-511) из рода Меровея в 486 г. владений римского наместника Сиагрия в Галлии. Между 491 и 496 гг. Хлодвиг с дружиной крестился в Реймсе, который стал местом коронации всех французских королей. В 496 г. Хлодвиг подчинил побережья Рейна, восточных франков и в 507 г. изгнал из Аквитании вестготов. Его преемники завоевали в 534 г. Бургундское королевство, отняли в 536 г. у остготов Прованс, затем подчинили тюрингов между Везером и Эльбой и баваров на Дунае.

Однако, власть Меровингов вскоре ослабла. Царствовавшие после Дагоберта I (629-639) получили прозвище «ленивых королей», потому что перестали вершить государственные дела. Реальная власть перешла в руки майордомов – главных должностных лиц королевства, которому с начала VIII в. угрожала экспансия арабов из Испании.

В 732 г. майордом Карл Мартелл (715-741), победив арабов при Пуатье, спас королевство франков от гибели. В 751 г. его сын Пипин Короткий (751-768) при поддержке франкской знати и папы римского низложил Хильдерика III – последнего Меровинга на франкском престоле, стал первым королём из династии Каролингов и усилил центральную власть.

Карл I Великий, сын Пипина Короткого, в 774 г. завоевал Лангобардское королевство, в 802 г. – часть Испании от Пиренеев до р. Эбро, в 772-802 гг. – Саксонию, в 803 г. – Аварский каганат и в 800 г. был увенчан императорской короной в Риме. Это событие было воспринято современниками как акт восстановления Западной Римской империи.

При Людовике I Благочестивом (814-840) императорская власть ослабла. Его сыновья заключили в 843 г. Верденский договор о разделе Империи на три королевства: Западно-Франкское, королевство Лотаря и Восточно-Франкское. На этом завершилась история Франкского государства.

            В этот период в Европе начинают складываться «феодальные отношения». Складывание основ феодального строя подразумевает формирование двух главных классов феодального социума: феодалы (крупные земельные собственники) и феодально-зависимые крестьяне (земледельцы без права собственности на свои наделы). Практически развитие феодализма представляло собой процесс формирования крупной феодальной земельной собственности путём перераспределения различных видов античной земельной собственности – одни её теряли и превращались в феодально-зависимых крестьян, другие умножали и становились феодалами.

Переходить от одного собственника к другому (быть объектом перераспределения) может быть только свободно отчуждаемая частная собственность. Поэтому точкой отсчёта генезиса феодализма является повсеместное распространение последней. В варварских королевствах она формально обозначилась возникновением у общинников-завоевателей частной собственности на пахотные наделы.

С этого момента земледельческая община превращалась в соседскую. В ней на правах частной собственности каждому общиннику принадлежал пахотный надел, и оставались в коллективной собственности некультивируемые земли (альменда). Соседская община – третья, после кровнородственной и земледельческой, форма общины.

Считается, что классический вариант генезиса феодализма имел место во Франкском королевстве, где перераспределение земельной собственности прошло в два этапа. На первом – франки, завоевав Галлию, заняли земли в разных обстоятельствах оставленные автохтонным населением. На втором – в ходе бенефициальной реформы Карла Мартелла – объектом передела стала собственность самих франков (церкви, знати, общинников).

Наиболее важным результатом первого этапа земельного передела явилось распространение в Галлии свободной крестьянской собственности. Франки предпочитали расселяться на пустовавших землях. Если таких не хватало, они отнимали часть земли у местных жителей. Но завоевание не уничтожило мелкую крестьянскую собственность посессоров. Её удельный вес даже возрос за счет рабов и колонов, которые превратились в свободных собственников вследствие гибели или бегства своих господ.

У самих франков Салическая правда (свод обычного права, записанный в начале VI в.) зафиксировал земледельческую общину в последней стадии существования, когда пахотные наделы уже не подвергались переделам, а передавались по наследству по мужской линии. Дочери не могли наследовать землю, потому что при замужестве земля как приданое могла достаться чужаку, не являвшемуся членом данной общины.

Земельный надел, находившийся в частной собственности, назывался у франков аллодом. Появление аллода и, соответственно, соседской общины фиксируется во второй половине VI в. эдиктами королей Хильперика I и Хильдеберта II, которые изменили предусмотренный Салической правдой порядок наследования земли, разрешив передавать ее по женской линии, т. е. узаконили неограниченную свободу общинника в распоряжении землёй.

Собственность было трудно сохранить, поскольку сельское хозяйство было малопродуктивным и очень неустойчивым. Не только стихийные бедствия, но и мало-мальски значительные колебания климата легко разоряли индивидуальные хозяйства. Крестьяне, чтобы избежать голодной смерти, вынуждены были продавать или закладывать землю. Кроме того, хозяйству угрожали обязанности свободного человека – участие в военном походе могло надолго оторвать мужчину от земли, полноценная обработка которой была не под силу женщинам и детям. Кто-то отказывался от права собственности на свой надел в пользу другого лица, чтобы за определённые платежи сохранить его как держание, свободное от повинностей полноправного франка.

 С другой стороны, механизмов, способных эффективно защищать права мелких собственников было. Родоплеменные связи рушились. Другие ещё не появились. Крестьянам трудно было противостоять покушавшимся на их наделы магнатам, лицам, облечённым властью, и просто разбойникам. Приходилось откупаться, искать защиты у сильных людей. Платой за покровительство было право собственности на землю, которое крестьянин уступал своему патрону.

Параллельно с утратой права собственности на свои земельные наделы мелкие непосредственные производители теряли личную свободу, попадали в судебную зависимость от частных лиц, которые, так или иначе, обеспечивали им безопасность и защиту от произвола со стороны третьих лиц.

Так происходило превращение свободных крестьян в феодально-зависимых. Следствием этого процесса было ослабление династии Меровингов и ослабление военной силы Франкского государства, в котором главной фигурой был свободный франк – одновременно земледелец и воин.

Приобретение земли было только первой частью задачи, стоявшей перед теми, кто образовывал слой феодалов. Собственность надо было сохранить, защитить от посягательств конкурентов, обеспечить её передачу по наследству, организовать её обработку трудом крестьян и эксплуатацию этих крестьян.

Решение этих задач требовало от феодальной земельной собственности особых юридических свойств, которые складывались по мере того, как она проходила три этапа в своей эволюции. Им соответствовали три формы феодальной земельной собственности: аллод – полная безусловная частная собственность, бенефиций – условная и срочная собственность, феод – условная и наследственная собственность.

При Меровингах генезис феодализма был стихийным и медленным, крупная феодальная собственность выступала в виде аллода. Первыми феодалами были королевские приближённые, награждённые большими наделами, и представители элиты. Главной тенденцией во взаимоотношениях крупных аллодистов с королевской властью и друг с другом было соперничество. Рядовые франки страдали от произвола новоиспеченной элиты. На южных границах королевства появился опасный противник – арабы. Всё это вместе взятое дестабилизировало социальную ситуацию до такой степени, что сохранение высокого статуса превращалось в трудно решаемую проблему. Он обеспечивался только личными качествами и удачливостью магната, зависел от конъюнктурных обстоятельств. Нестабильность и неуверенность в завтрашнем дне не устраивало общество в целом и элиту в первую очередь.

При Каролингах генезис феодализма резко ускорила политика государства. На смену аллоду пришёл бенефиций, условная срочная земельная собственность. Бенефициарий получал её на условии несения военной службы королю и только на срок этой службы. Его права на землю были ограничены, зато им ничто не угрожало – их гарантировало государство. Принципиальным аспектом бенефициальной реформы было установление иерархических, основанных на взаимных обязательствах связей между феодалами, что способствовало их консолидации как класса. Земельный фонд для бенефициев Каролинги создали за счёт секуляризации части церковных владений и конфискаций аллодов у мятежных магнатов.

Бенефициальная реформа, субъективно была нацелена на укрепление королевской власти и создание сильного рыцарского войска, которое должно было сменить приходившее в упадок пешее ополчение свободных франков. Но объективно она облегчила формировавшейся феодальной элите задачу закабаления свободных общинников. Бенефициарии стали главной опорой королевской власти, которая действовала в первую очередь в их интересах.

Бенефициарии стремились сохранить бенефиции их в своём роду, передавая по наследству. К концу IX в. эта тенденция приобрела необратимый характер. Керсийский капитулярий 877 г., узаконил наследственность бенефиция, который таким образом превратился в феод – условную наследственную земельную собственность.

Параллельно устанавливались личностные сеньориально-вассальных отношения между феодалами. Бенефициарий приносил тому, от кого получал землю, личную присягу верности – оммаж (букв. – превращение в человека). Того, кто становился господином, именовали «сеньор», подвластного – «вассал». Крупный вассал в свою очередь жаловал бенефиции и становились сеньором для своих вассалов, которые по отношению к его господину становились арьер-вассалами. Мерсенский капитулярий 843 г. ввёл обязательность личностных вассальных связей между феодалами. Так складывалась иерархическая структура господствовавшего класса. Внутри иерархии установилось правило «вассал моего вассала – не мой вассал».

Феодальная раздробленность. Важнейшим аспектом феодальной революции являлась политическая децентрализация. Феодальная раздробленность прошла в своем развитии два этапа. Содержанием первого – было распадение государства на фактически независимые герцогства и графства. Своей высшей точки этот этап достиг в X в., когда герцоги и графы избирали короля из своей среды, и король стал первым среди равных.

Содержанием второго – стало дробление герцогств и графств на банальные сеньории, владетели которых – бароны были фактически независимы от своих сеньоров герцогов и графов. Своего апогея этот период достиг в XI в., когда Гуго Капету (987-996), Роберту II Благочестивому (996-1031), Генриху I (1031-1060) и Филиппу I (1060-1108) приходилось думать не о том, как укрепить свою власть в королевстве, а о том, сохранить её в графстве Парижском.

Актуализация знаний

1.        Игра «Узнай историческую личность»:

Истребил других военных вождей и многих своих родичей. Подчинил себе не одно племя, а население всей страны. Стал королем.  Принял христианство. Передал власть по наследству своим сыновьям. (Хлодвиг)

2.        Игра «Напиши портрет»

Учащиеся описывают исторические личности, которые узнали. Хлодвиг – хитрый, расчетливый, жестокий. Правитель династии Меровингов. Главный правитель Франкского государства и т.д.

-     Период истории, охватывающий большой период времени с V века по  XV век, называется …

-     Организация общества, в которой существует своя определенная территория, власть, законы, сбор налогов, называется …

-     Как называлось государство франков?

-     Земельное владение, дававшееся при условии несения военной службы и передаваемое по наследству, называлось …

-     Управляющий королевским двором, назывался …

-     Владелец феода …

-     Германский народ ……

3.      Карточка индивидуального задания:

Карточка

Подготовь ответ на вопрос

Почему союз короля Хлодвига с христианской церковью был им взаимно выгоден?

Для этого подумай и поразмысли

-     Где и когда появилось христианство?

-     Почему эта религия нашла широкое распространение среди людей?

-     Почему Хлодвиг и его окружение приняли христианство?

-     Почему церковь помогала королю Хлодвигу?

Сделай вывод.

4.      Фронтальный опрос:

-     Когда возникло государство у франков?

-     Укажите, чем отличалась власть короля от власти военного вождя.

-     Перечислите, какие события произошли в правление Хлодвига.

-     Когда состоялась битва при Пуатье?

-     Докажите, что люди во Франкском государстве были неравны в своем положении.

-     Перечислите, какие события произошли в правление Карла Мартелла и Пипина      Короткого.  

I.     Мотивационно-целевой этап

-     Итак, союз короля с христианской церковью был взаимовыгоден. Однако последователи Хлодвига не смогли удержать власть в своих руках. В некоторых областях государства начали управлять майордомы. Одним из таких новых правителей стал сын Карля Мартелла Пипин Короткий. Он смог удержать власть и передать ее своему сыну Карлу. В истории он известен как Великий. Сегодня на уроке попытаемся разобраться, что это был за человек, за что он получил такое прозвище. Работая над новой темой попытайтесь ответить на вопросы: каковы главные направления политики Карла Великого? Каковы причины феодальной раздробленности?

-     Вопросы Каковы главные направления политики Карла Великого? Каковы причины феодальной раздробленности?

II.  Изучение нового материала

-     Пипин Короткий – первый франкский король из династии Каролингов. Новая династия франкских королей получила свое название «Каролинги» по имени отца Пипина Короткого Карла Мартелла. Карл I был сыном Пипина Короткого.

-     Пипин Корткий  в 768 году составляет завещание, согласно которому государство делилось на две части между его сыновьями Карлом I и Карломаном. Но внезапная смерть брата способствовала тому, что Карл I объединил земли франкского государства.

1.    Самостоятельная работа учащихся с текстом – составление исторического портрета Карла Великого

2.    Беседа по прочитанному и работа по карте.

-     Какой исторический портрет Карла I можно составить?

Обратить внимание учащихся на бронзовую статую «Карл Великий на коне».

-     Как изображен Карл Великий?

3.    Беседа

-     Обратитесь к карте. Внимательно посмотрите легенду карты и скажите, как обозначены походы Карла I?

-     Карл I ставит цель – создание прочного  христианского государства. Завоевание и обращение варваров в христианство становится первоочередной задачей франкского государства. Франкское государство соседствовало с германскими племенами саксов на севере и северо-востоке (показ по карте), на востоке со славянами, на юге – с арабо-мусульманской Испанией.

-     Государство Карла I создавалось войной, а укреплялось миром. Карл I прославился прежде всего завоевательными походами. Более 53 раз его войско отправлялось в путь, 27 раз во главе войска стоял сам король.

-     Ответьте на один из главных вопросов урока: каковы главные направления политики Карла Великого? (стремление расширить границы своего государства за счет присоединения соседних территорий).

-     Карл I был одержим желанием прославиться военными походами, военными победами и служением христианской церкви. В военных походах  Карла I поддерживала знать и церковь. Знать стремилась к приобретению новых земель и зависимых крестьян, к обогащению захваченной на войне добычи. Церковь стремилась распространить христианство на завоеванных территориях.

-     Посмотрите внимательно на карту (показ по карте). Карл I несколько раз водил войско в Испанию против арабов-мусульман. Карлу I удалось завоевать небольшую область к югу от Пиренейских гор до реки Эбро.

-     Посмотрите внимательно на карту (показ по карте). Карл I и папа Римский выступили вместе против лангобардского короля. В ходе противостояния двух сторон король лангобардов теряет трон. Карл I в Италии был коронован и стал покровителем Рима. Завоеванные земли были присоединены к Франкскому государству.

-     Самой длительной и тяжелой была война с саксами (показ по карте), она длилась 30 лет. Саксы были язычниками. И Франкское королевство и христианство внесли сильнейшие разрушения в их привычный жизненный уклад. Карл совершил 8 походов против них. Имея сильную конницу и   хорошее вооружение, франки побеждали их. Но  как только франкское войско покидало их территорию, саксонцы продолжали упорно сопротивляться, сжигали дома и разрушали их, опустошали приграничные местности. Карл принуждал саксов принимать христианство. Он ввёл жестокие законы, за малейшее неподчинение королю, за отказ от крещения или отречение от христианской веры, за несоблюдение поста, за похороны по языческому обряду – смерть. В ответ на очередное восстание Карл приказал казнить 4500 военнопленных. Но и эти меры не помогли, так как более 30 лет саксонцы сражались за свою свободу. Тогда Карл подарками привлёк на свою сторону знатных саксов. После этого местная знать стала поддерживать завоевателей, что помогло Карлу подчинить саксов. Государство было разделено на графства, графами  были назначены знатные франки и вожди саксов. Знать, епископы и монастыри получили в завоёванной стране огромные земли.

-     Саксы боролись и против воинов и против священников. А франки в ответ очень жестоко казнили тысячи саксов. В 803 году, исчерпав свои внутренние силы в борьбе с франками, саксы вошли в состав христианской Европы.

4.    Работа с картой.

-     Найдите и покажите область расселения франков к концу V века.

-     Найдите и покажите границы Франкской империи при Карле I в начале IX века.

-     Найдите и покажите границы земель зависимых от Франкской империи при Карле I.

5.    Самостоятельная работа учащихся.

-     Заполните схемы «Направление походов Карла I  и их результат», используя опорные слова и карту.

Против (кого?) ……….

Против (кого?) ……….

Против (кого?) ……….

Захвачены и вошли в состав государства франков ……………………………....

Захвачены и вошли в состав государства франков ……………………………....

Захвачены и вошли в состав государства франков ……………………………....

 

1.    Проверка самостоятельной работы

2.    Беседа.

-     Посмотрите на карту и скажите, территории каких народов попали в зависимость или вошли в состав государства франков?

-     Территория государства увеличилась во много раз, под власть Карла I попали многие племена и народы. Государство франков стало называться империей. Вспомните определение понятия «империя». (Империя – это государство, состоящее из территорий, лишенных экономической и политической самостоятельности и управляемое из одного центра).

-     Какой титул появился у Карла Великого? (Титул императора).

-     В 800 году Карл I Великий в Риме провозглашен римским императором.

Обратить внимание учащихся на средневековое изображение «Коронация императора».

-     Папа Римский возложил на голову Карла I золотую императорскую корону. Титул Римского императора поднимал престиж франкского короля, так как приравнивал его к самому могущественному правителю раннего средневековья – византийскому императору. Войны с арабами, саксами, славянами, аварами велись с завоевательной целью и с целью распространения христианства.

-     Карл I, став императором, взял на себя функции защитника христианской веры. Наметились тесные контакты между императором и папой Римским. Франкское государство строилось на основе христианских ценностей. Это было выражено в его законодательстве. Карл I ожидал от своих поданных подчинения и преданности.

-     Как вы думаете, как осуществлялось управление в государстве?

Объяснение  опорой на схему.

-     Во главе государства стоял король – Карл, который управлял подданными и разъезжал со своими приближёнными  - свитой (королевским двором). Дважды в год он собирал совет высшей знати – светской и духовной, которые давали своё согласие на издание указов.

-     Карл I поделил империю на округа, во главе каждого стоял граф, выбранный им из местной знати. Граф собирал налоги, вершил суд и возглавлял ополчение.  Деятельность графов контролировали «государевы посланцы». «Государевы посланцы» были из ближнего окружения императора, для специальных поручений.

-     Свободные крестьяне не могли приобрести вооружение, так как оно стоило очень много денег. Поэтому пешее ополчение ещё сохранилось, а в регулярное войско  призывались владельцы больших участков или те воины, которых направляли и вооружали крестьяне за общий счёт.

-     Главную часть войска составляла конница. Отличившихся в боях воинов посвящали в рыцари (от герм. «риттер» - всадник, конный воин»)

-     Карл I стремился укрепить свое господство. Чтобы повысить эффективность управления империей Карл I заботился об образовании высших советников, священников и других государственных чинов, он также уделял большое внимание христианскому воспитанию подданных. При императорском дворе была организована школа, в которой обучались будущие государственные чины. По его указу открывались школы при монастырях и церквях. Карл I приглашал к себе просвещенных людей из Европы.

-     Во время правления Карла I действовало собрание народного ополчения (собрание влиятельной церковной и светской знати). Оно имело право обсуждать те вопросы, по которым окончательное решение принимал Карл I. На этих собраниях Карл I издавал указы и сборники распоряжений – капитуляции. Капитуляции являлись сборниками законов, распоряжений и проповедей императора Карла I.

-     За годы правления Карлу I удалось создать мощную империю.

-     Карл I Великий умер от лихорадки 28 января 814 года. После его смерти империя просуществовала недолго и распалась на три государства: Западно-Франкское государство (Франция), Восточно-Франкское государство (Германия), Корлевство Лотаро (Италия).                  

3.    Самостоятельная работа учащихся

-     Сформулировать в тетради причины распада империи Карла Великого.

4.    Проверка выполнения самостоятельной работы

-     Почему распалась империя Карла Великого? (Народы, которые силой подчинил Карл Великий, не хотели ему подчиняться. Отсутствие экономических связей между графствами империи. Наследники постоянно воевали между собой. Знать перестала подчиняться власти императора, т.к. хотела править самостоятельно).

5.    Беседа по вопросам и работа по карте.

-     Какие три самостоятельных государства образовались на территории Карла Великого? Назовите и покажите на карте.

-     Почему наступил такой период, когда франкская знать перестала поддерживать власть короля? (Знать добилась своего: она получила земли, зависимых крестьян, которые работали  на этих землях, да и еще хотела сама распоряжаться на своих землях).

-     Как называется такой период истории государства, когда происходит распад его территорий на отдельные, более мелкие самостоятельные владения? (Феодальная раздробленность).

6.    Рассказ учителя и работа с учебником.

Учитель рассказывает о междоусобных войнах и их последствиях и обращает внимание учащихся на иллюстрацию в учебнике «Разорение деревни во время усобицы».

I.     Закрепление изученного материала

1.    Игра  «Крестики-ролики»

Х 1

Х  2

 Х  3

Х  4

О  5

Х 6

Х 7

О 8

Х 9

1)  Карл был сыном Пипина Короткого ( Х)

2)  Самой длительной и тяжёлой была война с саксами. (Х)

3)  Карл принуждал саксов принимать христианскую веру (Х)

4) В 800 году Карл был коронован в Риме (Х)

5) Высший совет знати не помогал королю управлять государством (О)

6) В 843 г. империя Карла Великого была поделена между его внуками (Х)

7) В средние века говорили: « Вассал моего вассала не мой вассал» (Х)

8) Феодальная лестница – это почётное или высокое звание (О)

9) Междоусобная война – это война между феодалами (Х).

II.  Итог урока

Синквейн о Карле Великом

-     Напиши стихотворение из пяти строчек (рифма необязательна): (два прилагательных, раскрывающих какие-то интересные, характерные признаки данного исторического персонажа), (три глагола, раскрывающие действия, воздействия, свойственные ему), (ключевая фраза, раскрывающая сущность Карла Великого),  (существительное, выступающее как итог, вывод, подводящее тему стихотворения)

Спи­сок ли­те­ра­ту­ры

1. Аги­ба­ло­ва Е. В., Дон­ской Г. М. Ис­то­рия Сред­них веков. — М., 2012.

2. Атлас Сред­не­ве­ко­вья: Ис­то­рия. Тра­ди­ции. — М., 2000.

3. Ил­лю­стри­ро­ван­ная все­мир­ная ис­то­рия: с древ­ней­ших вре­мен до XVII в. — М., 1999.

4. Ис­то­рия Сред­них веков: Кн. для чте­ния / Под ред. В. П. Бу­да­но­вой. — М., 1999.

5. Ка­лаш­ни­ков В. За­гад­ки ис­то­рии: Сред­ние века / В. Ка­лаш­ни­ков. — М., 2002.

6. Рас­ска­зы по ис­то­рии Сред­них веков / Под ред. А. А. Сва­нид­зе. — М., 1996.

До­пол­ни­тель­ные ре­ко­мен­до­ван­ные ссыл­ки на ре­сур­сы сети Ин­тер­нет

1. Hrono.​info (Ис­точ­ник).

2. Hrono.​info (Ис­точ­ник).

3. Ру­ни­верс (Ис­точ­ник).

Дополнительные вопросы и задания:

1. Какие во­ен­ные по­хо­ды со­вер­шил Карл Ве­ли­кий?

2. Что но­во­го по­яви­лось в устрой­стве об­ще­ства во Франк­ском го­су­дар­стве в VIII в.?

3. Где и когда со­сто­я­лась ко­ро­на­ция Карла Ве­ли­ко­го? Какое зна­че­ние имел со­вер­шен­ный папой рим­ским обряд ко­ро­на­ции?

4. Какие черты ха­рак­те­ра, по ва­ше­му мне­нию, были при­су­щи пер­во­му за­пад­но­ев­ро­пей­ско­му им­пе­ра­то­ру?