Биология. 9 класс

Урок 1. Биология как наука. Методы биологических исследований. Значение биологии


Биология – это наука о жизни.
Термин «биология» был предложен в 1797 году немецким профессор анатомии Т. Руз. В 1802 году французский натуралист Жан-Батист Ламарк предложил использовать этот термин для обозначения науки, изучающей живые организмы.
В переводе с греческого «биос» означает «жизнь», «логос» – «учение». Значит биология – это наука о жизни во всех ее проявлениях и закономерностях, управляющих живой природой.
Общая задача биологии состоит в том, чтобы выяснить и объяснить общие явления и процессы, характерные для всех живых организмов.
Современная биология – это комплексная наука. В органическом мире выделяют отдельные группы живых организмов: лишайники, вирусы, бактерии, растения, грибы, животные. Поэтому биология изучает живую природу, а отдельные ее дисциплины – определенные группы организмов: вирусы изучает вирусология, бактерии – бактериология, грибы – микология, растения рассматривает ботаника, животных – зоология, человека – антропология. Строение организма в целом: строение органов – анатомия, ткани изучает гистология, функции организмов рассматривает физиология, клеточные функции рассматривает молекулярная биология и биохимия.
Современная биология – это комплексная дисциплина, которая может включать в себя ряд других дисциплин, прежде всего, химию, физику и математику, при взаимодействии наук рождаются новые научные дисциплины, такие как молекулярная биология, молекулярная биотехнология, биологическая химия, биологическая физика.
В курсе биологии 9 класса, вы знакомитесь с одной из биологических наук - общая биология, которая изучает общие для всех организмов закономерности. Важнейшими дисциплинами общей биологии являются биохимия, цитология, генетика, биология индивидуального развития, эволюционное учение и экология.
Чтобы решить задачи, поставленные перед биологией, применяются различные методы. Основными методами биологии являются: описательный, сравнительный, исторический и экспериментальный.
Самый простой и самый древний метод – наблюдение. Человек смотрит, слушает, стараясь не вмешиваться. Свои наблюдения записывает в специальный блокнот или тетрадь. То есть, наблюдение – это изучение объектов живой природы в естественных условиях. Дает возможность анализировать и описывать биологические явления.
Описание является одним из наиболее древних, потому что его использовали еще на ранних этапах развития биологии, в основе этого метода лежит наблюдение. Описание – это описание собранного фактического материала в ходе наблюдений и экспериментов.
Сравнение позволяет в процессе сопоставления фактов обнаружить сходство и различие между разными биологическими структурами и явлениями.
Исторический метод выявляет эволюционные преобразования биологических видов и их сообществ, позволяет осмыслить полученные ранее факты и сопоставить их с ранее известными результатами. Этот метод в своих работах использовал Чарльз Дарвин для выявления закономерностей появления и развития организмов, становление их структур и функций во времени и пространстве.
Эксперимент (от лат. experimentuт - испытание) – метод, в ходе которого биологические объекты и процессы изучаются в искусственно созданных, точно контролируемых условиях. Используется для проверки гипотез и теорий.
В биологических исследованиях применяется метод моделирования. Моделирование – построение и изучение моделей (схем, графиков, описаний) процессов и явлений, т.е. изучение какого-либо явления через его модель. На современном этапе развития биологии применяют компьютерное моделирование.
Биологические знания необходимы для дальнейшего существования человечества. Человек использует знание о процессах и явлениях живой природы в практической деятельности:
1. Биология является теоретической основой медицины, психологии, социологии.
2. Успешное развитие сельского хозяйства, которое занимается улучшением существующих и созданием новых сортов растений, пород животных.
3. Создана и успешно развивается микробиологическая промышленность, выпускающая лекарства, витамины, кормовые добавки, средства защиты от вредителей и болезней и др.
4. Основа медицины: знания законов биологии помогает лечить и предупреждать болезни человека.
5. Охрана окружающей среды и приумножение ее богатств.
Список литературы
1. Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Агафонова И.Б., Сонин Н.И. Биология. Общие закономерности. – Дрофа, 2009.
2. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М. Основы общей биологии. 9 класс: Учебник для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений / Под ред. проф. И.Н. Пономаревой. – 2-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2005.
3. Пасечник В.В., Каменский А.А., Криксунов Е.А. Биология. Введение в общую биологию и экологию: Учебник для 9 класса, 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002.
4. Большой справочник по биологии/под ред. Т.В. Ивановой, Г.Л. Свиридовой. – М.: «Издательство Астрель», «Олимп», «Фирма «Издательство АСТ», 2000. – 448 с.: ил.
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
1. Биологический словарь.
2. Проект «Вся биология».
3. Уроки по биологии.
4. https://ege.sdamgia.ru

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6 angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6