Ход урока

Здравствуйте дорогие ребята!

На прошлом уроке мы познакомились с первыми упоминаниями Руси, а сегодня речь пойдет о становлении древнерусского государства. Но перед этим давайте постараемся дать определение тому, что такое государство.

Государство – это такая организация жизни, при которой существует единая система управления людьми, проживающими на одной территории; взаимоотношения между ними регулируются на основе единых законов (или традиций), осуществляется охрана границ; регулируются тем или иным образом взаимоотношения с другими государствами и народами. В средние века в большинстве стран высшую государственную власть осуществляли правители, передавая эту власть по наследству – от отца к сыну, от старшего брата к младшему. Такое государство называют монархией (в переводе с греческого – единая власть).

У восточных славян такого правителя стали называть князем. Большая часть времени князья проводили в военных походах. Они требовали с подчиненного населения дань – выплату определенной части доходов и продуктов. Но славянские племена соглашались на такие выплаты не только по принуждении. Люди ожидали от князя, что он будет защищать их в случае нападения врагов. Кроме того, князь являлся и высшим судьей – к нему как к высшему авторитету обращались для решения важнейших проблем и споров, которые не могли уладить на уровне общины. Наконец, князь, отвечая за мир с соседями, должен был обеспечить безопасность людей, занимавшихся торговлей, - купцов, или гостей, как их называли на Руси.

Конечно, князь не мог ни воевать, ни управлять в одиночку. Людей, которые ему помогали и служили, называли на Руси дружиной. В древнейшее время это были воины, воевавшие вместе с князем. В мирное время они выполняли княжеские поручения и тем самым осуществляли государственное управление.

В начале 10 века у большинства союзов племен восточных славян были свои князья. Но особо выделялись два политических центра. Так на севере, вокруг озера Ильмень, сложился союз, в который входили славянские племена ильменских (или новгородских) словен, а также чуди, мери и веси, говорившие на угро-финских языках, с центром в городе Новгороде. На юге, в земле полян, первыми из известных нам князей упоминаются также братья Кий, Щек, Хорив и сестра их Лебедь. По преданию, Они основали город Киев на реке Днепр и навали его в честь своего старшего брата Кия. Новгород и Киев являлись важнейшими пунктами торгового пути. Летопись подробно описывает этот путь «из Варяг в Греки», который проходил по рекам от Балтийского до Черного морей. Между реками находились волоки – участки, где ладьи перетаскивали по суше. Конечным пунктом этой дороги была Византия – наиболее развитая и богатая в тем времена страна Европы, лучший рынок для сбыта мехов, рабов и других товаров, которые везли с севера. Контроль над путем давал киевским князьям преимущества в борьбе за подчинение народов Восточной Европы. На прошлом уроке мы говорили с вами, что в 862 г. в Новгороде по приглашению княжил Рюрик.

Согласно Повести временных лет Рюрик умер в 879 г., оставив своего малолетнего сына Игоря на попечение по одним источникам своему родственнику, по другим воеводе Олегу. Олег княжил в период с 879 по 912 г. Сразу в начале своего правления он предпринял ряд военных походов на племена восточных славян, с целью объединения их под своей властью. В 882 г. он предпринял поход на Киев. В городе в это время правили некие князья Аскольд и Дир.

Согласно преданию Олегу пришлось прибегнуть к хитрости. Он выдал себя за купца, направлявшегося в Византию, и выманил Аскольда и Дира из города на берег Днепра. Воины Олега, спрятавшиеся на дне ладей, выскочили и убили обоих правителей. Киевляне признали Олега, который назвал Киев «матерью городов русских». Князь Олег, а вслед за ним Игорь правили в Киеве, но сохранили контроль и над Новгородом. 882 г., когда Олег объединил Новгород и Киев, многие историки называют условной датой образования Древнерусского государства.

В 907 г. князь Олег предпринял поход на Царьград, так на Руси называли столицу Византии – Константинополь. Повесть временных лет подробно рассказывает о походе князя Олега 907 года. На кораблях и по суше объединенное войско всех племен, подвластных русскому князю, подошло к столице Византии. Олег приказал вытащить на сушу корабли и поставить их на колеса. Ветер надул паруса, и суда сами покатились к стенам Константинополя. Испуганные греки запросили мира, согласившись на выплату большой дани. В знак победы Олег прибил к городским воротам свой щит. Греки пытались отправить Олега, но он разгадал их замысел. В преданиях Олег выступает с прозвищем – Вещий. Слово это указывает на его сверхъестественные, по мнению современников, способности. Однако эти способности не смогли уберечь князя от преждевременной смерти. По легенде, Олегу была предсказана смерть от его любимого коня. Когда конь умер, князь, посмеявшись над пророчеством, наступил ногой на конский череп. Из черепа выползла змея, и ее укус стал для князя смертельных.

После смерти Олега на Киевский престол вступил князь Игорь (сын Рюрика). В 941 г. он предпринял поход на Константинополь, как и князь Олег. Но этот поход оказался неудачным. Против кораблей русов греки выставили свой флот, оборудованный специальными механизмами, которые бросали горючую смесь, зажигавшую суда противниа. Русов этот «греческий огонь» совершенно ошеломил, и их флот был разбит. Состав горючей смеси греки держали в строжайшем секрете. Известно только, что в нее входила нефть. Однако постепенно отношения между Византией и Русью становились более мирными и взаимовыглными. Сохранились два договора, которые киевские князья заключили с греками – договор Олега 907 г. и договор Игоря 944 г. В обоих соглашениях регудируются в основном вопросы торговли и определяется порядок прибытия русов в Византию и пребывания их в Царьграде.

Подчинение русскими князьями ряда племен восточных славян легло медленно, часто было связано с кровавой борьбой. Одним из эпизодов этой борьбы стала гибель в 945 г. князя Игоря, который собирал дань у древлян – союза племен, обитавший в лесах к северо-западу от полян. Сбор дани осуществлялся в ходе полюдья – объезд князем с дружиной подвластной территории. Во время этого объезда население не только отдавало саму дань, но также обязано было предоставлять кров, продовольствие и все необходимое князю и его сопровождению. Полюдье растягивалось с поздней осени до весны и часто было для населения весьма тягостным. Древляне признавали власть Игоря, но сохранили внутреннее управление и имели своих князей. Игорь, собрав обычную дань, по наущению своих дружинников потребовал дополнительной дани. Древляне напали на князя, отправившего основную част своей дружины в Киев. Игоря взяли в плен и подвергли позорной казни как разбойника. В Киеве оставлася малолетний сын Игоря Святослав и его мать Ольга.

Княгиня Ольга организовала борьбу с древлянами, польностью подчинила их власти киевског окнязя. Княгиня учла печальный опыт мужа и изменила порядок сбора дани. Теперь были точно определены размеры дани – уроки – и места сбора – погосты, куда ее должны были свозить. Князь стал объезжать население по точно определенному маршруту и в установленный срок, либо посылать за данью людей. Ольга остала в памяти народа мудрой правительницей. Она первой в княжескому роду крестилась. Для этого княгины специально ездила в Византию в 957 г. Крестным отцом ее стал по преданию сам византийский император Константин Багрянародный . В 964 г. новым киевским князем стал Святослав. В историю он вошел как доблестный воин и полководец. Свою жизнь с момента, когда Ольга передала ему бразды управления, и до самой смерти Святослав провел в походах и сражениях.

Вот как автор Повести временных лет описывает Святослава : «Когда Святослав вырос и возмужал, стал он собирать много воинов храбрых, и быстрым был, словно барс и много воевал. В походах же не возил за собою ни возов, ни котлов, неварил мяса, но, тонко нарезав конину, или зверину, или говядину и зажарив на углях, так ел; не имел он шатра, но спал, постилая потник с себлом в головах, - такими же были и все остальные его воины. И посылал в иные земли (посланников) со словами: «Иду на Вы».

В 964 – 969 гг. походы князя были направлены в основном на восток. Побеждены были вятичи – восточнославянское племя, обитавшее на Оке и в верховьях Дона, Волжская Булгария и, наконец Хазария. Некогда могущественный Хазарский каганат уже не смог оправиться от разгрома Святослава его крупнейших городов и всоре перестал существовать. В 968-971 гг. Святослав предпринял несколько походов на юг – в Дунайскую Болгарию. Болгария была покорена, и князю так там понравилось, что он хотел перенести туда, не берега Нижнего Дуная, центр своего государства. Но эти планы не были осуществлены.

С одной стороны, в этом случае осталась бы без защиты Русская земля. В 969 г. на Киев напали печенеги – кочевники, обитавшие в причерноморских степях. Ольга, бывшая в Киеве с детьми Святослава, укоряла князя, что он бросил их. Святослав, вернувшись на Русь и отразив набег печенегов, лишь после смерти матери в конце 969 г. снова ушел на юг. С другой стороны, воинственных русов не собиралась терпеть Византия, рассматривавшая Болгарию как свои владения. В 971 г. поход против Святослава двинулися сам византийский император Иоанн Цимисхий, опытный половодец, происходивший из армянского рода. Русы несколько месяцев держали оборону в крепости Доростол на Дунае. После ожесточенных сражений, потеряв многих своих воинов, Святослав был вынужден заключить мир с греками с обязательством уйти из Болгарии. На обратном пути в Киев на днепровских порогах его убили печенеги. Таким образом, подводя итог, можно сказать, что деятельность первых русских князей была направлена на объединение всех восточнославянских племен под властьб киевского князя. Эта политика начатая князем Олегам, завершится в период правления князя Владимира. Другой важной задачей было укрепление княжеской власти, установление единых законов и укрепление международного положения Руси. Все эти задачи продолжат будущие русские князья Владимир Святой и Ярослав Мудрый.

Дополнительная информация

История государства Российского. 1 серия Рюрик.

Бибигон: лекции по истории. Лекция: «Первые русские князья»