Цель урока: сформировать целостное представление о социально-экономической, политической и духовной жизни средневековой Византии.

Основные виды деятельности обучающихся

1. Характеризовать основные исторические условия образования Восточной Римской империи.

2. Описывать особенности народонаселения Византии.

3. Называть особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства Византии

4. Характеризовать особенности политической жизни Византии в период Средних веков

5. На исторической карте демонстрировать изменения территории Византии в Средние века.

6. Определять роль и место «золотого века» в истории Византии.

7. Характеризовать роль личности императора Юстиниана.

8. Выявлять особенности и своеобразие византийской культуры.

Ход урока

Образование Восточной Рим­ской империи

B 330 году римский император Константин Великий объявил своей столицей город Византии, переименовав его в «Новый Рим». Новая столица находилась на важнейшем торговом пути из Чёрного моря в Средиземное, по которому осуществлялся подвоз хлеба. В царствование Константина Христианство было объявлено одной из официальных религий. Благодаря Амвросию Медиоланскому и Феодосию I Константинополь стал столицей христианской империи.

Окончательное разделение Римской империи на Восточную и Западную произошло в 395 году после смерти Феодосия I Великого. Несмотря на общий государственный латинский язык, в первые века существования главным отличием Византии от Западной Римской империи было преобладание на её территории греческой (эллинистической) культуры. Различия нарастали, и в течение двух столетий государство окончательно приобрело свой индивидуальный облик

Становление Византии как самостоятельного государства сопровождалось проникновением многочисленных варварских, преимущественно германских племен: в 378 году вестготы одержали победу в знаменитой битве у Адрианополя, подвергнув опустошению всю Грецию. В 441 году на смену готам пришли гунны. Их вождь Аттила несколько раз начинал войну, и лишь уплатой большой дани удавалось от него откупиться. В битве народов на Каталаунских полях (451) Аттила потерпел поражение, но спустя год напал на Италию; столкнувшись с сопротивлением жителей и эпидемией в своём войске, принял предложение римского папы Льва I о выплате дани и отступил

Во второй половине V века опасность пришла со стороны остготов — Теодорих Великий разорил Македонию, угрожал Константинополю, но и он ушёл на запад. В таких условиях формировалась Византийская империя.

Население и хозяйство Визан­тийской империи

Византийская империя, раскинувшаяся на трех континентах - в Европе, Азии и Африке, - включала Балканский полуостров, Малую Азию, Сирию, Палестину, Египет, часть Месопотамии и Армении, острова Восточного Средиземноморья, владения в Крыму и на Кавказе. Общая площадь ее составляла около 1 млн.кв. км с населением 30-35 млн. жителей. Империя, являясь мостом между Востоком и Западом, испытала на себе в разные периоды как европейские, так и азиатские влияния, которые наложили отпечаток на общественную жизнь, государственность, религиозно-философские идеи и культуру. Но в целом исторический путь Византии был во многом иным, чем развитие государств на Востоке и Западе.

Территория империи, на большей части которой преобладал мягкий средиземноморский климат, состояла в основном из областей с высокой земледельческой культурой. Земледелие почти повсеместно требовало полива и орошения. Житницами империи в этот период были Египет и Фракия, поставлявшие основные виды зерна - пшеницу и ячмень. Садоводство и оливководство были наиболее развиты в Малой Азии, Греции, Сирии, Палестине. Балканы и многие районы Малой Азии являлись центрами развитого скотоводства и коневодства.

Византийская империя была богата и природными ресурсами. Во многих районах имелся строительный лес, шедший на судостроение, мрамор и другой строительный камень. Балканы, Малая Азия, Понт и Армения являлись основными поставщиками железа, меди, олова, золота, серебра. Из Египта поступал массовый писчий материал - папирус. В целом империя неплохо была обеспечена необходимыми сырьевыми ресурсами и сельскохозяйственными продуктами.

В IV-VII вв. состав населения империи отличался большой пестротой. Наиболее многочисленную часть составляли греки. Но на территории Византии проживало много эллинизированных сирийцев, коптов, фракийцев, иллирийцев, даков, а также грузин, армян и арабов. В крупных городах имелись иудейские общины. Латинское население было немногочисленным, за исключением Балкан, хотя латинский язык оставался государственным вплоть до VII в.

Социальная структура византийского общества IV-VII вв. была довольно пестрой. На высшей ступени находились аристократы-сенаторы, в большинстве своем ведущие род от древних римских фамилий и владеющие крупной земельной собственностью. Вторым привилегированным сословием империи являлось сословие средних городских земельных собственников-куриалов, власть и имущественное положение которых в VI-VII вв. резко падает и ухудшается. Затем шел слой торгово-ремесленного населения, верхушка которого играла значительную роль в общественном развитии города. Две другие ступени занимали люди свободных профессий (врачи, юристы, преподаватели и т.д.) и духовенство. На нижних ступенях общественной структуры ранней Византии находились соответственно крестьяне-общинники, колоны, городской плебс и рабы. Характерной особенностью византийского общества на всем протяжении его истории являлась вертикальная мобильность, незамкнутость и незащищенность социальных групп и классов. Простой воин, даже из варваров, или крестьянин благодаря ловкости и личным способностям нередко мог занять высокий пост в государстве или даже стать императором. История полна таких примеров.

Ни в чем другом Византия не сближалась так со странами Востока, прежде всего с Ираном и Арабским халифатом, как в организации государственной власти. По своей политической структуре Византия была самодержавной монархией, учение о которой окончательно сложилось именно в Византии. Вся полнота власти находилась в руках императора (василевса). Он был высшим судьей, руководил внешней политикой, издавал законы, командовал армией и т.д. Власть его считалась божественной. Но теоретически неограниченная власть императора фактически оказывалась ограниченной, так как не являлась привилегией того или иного аристократического рода и не считалась наследственной. Это приводило к частым узурпациям и делало престол непрочным. В ранний период при императоре был совещательный орган - сенат или синклит, - который вместе с войском (верхушкой армии) и "народом" (представителями знати и торгово-ростовщических слоев) избирал нового василевса, коронуемого затем патриархом.

Наибольшего расцвета централизованная монархия достигла именно в ранней Византии, когда она выступала в качестве единственной законной наследницы великого Рима и претендовала на то, чтобы быть повелительницей всей цивилизованной ойкумены и всемирной монархией с центром в Константинополе. И при Юстиниане она превратилась в могущественное государство Средиземноморья, верховную власть которого до создания империи Карла Великого, пусть и номинально, признавали европейские королевства.

Страна управлялась из императорской канцелярии, откуда контролировалась вся жизнь населения вплоть до уплаты податей, деятельности ремесленных корпораций и т.д. Централизация управления империей достигалась путем административного деления государства на две префектуры (Восток и Иллирик), которые, в свою очередь, делились в V в. на диоцезы (7) и провинции (50). Во главе префектур стояли два префекта претория - заместители императора по делам гражданского управления. Они ведали всеми гражданскими делами в префектуре, назначали и смещали правителей диоцезов (викариев) и провинций, управляли городами, занимались снабжением армии, распоряжались финансами, следили за поступлением налогов и т.д. В ведомстве префекта претория Востока находилось до 10 тыс. чиновников, а у правителя провинции - около 100. Штат чиновников в империи был очень велик. Гражданская власть была отделена от военной.

В Византийской империи существовало три вида государственной службы: военная, гражданская и придворная. Но судьба государства решалась гражданской знатью, а не военной. Византийская армия, насчитывавшая в V в. полмиллиона человек, делилась на пограничные войска, мобильные части и гвардию, находившуюся в Константинополе. Во главе армии стояли пять магистров. Постепенно значение рекрутского набора крестьян падало и армия все более становилась наемной.

Иерархичность, строгое соотношение чинов и должностей в ранней Византии шло от Рима, а не от Востока. Не было наследственного занятия должностей. Бюрократия восточного типа в империи не могла сложиться потому, что государственная служба рассматривалась византийцами как общественная обязанность, долг в отличие от "личной" службы, понимаемой как зависимость.

Отличия в развитии ранневизантийского общества от западного и восточного заключались и в гипертрофированной роли Константинополя в управлении, торговле, ремесле, культуре и в месте столичной знати и высшего чиновничества в структуре господствующего класса империи. Это определило относительную слабость земледельческой провинциальной знати. Другим отличием являлось сохранение в ранней Византии социальных и идейных традиций античного полиса, выразившееся в существовании в столице и других крупных городах цирковых партий (димов). Цирковые партии были не просто пережитком античной демократии, но типично ранневизантийским явлением. Они приобрели большое общественно-политическое значение, и их влияние на политику правительства нередко было определяющим. Из четырех партий наибольший вес и влияние имели две - венеты и прасины ("голубые" и "зеленые"). Первая отражала интересы земледельческого населения города, вторая - торгово-ремесленного населения. Было между ними и различие религиозного порядка: венеты были приверженцами официального православия, прасины - монофизитства. Иногда низы обоих димов объединялись против притеснений властей и налогового гнета. Наиболее мощным их выступлением явилось восстание "Ника" в 532 г. в Константинополе, потопленное в крови. После этого поражения их значение уменьшилось, и в VII в. они сошли с политической арены.

Своеобразие общественной и идейной жизни в Византии придавало и восточное христианство (православие), ставшее в IV в. господствующей религией. Нона Востоке в отличие от Запада, где сложилась централизованная церковная организация под главенством римского папы, не было единства между патриархами Константинополя, Антиохии, Иерусалима и Александрии. Не было единства и в самом православии. Отказ от демократических традиций ранней церкви вызвал протест низов, принимавший форму еретических движений - арианства, несторианства, монофизитства и др. Но ересь, став "церковью", быстро теряла демократический характер, а против еретиков правительство применяло репрессии и ограничения в правах. Ведь византийская церковь не имела экономической и политической самостоятельности, в значительной степени зависела от государства и была тесно связана с его системой.

Эпоха императора Юстиниана и «золотой век» Византии

518 году после смерти императора Анастасия на трон взошёл начальник гвардии Юстин — выходец из македонских крестьян. Власть была бы весьма затруднительна для этого неграмотного старика, если бы возле него не оказалось племянника Юстиниана. С самого начала правления Юстина фактически у власти стоял его родственник Юстиниан — также уроженец Македонии, но получивший прекрасное образование и обладавший великолепными способностями. В 527 году, получив всю полноту власти, Юстиниан приступил к исполнению своих замыслов по восстановлению империи и упрочению власти единого императора. Он добился союза с господствующей церковью. При Юстиниане император сам устанавливал официальное исповедание а язычников, самаритян и еретиков заставляли переходить в официальное исповедание под угрозой лишения гражданских прав и даже смертной казни. Византийская империя в период наибольшей территориальной экспансии к 550 году после завоеваний Юстиниана I была в состоянии тяжёлого кризиса, управление поражено коррупцией. С целью реорганизации управления Юстинианом были проведены кодификация законодательства и ряд реформ, которые, хотя и не решили проблему кардинально, но, несомненно, имели положительные последствия. По всей империи было развёрнуто строительство — крупнейшее по масштабам со времён «золотого века» Антонинов. Новый расцвет переживала культура.

До 532 года он был занят подавлением выступлений в столице и отражением натиска персов, но вскоре основное направление политики переместилось на запад. Варварские королевства ослабли за прошедшие полстолетия, жители призывали к реальному восстановлению империи, наконец, даже сами короли германцев признавали законность претензий Византии на сюзеренитет. В 533 году армия под предводительством Велизария нанесла удар по государствам вандалов в Северной Африке. Следующей целью стала Италия — тяжёлая война с Остготским королевством продолжалась 20 лет и закончилась победой.

Вторгшись в королевство вестготов в 554 году, Юстиниан завоевал и южную часть Испании. В результате территория империи увеличилась почти вдвое. Но эти успехи потребовали слишком большого расхода сил, чем не замедлили воспользоваться персы, славяне, авары и гунны, которые, хотя и не завоевали значительных территорий, но подвергли разорению многие земли на востоке империи.

Византийская дипломатия также стремилась обеспечить во всём внешнем мире престиж и влияние империи. Благодаря ловкому распределению милостей и денег и искусному умению сеять раздоры среди врагов империи она приводила под византийское владычество варварские народы (сельджуков, хазар, фракийцев, фригийцев и др. тюркские кочевые племена), бродившие на границах монархии, и делала их безопасными. Она включала их в сферу влияния Византии путём проповеди христианства. Деятельность миссионеров, распространявших христианство от берегов Чёрного моря до плоскогорий Абиссинии и оазисов Сахары, была одной из характернейших черт византийской политики.

Помимо военной экспансии, другой важнейшей задачей Юстиниана была административная и финансовая реформы. 

Византия в ѴІІ-ХІ вв. Культура Византии Истоки и своеобразие византий­ской культуры

В отличие от всех королевств Западной Европы, где господствовало обычное право "Варварских правд", ранняя Византия жила на основе единого кодифицированного и обязательного для всего населения действующего права. Созданный при Юстиниане "Свод гражданского права" - вершина византийской юридической мысли. Он состоял из четырех частей (Кодекс Юстиниана, Дигесты, Институции, Новеллы). В "Своде" нашли отражение те изменения, которые произошли в экономической и социальной жизни империи, прежде всего в области публичного и семейного права: улучшение правового положения женщины, отпуск рабов на волю и др. Впервые законодательно была признана теория естественного права, согласно которой все люди от природы равны, а рабство несовместимо с человеческой природой. Благодаря тщательнейшей разработке таких институтов римско-византийского законодательства, как принцип частной собственности, права наследования, семейное право, регулирование торгово-ростовщических операций "Свод" Юстиниана не утратил своего значения даже для юристов нового времени.

Византийская империя в течение всего своего существования, и в первую очередь в IV-VII вв., была центром своеобразной и блестящей культуры внесшей, как и право, немало ценного в мировую сокровищницу. По сравнению с жителями Западной Европы византийцы были более образованными. Школу посещали дети не только знати, но и ремесленников, крестьян. В столице существовал "Университет". Обучение в школах и "Университете" мало чем отличалось от эпохи эллинизма, хотя и начинается уже проникновение христианства в процесс преподавания: ученики заучивали стихи из Псалтири. Полный курс школьного преподавания включало изучение орфографии, грамматики, риторики, математических и философских дисциплин. К концу этого периода античные традиции в естественных науках, литературе, риторике, космогонии и космографии все более окрашиваются христианским мировоззрением. Идет взаимопроникновение античной и христианской культур, рождение раннефеодальной идеологии и новых жанров: библейской космографии, всемирной хроники, патристической литературы и христианской агиографии. Формирующаяся христианская идеология и культура заимствуют все лучшее из античного наследия.

В течение трех с половиной столетий Византийская империя знала победы и поражения, прошла через вершину своего политического и военного могущества и, растеряв почти все завоеванное Юстинианом, превратилась в VII в. в рядовое государство, правда продолжающее претендовать на роль центра цивилизованного мира. Кризис рабовладельческого хозяйства и экономики, начавшийся еще в момент рождения государства, протекал очень медленно, и лишь к концу периода появились элементы феодализма в недрах разлагающегося рабовладельческого общества, наметился упадок городов. Социально-экономическое и политическое развитие государства протекало в условиях сближения и слияния позднеантичной культуры и образованности с христианским мировоззрением.

Византия стала достойной наследницей античной культуры. Она успешно продолжила дальнейшее развитие лучших достижений римской цивилизации. Константинополь ревниво и не без успеха соперничал с Римом, довольно быстро став одним из красивейших городов того времени. Столица имела большие площади, украшенные триумфальными колоннами со статуями императоров, прекрасные храмы и церкви, грандиозные акведуки, великолепные термы, внушительные оборонные сооружения. Наряду со столицей в Византии сложились многие другие культурные центры — Александрия. Антиохия, Никея. Равенна, Фессалоники.

Византийская культура стала первой в полном смысле христианской культурой. Именно в Византии завершилось становление христианства, и оно впервые приобрело законченную, классическую форму в его ортодоксальной, или православной, версии. Огромную роль в этом сыграл Иоанн Дамаскин — выдающийся богослов, философ и поэт, автор фундаментального философско-теологического труда «Источник знания». Он завершил и систематизировал греческую патристику, гак называемое учение «отцов Церкви», благодаря чему христианство поднялось на уровень настоящей теории. Вся последующая теология в той или иной мере опирается на идеи и концепцию Иоанна Дамаскина. Он также является создателем церковных песнопений.

Огромный вклад в становление и утверждение православного христианства внес также Иоанн Златоуст (ок. 350-407 гг.) — выдающийся представитель искусства церковного красноречия, епископ Константинополя. Его проповеди, панегирики и псалмы пользовались огромным успехом. Он прославился как страстный обличитель всякой несправедливости, борец за осуществление аскетического идеала. Иоанн Златоуст ставил деятельное милосердие выше всяких чудес.

Продолжая и развивая теорию римского права, византийские ученые разработали собственную оригинальную концепцию, известную как византийское право. Византийское право нашло применение во многих европейских и азиатских странах той эпохи.

В то же время византийская культура испытывала существенное влияние со стороны соседних восточных стран, особенно Ирана. Это влияние сказалось практически во всех областях общественной и культурной жизни. В целом же культура Византии явилась настоящим перекрестком западной и восточной культур, своеобразным мостом между Востоком и Западом.

Эволюция византийской культуры знала несколько взлетов и падений. Первый расцвет приходится на V-VII вв., когда в Византии завершился переход от рабовладения к феодальному строю. Возникший феодализм нес в себе как западные, так и восточные черты. В частности, от западноевропейского его отличала жесткая централизация государственной власти и налоговой системы, рост городов с их оживленной торговлей и ремеслом, отсутствие четкого сословно-классового деления общества.  В VIII-IX вв. Византия переживает смутные времена, отмеченные резким обострением социально-политических противоречий, источником которых была борьба за власть между столичной и провинциальной знатью. В этот период возникло движение иконоборчества, направленное против культа икон, объявленных пережитком идолопоклонства. К концу IX в. иконопочитание было вновь восстановлено.

X-XII вв. стали временем очередного подъема и расцвета Византии. Она устанавливает тесные связи с Киевской Русью. Роль христианства и Церкви в этот период значительно возрастает. В художественной культуре окончательно складывается зрелый средневековый стиль, главной чертой которого выступает спиритуализм.

XIII в. преподнес Византии самые тяжелые испытания, обусловленные прежде всего крестовыми походами. В 1204 г. крестоносцы взяли Константинополь. Столица была разграблена и разрушена, а сама Византия перестала существовать как самостоятельное государство. Только в 1261 г. императору Михаилу VIII удалось вновь восстановить и возродить Византийскую империю.

В XIV-XV вв. она переживает последний свой взлет и расцвет, что особенно ярко проявилось в художественной культуре. Однако взятие турецкими войсками в 1453 г. Константинополя означало конец Византии.

Наивысшими достижениями отмечена художественная культура Византии. Ее своеобразие состоит в том, что она сочетает в себе внешне несоединимые начала. С одной стороны, ей присущи избыточная роскошность и пышность, яркая зрелищность. С другой стороны, для нее характерны возвышенная торжественность, глубокая духовность и утонченный спиритуализм. Эти особенности в полной мере проявились в архитектуре византийских храмов и церквей.

Византийский храм существенно отличается от античного классического храма. Последний выступал как обитель Бога, тогда как все обряды и празднества происходили снаружи, вокруг храма или на прилегающей площади. Поэтому главным в храме был не интерьер. а экстерьер, внешний его вид. Напротив, христианская церковь строится как место, где собираются верующие. Поэтому в ней на первый план выходит организация внутреннего пространства, хотя и внешний вид не теряет своего значения.

Именно в таком ключе построен храм св. Софии в Константинополе (532-537), ставший самым знаменитым памятником византийской архитектуры. Его авторами являются зодчие Анфимий и Исидор. Внешне он не выглядит слишком грандиозным, хотя его отличают строгость, стройность и великолепие форм. Однако внутри он кажется поистине необъятным. Эффект безграничного пространства создает прежде всего находящийся на высоте 55 м огромный купол диаметром 31 м, а также прилегающие к нему подкупола, расширяющие и без того огромное пространство.

Купол имеет 400 продольных окон, и когда солнечный свет заливает подкупольное пространство — он как бы парит в воздухе. Все это делает конструкцию удивительно легкой, изящной и свободной.

Внутри собора находится более 100 отделанных малахитом и порфиром колонн. Своды украшены мозаиками с символическим изображением креста, а стены облицованы ценнейшими породами мрамора и украшены мозаичными росписями, содержащими различные религиозные сюжеты и портретные изображения императоров и членов их семей.

Храм Софии стал редчайшим творением человеческого гения, подлинным шедевром не только византийского, но и мирового искусства. Храм примечателен еше и тем. что в нем органически объединены два основных типа конструкции: базиликальная и крестово- купольная.

Базилика представляет собой прямоугольное в плане здание, разделенное внутри рядами колонн натри, пять или больше продольных нефов, средний из которых обычно шире и выше боковых. Восточная сторона базилики заканчивается полукруглым выступом — апсидой, где помешается алтарь, а на западной стороне находится вход.

Крестово-купольная постройка в плане чаще всего является квадратной. Внутри она имеет четыре массивных столба, которые делят пространство на девять обрамленных арками ячеек и поддерживают находящийся в центре купол. Примыкающие к куполу полуцилиндрические своды образуют равноконечный крест. До IX в. преобладающим типом византийского храма была базилика, а затем — усложняющийся крестово — купольный.

Помимо Константинополя, большое число архитектурных памятников сосредоточено также в Равенне, городе на североитальянском побережье Адриатики. Здесь находится внушительный мавзолей Галлы Плацидии — византийской царицы V в. В Равенне стоит оригинальная восьмигранная церковь Сан-Витале (VI в.). Наконец, здесь также находится гробница великого Данте (XV в.).

Византийские зодчие успешно строили и вне пределов своей империи. Одной из ярких удач в этом плане стал собор Сан-Марко (св. Марка) в Венеции (XI в.), представляющий собой пятинефную базилику, в которую вписан равноконечный крест. Каждый из отрезков креста, перекрытый отдельным куполом, повторяет в обшей системе конструкции единую тему креста в квадрате. В центре собора находится самый большой купол. Внутри храм облицован мраморными плитами и украшен полихромной мозаикой.

В последний период существования Византии (X111-XV вв.) ее архитектура становится все более сложной. Грандиозные сооружения как бы распадаются на несколько небольших самостоятельных построек. При этом роль наружной декорации зданий возрастает. Характерным примером такого сооружения может служить монастырь Хора в Константинополе, перестроенный впоследствии в церковь Кахриз Джами.

Культура Византии славилась не только шедеврами архитектуры. Не менее успешно развивались и другие виды и жанры искусства — мозаика, фреска, иконопись, книжная миниатюра, литература. Особого выделения заслуживает прежде всего мозаика. Следует подчеркнуть, что в этом жанре искусства Византия не имеет себе равных. Византийские мастера знали все секреты изготовления смальты с чудесными свойствами, а также умели с помощью искусных приемов превращать исходное разноцветье в удивительно живописное целое. Благодаря этому они создали непревзойденные шедевры мозаики.

Прекрасные мозаики украшают храм Софии и другие упомянутые выше архитектурные памятники, из которых особого упоминания заслуживают усыпальницы Равенны, где основным сюжетом мозаики выступает Христос — Добрый Пастырь. Великолепные мозаики были в Церкви Успения в Никее, разрушенной войной в 1922 г. Редкие по красоте мозаики украшают Церковь Димитрия в Фессалониках.

К XI в. сложился законченный, классический стиль византийской мозаики. Он отличается строгой системой расположения сюжетов, иллюстрирующих и раскрывающих основные темы и догматы христианства. По этой системе в куполе храма помещается поясное изображение Христа Пантократора (Вседержителя), в алтаре-апсиде фигура Богоматери-Оранты, молящейся с воздетыми руками. По сторонам ог нее даются фигуры архангелов, а в нижнем ряду — апостолов. Именно в таком стиле исполнены многие мозаичные циклы XI-XI1 вв. как в самой Византии, так и за ее пределами.

Высокого уровня достигает в Византии иконопись. представляющая собой вид станковой культовой живописи. Период первого расцвета византийской иконописи приходится на Х-ХИ вв.. когда в иконе господствующее положение занимает изображение человеческой фигуры, а другие элементы — ландшафт и архитектурный фон — передаются весьма условно. К числу выдающихся образцов иконописи данного периода относится икона Григория Чудотворца (XII в.), которую отличает глубокая одухотворенность, тонкий рисунок и насыщенный цвет. Особо необходимо отметить икону Владимирской Богоматери (XII в.), которая стала на Руси главной иконой Русской православной церкви и остается ею вплоть до наших дней. Изображенная на ней Богоматерь с младенцем наделена проникновенным выражением и при всей своей святости и духовности наполнена глубокой человечностью и эмоциональностью.

Очередной и последний период расцвета иконописи приходится на XIV-XV вв., от которого сохранилось большое количество прекрасных икон. Как и вся живопись, иконопись данного периода претерпевает заметные изменения. Усложняется цветовая гамма, чему способствует использование полутонов. Усиливаются естественность и человечность изображаемых фигур, они становятся более легкими и подвижными, нередко изображаются в движении.

Выдающимся образцом подобной живописи является икона «Двенадцать апостолов» (XIV в.). Изображенные на ней апостолы предстают в разных позах и одеждах, они держатся свободно и раскованно, как бы беседуют между собой. Передние фигуры больше задних, их лица объемны благодаря использованию тонких бликов. В XV в. в иконописи усиливается графическое начало, иконы исполняются со штриховкой тонкими параллельными линиями. Ярким примером подобного стиля является икона «Сошествие Христа в ад» (XV в.).

Подобно архитектуре и мозаике, иконопись нашла широкое распространение за пределами Византии. Многие византийские мастера успешно трудились в славянских странах — Сербии, Болгарии, Руси. Один из них — великий Феофан Грек — создавал свои произведения в XIV в. на Руси. От него дошли до нас росписи в Церкви Спаса Преображения в Новгороде, а также иконы в Благовещенском соборе Московского Кремля.

В 1453 г. под натиском турок Византия пала, однако ее культура продолжает существовать и в наши дни. Она занимает достойное место в мировой культуре. Свой главный вклад в мировую духовную культуру Византия внесла прежде всего через утверждение и развитие православного христианства. Не менее значительным был также ее вклад в художественную культуру, в развитие архитектуры, мозаики, иконописи, литературы.  

Византийская империя

 Итак, изучая историю Древнего мира мы с вами выяснили, что огромная Римская империя в 395 году была разделена на два государства- Восточную империю и Западную. Под ударами варваров в 476 году Западная империя пала. Восточную же империю, по названию ее главного города, стали называть Византией. Судьба этого государства оказалась более счастливой. Оно смогло просуществовать еще почти тысячу лет. Сами же византийцы назвали свое государство Ромейской ( Римской)  империей, а себя ромеями.

·  Давайте вспомним, когда и кто перенес столицу римской империи в Константинополь? (330 г. Константин)

·  Определите по карте страны и области, вошедшие в Восточную Римскую империю? (Балканский п-в, М. Азия. Египет, Сирия, Палестина, часть Закавказья)

Подводя итог беседы, отметим. Что Византийская империя была единым государством Европы и Бл. Востока, уцелевшим во время переселения народов в V-VI в.в

Работа с картой средневековой Византии

· Какие крупные города сохранились на территории Византийской империи (Иерусалим, Александрия, Константинополь)

· Какой город был столицей Византии (Константинополь)

· Где находился Константинополь (на берегу пролива Босфор)

Посмотрев карту, можно сделать вывод о том, что Восточная Римская империя находилась в выгодном географическом положении, она находилась на пересечении морских и сухопутных торговых путей, связывающих Европу и страны Востока.

Почему же Византия не была завоевана варварами? Почему она оказалась более прочной, чем Западная римская империя?

1. на востоке Римской империи было слабее развито рабство, чем на западе. (здесь больше свободных крестьян)

2. сохранился обмен между городом и деревней

3. в городах сохранились ремесла и торговля.

4. в Византии к XV  в. сохранились оживленные города (карта)

5. император мог содержать сильную армию и флот

6. Византия отбивала нападения внешних врагов.

Констанинополь, Александрия, Антиохия – с богатым природными ископаемыми, с развитыми ремеслами и торговлей, таких ремесел не знали на западе: производство стеклянной посуды, шерстяных и шелковых тканей, ювелирных изделий, папируса. Эти города торговали с Араном, Индией, Китаем. Все ранее средневековье Византия оставалась Великой морской державой ( обилие морских гаваней, господство над проливами)

527-565 г.г – императором Византии был Юстиниан.

 Юстиниан был одним из выдающихся правителей Византии. Он получил хорошее образование. Был умным, хитрым и жестким человеком. Для укрепления своей императорской власти он поддерживал христианскую церковь, а церковь его. Служители церкви утверждали, что власть дана ему от Бога. Кроме того. Для выполнения всех его распоряжений и охраны границ государства существовала сильная наемная армия и флот. Сам император лично назначал всех военачальников и чиновников. Для установления порядка на территории своей империи Юстиниан ввел единые законы. Любое неповиновение со стороны подчиненных жестоко каралось.

Самостоятельная работа

Выяснить, какие территории завоевал Юстиниан в период своего правления ( территорию северной Африки, юг Италии, юго- западную часть Испании)

Какие народы нападали на территорию Византии в VI-VII в.в ( славяне и персы)

Составление таблицы « Направления внешней политики Юстиниана».

направление

средство

итог

1. Борьба с набегами славян

Стравливание племен м/у собой, подкуп, жалованье земель

Набеги отражены, но угроза полностью не отражена

2.борьба с вестготами

война

Отвоевание южной Испании

3. Борьба с вандалами

война

Отвоевание северной Африки

4. борьба с остготами

Война

Возвращение Италии

5. Северное Причерноморье

 

Возвращение южного берега Крыма

6. борьба с персами на Востоке

Война, подкуп

Персы отброшены, заключен мирный договор

Однако после смерти Юстиниана Византия в течение нескольких столетий уступает своим многочисленным врагам все новые земли, теряет и могущество и блеск Юстиниановской эпохи.

В середине VI в. на Византию начали нападать славянские племена. Империя с трудом отбивала их нападки, а ослабление Византии открыло путь для поселения славян. Одновременно с юга на Византию нападали арабы. Территория империи сократилась втрое.

Поселение славян на территории Византии ускорило переход от пришедшего в упадок рабовладельческого строя к феодальному.

В VIII –X вв. свободные крестьяне разоряются, их стали называть убогими. В то же время в общинах – богатые люди «сильные» расширяли свои владения за счет обедневших соседей, из них-то м слагался новый класс – феодалов.

Вывод: Так, в IX-XI вв.  в Византии возникли феодальные поместья и феодальная эксплуатация крестьян.

Спи­сок ли­те­ра­ту­ры

1. Аги­ба­ло­ва Е. В., Дон­ской Г. М. Ис­то­рия Сред­них веков. — М., 2012.

2. Атлас Сред­не­ве­ко­вья: Ис­то­рия. Тра­ди­ции. — М., 2000.

3. Ил­лю­стри­ро­ван­ная все­мир­ная ис­то­рия: с древ­ней­ших вре­мен до XVII в. — М., 1999.

4. Ис­то­рия Сред­них веков: Кн. для чте­ния / Под ред. В. П. Бу­да­но­вой. — М., 1999.

5. Ка­лаш­ни­ков В. За­гад­ки ис­то­рии: Сред­ние века / В. Ка­лаш­ни­ков. — М., 2002.

6. Рас­ска­зы по ис­то­рии Сред­них веков / Под ред. А. А. Сва­нид­зе. — М., 1996.

До­пол­ни­тель­ные ре­ко­мен­до­ван­ные ссыл­ки на ре­сур­сы сети Ин­тер­нет

1. 100v.​com.​ua (Ис­точ­ник).

2. Mirasky.​h1.​ru (Ис­точ­ник).

3. Либ­ру­сек (Ис­точ­ник).

4. Ан­то­ло­гия древ­не­рус­ской ли­те­ра­ту­ры (Ис­точ­ник).

5. Slawianie.​narod.​ru (Ис­точ­ник).

6. Calvaryguard.​com (Ис­точ­ник).

7. Ис­то­рия Сред­них Веков (Ис­точ­ник).

8. Пра­во­сла­вие (Ис­точ­ник).

Дополнительные вопросы и задания

1. Какие из­вест­ные вам го­су­дар­ства древ­но­сти вхо­ди­ли в со­став Ви­зан­тий­ской им­пе­рии?

2. Чем власть ви­зан­тий­ских им­пе­ра­то­ров от­ли­ча­лась от вла­сти за­пад­но­ев­ро­пей­ских мо­нар­хов?

3. Ка­ки­ми тремя ос­нов­ны­ми прин­ци­па­ми ру­ко­вод­ство­вал­ся Юс­ти­ни­ан в своей по­ли­ти­ке?

4. Уда­лось ли Юс­ти­ни­а­ну вос­ста­но­вить Рим­скую им­пе­рию в ее преж­них гра­ни­цах?

5. Какие на­ро­ды вторг­лись на тер­ри­то­рию Ви­зан­тии после смер­ти Юс­ти­ни­а­на?

6. Какой пе­ри­од в ис­то­рии Ви­зан­тии на­зы­ва­ют «Ма­ке­дон­ским ре­нес­сан­сом»? По­че­му?

7. Какие со­сед­ние го­су­дар­ства пред­став­ля­ли наи­боль­шую угро­зу для Ви­зан­тии?

8. Как по­вли­я­ло на ис­то­ри­че­скую судь­бу сла­вян при­ня­тие хри­сти­ан­ства?

9. В чем со­сто­ит за­слу­га Ки­рил­ла и Ме­фо­дия в раз­ви­тии сла­вян­ской куль­ту­ры?

10. По­че­му мо­гу­ще­ствен­ная Ви­зан­тий­ская им­пе­рия была за­во­е­ва­на тур­ка­ми-осма­на­ми?