География. 8 класс

Урок 17. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота. Вода и человек

Конспект объясняющего модуля

Ключевые слова: Подземные воды, минеральные воды, гейзеры, ледники, многолетняя мерзлота, водные ресурсы наводнения

Основные понятия

Минеральные воды – разновидность подземных вод. Они содержат в себе растворённые газы и соли в повышенном количестве. Иногда бывают радиоактивными, тёплыми или горячими. Благодаря своим свойствам могут оказывать лечебное действие на организм человека.

Подземные воды – воды, находящиеся в верхней части земной коры в жидком, твёрдом и парообразном состояниях. Подземные воды образуются вследствие просачивания с земной поверхности дождевых, талых, речных вод. Подземные воды подразделяются по условиям залегания на почвенные (удерживающиеся в мельчайших порах почвы), грунтовые (залегающие на первом водоупорном горизонте – слое водонепроницаемых горных пород) и межпластовые (залегающие в слоях, расположенных между двумя водоупорами).

Гейзеры (исл. geysa – «хлынуть») – источники, периодически выбрасывающие горячую воду и пар. Распространены в областях современной или недавно прекратившейся вулканической деятельности.

Ледники – это движущиеся многолетние толщи льда, возникшие на суше в результате накопления и постепенного преобразования твёрдых атмосферных осадков в тех районах, где их накапливается больше, чем тает и испаряется. Различают ледники горные (формирующиеся в горах выше снеговой линии в понижениях рельефа, удобных для накопления снега), покровные (формирующиеся в полярных областях Земли на материках (Антарктида), островах (Гренландия) и на шельфе (шельфовые ледники, расположенные в зоне шельфа и являющиеся продолжением материкового ледника).

Водные ресурсы – это та часть поверхностных и подземных вод, которая может быть использована для снабжения водой населения и для различных видов человеческой деятельности.

Наводнение – временное затопление значительной части суши в результате подъёма уровня воды в водоёмах, разлива рек, озёр, вызванное обильным стоком в период таяния снега, ливней, ветровых нагонов.

Пояснения:
Теоретической частью урока является объясняющий видеоролик и интерактивная карта о подземных водах, их хозяйственном значении, о современном оледенении на территории России, о многолетней мерзлоте, её распространении, воздействии на природу и хозяйственной деятельности, об обеспеченности России и её крупных регионов водными ресурсами, об использование водных ресурсов, об опасных стихийных явлениях и их предупреждение, о ресурсах морей и проблемы их использования.

Литература:

- Дронов В.П., Савельева Л.Е. География. Россия: природа, население, хозяйство. 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций.

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6 angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6