Вид работы: рисование с натуры.

Цель урока: Изучить композиционные принципы рисования натюрморта, используя законы тональных отношений.

Задачи урока:

  1. Образовательные задачи;

  2. Задачи развития;

  3. Задачи воспитания.

Результаты освоения темы урока:

  1. Личностные:

а) сформировать художественно-эстетические потребности;

б) сформировать самостоятельность и личную ответственность в процессе обучения изобразительной деятельности;

в) развить образное мышление, пространственные представления и художественно-изобразительную способность.

  1. Метапредметные:

а) научить самостоятельно определять цели и задачи учебной деятельности;

б) научить видеть и определять художественно-эстетические ценности и понятие, сравнивать и анализировать, обобщать и классифицировать, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, логически рассуждать и делать выводы;

в) сформировать умения использовать основы изобразительной грамоты для решения художественно-творческих задач.

  1. Предметные:

а) ученик должен овладеть практическими умениями и навыками изобразительной деятельности;

б) сформировать навыки работы с различными материалами и в разных художественных техниках;

в) уметь различать и применять на практике разные виды художественной деятельности (живопись, рисунок, скульптура, декоративно-прикладное искусство и др.)

Оборудование:

  1. Тонированная бумага светло-бежевого или светло-голубого оттенка.

  2. Бумага для набросков формат А4.

  3. Сепийные карандаши и грифели темно-коричневого цвета (возможно 2х-3х оттенков).

  4. Белая пастель или мел.

  5. Ластик.

  6. Плоская синтетическая кисть № 15-18, круглая беличья кисть № 8-10, тряпочка, банка.

  7. Лак для закрепления работы.

  1. Для выполнения задач урока нужно поставить натюрморт из бытовых предметов. Светлые и темные предметы должны образовать ясные по силуэту и выразительные по пластике тональные пятна. На первом плане желательно поместить контрастные предметы (фрукты или овощи). Необходима также боковая подсветка.

План урока:

  1. Организационный момент (5-10 мин);

  2. Изложение нового материала (10-15 мин);

  3. Практическая работа (25-30 мин);

  4. Подведение итогов урока (3-5 мин).

Ход урока:

1. Организационный этап.

Учащиеся готовят к уроку учебник 5 класса «Искусство. Изобразительное искусство», 1 часть; рабочую тетрадь «Искусство. Изобразительное искусство» для 5 класса, художественные материалы.

Просмотр домашних работ. Выявление самых хороших работ с точки зрения сходства с натурой и объёмного решения формы кувшина.
2. Изложение нового материала

Сегодня мы с вами начнём рисовать натюрморт. Натюрморт – пожалуй, самый доступный для художника жанр. В переводе с французского словосочетание «Натюрморт» – «мертвая природа». Это значит, что мы выбираем для рисования различные неодушевленные предметы, вещи: драпировки, посуду, книги, ракушки, фрукты и овощи, и так далее. Но, в тоже время, натюрморт называют иначе, более образным термином: «Тихая жизнь». И это название намекает на более глубокое содержание. Начинающие художники чаще всего используют натюрморт для обучения, знакомства с формой, тоном, конструкцией предметов. А профессиональные художники-графики и живописцы создают при помощи натюрмортов не что иное, как образ мира, передают настроение и мысли о нем через пластику и гармонию выразительных предметов, созданных руками человека. Мы наблюдаем движение света и тени, любуемся цветовыми сочетаниями, разнообразием фактур стекла, металла, керамики, дерева, различных тканей и предметов. Созерцая натюрморты, написанные художниками, мы можем узнать, о чем они думали, что их волновало, на что они хотели обратить наше внимание. Натюрморт может быть притчей, загадкой, образом своего времени.

Начнем с композиции. Существуют основные правила размещения предметов в листе (методический показ):

  1. Предметы должны быть расположены соразмерно плоскости листа, они не должны быть очень мелкими или очень крупными

  2. Лист для рисунка может быть горизонтальным или вертикальным в зависимости от композиции постановки. Есть очень простой прием для определения расположения листа: достаточно померить расстояние от крайней верхней точки постановки до нижней, затем от крайней правой до левой, а затем сравнить эти расстояния. Если справа налево расстояние больше, располагаем лист горизонтально. Если сверху вниз – вертикально.

  3. Предметы в листе располагают примерно посередине, они не должны «подпрыгивать» вверх или «сползать» вниз.

Если предметы отбрасывают выразительные тени, можно слегка сместить группу предметов, оставив место для рисунка теней.

Проверяем композиционные эскизы. Уточнение рисунка и выбор удачной композиции. Проверка правильности распределения светотени.

  1. Практическая работа.

Выполнение учебно-творческого задания «Рисунок натюрморта».

Для того чтобы подчеркнуть выразительность освещения, передать мягкость теней и своеобразие фактур предметов, художники применяют различные графические материалы. Сегодня мы используем сепию – это мягкие карандаши, похожие на пастель, но ограниченной цветовой гаммы, преимущественно коричневых оттенков, которые можно растушевывать или размывать кистью. Кроме того, мы применим белую пастель, так как работа будет вестись по цветному фону.

1 этап. Композиция. Основные массы теней.

Композиция натюрморта намечается сразу сепийным карандашом, без предварительного рисунка, поскольку у нас уже есть композиционный эскиз. Линии должны быть легкими, без нажима, конструктивно обозначающими основные формы больших предметов и контуры драпировок. В случае ошибки, сепию можно стереть ластиком, но не следует слишком тереть бумагу, иначе линии на этом месте будут более темными. На этом же этапе прокладываются основные массы теней по всем предметам постановки. Для достижения общности теневых областей применяется сепия или сангина-грифель, рисуем его боковой стороной. Уже эта стадия работы должна создавать впечатление уравновешенности и выразительности масс светлых поверхностей и теней.

2 этап. Уточнение теней и формообразование предметов.

На втором этапе при помощи сепийного карандаша уточняем форму предметов, вводим нюансы в тенях. Техника – штриховка под углом 45 градусов. Обязательно прорисовываем конструктивные особенности предметов – ручки, носики, горлышко кувшина и другие детали. Важно не «забивать» поры бумаги, оставляя впечатление шероховатой поверхности, мягкости теней, фактуры тканей. При помощи более темного грифеля усиливаем тени на темных предметах с учетом их формообразования (движения грифеля по форме и направлению складок). Более четко прорабатываем поверхности предметов на переднем плане, добавляя тона в собственных тенях штриховкой по форме. Нюансы и детали дальних предметов уточняем так, чтобы, сохранив их ясность, не дать им «выскочить» на передний план.

3 этап. Освещенные поверхности.

На этом этапе для передачи освещенности используем мел или белую пастель. Большие поверхности прокладываем боковой стороной грифеля, более яркие блики – острием. Оцениваем разницу тона внутри групп темных и светлых предметов.

4 этап. Усиление контраста

На этом этапе используем кисть и воду. Размывая прокрытые сепией области тени, достигаем большего контраста в области складок и падающих теней. Важно следить за степенью размывания сепии, т.к. она дает очень темные тона. Большие пространства размываем плоской кистью, детали предметов – круглой. Движения плоской кистью направлены по форме предметов в местах пересечения поверхностей.

5 этап. Детализация.

Применяя круглую кисть, вводим нюансы: детали предметов на переднем плане, выразительные границы, рисунок на предметах, падающие тени. Можно добавлять мел и сепию, но следить за тем, чтобы работа шла по сухой поверхности бумаги.