Литература. 8 класс

Урок 33. Жан-Батист Мольер. «Мещанин во дворянстве»


Урок 33: «Жан-Батист Мольер. “Мещанин во дворянстве”»
Тема урока обращает нас к истокам художественного метода классицизм. Вы изучали в начале учебного года творчество русского классициста ХVIII века Д.И. Фонвизина и его комедию «Недоросль», теперь мы обратимся к творчеству французского классициста ХVII века, который был образцом для подражания всех комедиографов последующих эпох.
На уроке вы:
1. Узнаете об эпохе расцвета классицизма в искусстве Франции 17 века., о великом комедиографе эпохи классицизма – Мольере.
2. Познакомитесь с его комедией «Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен). «Мещанин во дворянстве» — сатира на дворянство и невежественных буржуа и в то же время актуальная во все времена комедия.
3. Узнаете черты классицизма в комедии Мольера, особенности его комедийного мастерства.
План урока:
1. Постановка целей и задач.
2. Основное содержание:
1. Мольер - биографические сведения.
2. Комедии Мольера
3. Эпоха классицизма и законы классицистической драмы. Мольер - классицист.
4. "Мещанин во дворянстве"
5. Воспитательное значение комедии "Мещанин во дворянстве".
3. Основные выводы.
4. Разбор тренировочного и контрольного задания.
Для успешного обучения и последующей подготовки к итоговой аттестации необходимо освоить все элементы содержания, особое внимание уделить освоению черт классицистической комедии.
На этом уроке вы
- узнаете о жизни и творчестве Жан-Батиста Мольера, познакомитесь с его комедией «Мещанин во дворянстве»;
- научитесь определять черты классицистической драмы и приёмы комического в комедии Мольера;
- сможете самостоятельно провести анализ фрагментов комедии Мольера.
Повторим термины и понятия, необходимые для успешного усвоения темы:
Классицизм (фр. classicisme, от лат. classicus – образцовый) – художественный стиль и эстетическое направление в европейской культуре XVII–XIX вв. как выражение идей абсолютной монархии: приоритет государственного долга перед личной жизнью, строгие правила, регламентирующие художественное творчество. Эталон – культура Античности.
Комедия – основной жанр драматургии, соответствующий трем критериям:
1. персонажи – люди скромного положения;
2. счастливая развязка;
3. конечная цель: смех публики.
Комедия-балет – драматическая форма, созданная Ж.Б. Мольером, включавшая в действие комедии балетные сцены.
Основное содержание урока

Жана-Батист Поклен (будущий великий драматург Мольер) родился в семье придворного обойщика 3 января 1622 года. Он должен был продолжить карьеру своего отца, став королевским обойщиком, но он выбирает профессию актёра.
Сначала открывает в Париже свой «Блистательный театр», а после разорения 13 лет скитается по Франции в составе труппы бродячих актёров. В этот период он делает свои первые литературные пробы – пишет фарсы и комедии для своей труппы (из этого наследия мало что сохранилось).
Мольер вернулся в королевский дворец – дворцовый театр Пале-Рояль – в 1662 году. Ему было уже 40 лет и он был знаменит на всю Францию.
В период 1658-1673 – Мольер пишет самые популярные свои комедии: «Смешные модницы», «Скупой», «Мещанин во дворянстве», «Дон Жуан, или Каменный гость», «Тартюф», «Мизантроп», «Мнимый больной» и др.

Его комедии высмеивают пороки людей: жадность, лицемерие, ханжество, скупость, тщестлавие и др. В каждом произведении – только один порок – таков закон классицизма.
Что это за эпоха – классицизм?

Эталоном для классицистов стала культура Древней Греции и Древнего Рима, т.е. культура Античности. Особенно наглядно это выразилось в архитектуре.
Эпоха господства классицизма в искусстве совпала с исторической эпохой просвещения, для которой государственные интересы стояли превыше всего. Такой приоритет государственного объясняется политическим строем – абсолютистская монархия.
По образцам античной драмы идеологи классицизма разработали законы драматургии, которые были актуальны вплоть до 19 века.
Все эти законы можно обозначить как «единства»:
– единство времени: действие драмы должно укладываться в 1 день;
– единство места: действие должно проходить в одном месте;
– единство действия: разрабатывается 1 конфликт;
– единство стиля (язык, герои): высокий стиль для трагедии, низкий – для комедии; средний, смешанный – для драмы.
Мольер нередко нарушает законы классицистической драмы и даже шутит над ними в своих комедиях. Но всё-таки для нас Мольер остаётся самым ярким, самым гениальным представителем эпохи классицизма.
Мольер создает новые жанры комедии, соединяя драматургию и танец, литературную комедию и народный фарс: комедия-балет, комедия-фарс.

Вам предстоит познакомиться с комедией Мольера «Мещанин во дворянстве». Эта комедия-балет – пример новаторства Мольера: драматическое действие он соединил с танцами и музыкой.
«Мещанин во дворянстве» высмеивает не только тщеславного мещанина, но и дворянство, в среде которого оказываются мошенники, готовые поживиться за счет потакания тщеславным прихотям богатого мещанина Журдена.
Задание: Почитайте фрагмент из действия 1, явления 1 и ответьте на вопрос:
В самом начале комедии мы еще не видим главного героя г-на Журдена, но благодаря разговору учителей узнаем главную черту его натуры. Какую?
УЧИТЕЛЬ ТАНЦЕВ. Теперь у нас с вами дела выше головы.
УЧИТЕЛЬ МУЗЫКИ. Еще бы! Мы нашли именно такого человека, какой нам нужен. Господин Журден с его помешательством на дворянстве и на светском обхождении – это для нас просто клад. Если б все на него сделались похожи, то вашим танцам и моей музыке больше и желать было бы нечего.
УЧИТЕЛЬ ТАНЦЕВ. Ну, не совсем. Мне бы хотелось для его же блага, чтоб он лучше разбирался в тех вещах, о которых мы ему толкуем.
УЧИТЕЛЬ МУЗЫКИ. Разбирается-то он в них плохо, да зато хорошо платит, а наши искусства ни в чем сейчас так не нуждаются, как именно в этом.
УЧИТЕЛЬ ТАНЦЕВ. Признаюсь, я слегка неравнодушен к славе. Аплодисменты доставляют мне удовольствие, расточать же свое искусство глупцам, выносить свои творения на варварский суд болвана – это, на мой взгляд, для всякого артиста несносная пытка. Что ни говорите, приятно трудиться для людей, способных чувствовать тонкости того или иного искусства, умеющих ценить красоты произведений и лестными знаками одобрения вознаграждать вас за труд. Да, самая приятная награда – видеть, что творение ваше признано, что вас чествуют за него рукоплесканиями. По-моему, это наилучшее воздаяние за все наши тяготы, – похвала просвещенного человека доставляет наслаждение неизъяснимое.
УЧИТЕЛЬ МУЗЫКИ. Я с этим согласен, я тоже люблю похвалы. В самом деле, нет ничего более лестного, чем рукоплескания, но ведь на фимиам не проживешь. Одних похвал человеку недостаточно, ему давай чего-нибудь посущественнее; лучший способ поощрения – это вложить вам что-нибудь в руку. Откровенно говоря, познания нашего хозяина невелики, судит он обо всем вкривь и вкось и рукоплещет там, где не следует, однако ж деньги выпрямляют кривизну его суждений, его здравый смысл находится в кошельке, его похвалы отчеканены в виде монет, так что от невежественного этого мещанина нам, как видите, куда больше пользы, чем от того просвещенного вельможи, который нас сюда ввел.
УЧИТЕЛЬ ТАНЦЕВ. В ваших словах есть некоторая доля истины, но только, мне кажется, вы придаете деньгам слишком большое значение; между тем корысть есть нечто до такой степени низменное, что человеку порядочному не должно выказывать к ней особой склонности.
УЧИТЕЛЬ МУЗЫКИ. Однако у нашего чудака вы преспокойно берете деньги.
УЧИТЕЛЬ ТАНЦЕВ. Конечно, беру, но деньги для меня не главное. Если б к его богатству да еще хоть немного хорошего вкуса – вот чего бы я желал.
УЧИТЕЛЬ МУЗЫКИ. Я тоже: ведь мы оба по мере сил этого добиваемся. Но, как бы то ни было, благодаря ему на нас стали обращать внимание в обществе, а что другие будут хвалить, то он оплатит.
Так какой же порок захватил господина Журдена? Какой порок высмеивает Мольер в своей комедии?
Главный герой одержим желанием стать дворянином – так как он себе это представляет и как ему обрисовывают разные мошенники, желающие заработать на человеческой слабости. Г-н Журден смешон в своих потугах быть дворянином: портной шьет ему безвкусные платья, учителя учат ненужным наукам, граф Дорант берет взаймы крупные суммы, льстя своей дружбой наивному мещанину. Попытка занять не свое место делает человека смешным и жалким, отдает его во власть мошенников. Г-н Журден еще более смешон на фоне своих зравомыслящих жены, дочери. В финале даже им приходится разыгрывать комедию, чтобы добиться разумного результата от безумных решений сумасбродного мужа и отца.
Прочитайте финал комедии – Действие 5
Г-н Журден в комедии Мольера не исправляется, а так и остается полусумасшедшим тщеславным мещанином во дворянстве.
Но комедия благодаря очищающему воздействию смеха на зрителя достигала своей цели – зритель и читатель должен задуматься, а не смешон ли я в подобных стремлениях быть не самим собой, а кем-то другим.
И так как эта комедия с 1670 года и до наших дней – почти 350 лет – не сходит со сцен мировых театров, значит порок, высмеянный Мольером, жив по сей день.
Какие черты классицистической поэтики проявились в комедии?
– единство времени: действие укладывается в 1 день;
– единство места: действие проходит в одном месте – в доме Доранта;
– единство действия: разрабатывается 1 основной сюжет и конфликт, который базируется на высмеиваемом пороке – тщеславие.
– единство стиля (язык, герои): смешные герои, ругательства, пародийный язык;
– единство характера: Журден – буржуа, который хочет стать дворянином, он тщеславен, поэтому глуп и доверчив. Значение имени буквально: буржуа-дворянин.
Для классицистической драмы характерна также 3-хчленная композиция: завязка – развитие действия (включая кульминацию) – развязка, уложенная в 5 актов (действий).
Основные выводы
1. Мольер - великий комедиограф 17 века. Самые известные комедии: «Смешные модницы», «Скупой», «Мещанин во дворянстве», «Дон Жуан, или Каменный гость», «Тартюф», «Мизантроп», «Мнимый больной и др.
2. Классицизм вырабатывает строгие законы для искусства. В драме эти законы можно обозначить как «единства»: единства времени, места, действия, стиля.
3. Мольер нередко нарушает законы классицистической драмы, но всё-таки для нас Мольер остаётся самым гениальным представителем эпохи классицизма.
4. «Мещанин во дворянстве» – комедия-балет – высмеивает не только тщеславного мещанина, но и дворянство.
5. Г-н Журден в комедии Мольера не исправляется, но зритель и читатель должен задуматься не о герое, а о себе: не смешон ли я в подобных стремлениях быть не самим собой, а кем-то другим. Комедия почти 350 лет не сходит со сцен мировых театров, значит порок, высмеянный Мольером, жив по сей день.
Литература
1. Литература. 8 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч.2. / В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. – 5 изд. — М.: Просвещение, 2017.
2. Уроки литературы в 8 классе. Поурочные разработки: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Н.В. Беляева. – 2 изд. – М.: Просвещение, 2017.
3. Мокульский С. Мольер // Литературная энциклопедия: В 11 т. — Т. 7. — М., 1934. — Стб. 423–444. Электронный доступ: http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le7/le7-4231.htm
4. Сайт, посвященный Мольеру: www.molier.ru

Разбор типового тренировочного задания
Прочитайте вопрос и выберите правильные ответы:
Текст задания Какой эпизод комедии изображен на иллюстрации?

Варианты ответов 1. Г-н Журден берет уроки фехтования.
2. Г-н Журден демонстрирует служанке искусство фехтования.
3. Г-н Журден грозит убить дочь, если она выйдет замуж не за дворянина.
Стратегия выполнения задания:
• Выполнение подобного рода заданий требует знания содержания произведения.
• Подумайте над всеми вариантами ответа, вспомнив сюжетную канву комедии.
• Выберите, на ваш взгляд, правильный ответ.
• Проконтролируйте себя, сравнив с правильным ответом.
• Если вы допустили ошибку, подумайте над ней, постарайтесь повторить содержание комедии.
Разбор типового контрольного задания
Прочитайте вопрос и выберите правильные ответы:
Текст задания Отметьте основные черты жанра комедия
Варианты ответов
1. Персонажи – люди скромного положения.
2. Не высмеиваются человеческие пороки.
3. Счастливая развязка.
4. Веселые персонажи.
5. Конечная цель: смех публики.
Стратегия выполнения задания:
• Выполнение подобного рода заданий требует понимания термина.
• Подумайте над всеми вариантами ответа. Выберите, на ваш взгляд, подходящие пункты.
• Проконтролируйте себя, сравнив с правильным ответом.
• Если вы допустили ошибку, подумайте над ней, постарайтесь запомнить правильный ответ.

Почитайте фрагмент из действия 1, явления 1 и ответьте на вопрос.

В начале комедии мы еще не видим главного героя г-на Журдена, но благодаря разговору учителей узнаем главную черту его натуры. Какую?

Честность

Тщеславие

Глупость

Красоту

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6 angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6