Литература. 9 класс

Урок 5. Гавриил Романович Державин – поэт-философ. «Властителям и судиям», «Памятник»


Урок 5. Гавриил Романович Державин — поэт-философ. «Властителям и судиям», «Памятник»
Сегодня на уроке Вы изучите тему: «Гавриил Романович Державин — поэт-философ. «Властителям и судиям», «Памятник».
1. Жизнь Гавриила Державина.
2. Анализ стихотворения «Властителям и судиям».
3. Анализ стихотворения «Памятник».
Для успешного обучения и последующей подготовки к итоговой аттестации необходимо освоить все элементы содержания, а также подумать и постараться ответить на вопрос: Для успешного обучения и последующей подготовки к итоговой аттестации необходимо освоить все элементы содержания, а также вспомнить: что такое ода? Какие произведения этого жанра вы помните?
На этом уроке
Вам предстоит узнать о жизни Гавриила Державина и его стихотворениях «Властителям и судиям» и «Памятник».
Вы научитесь определять родо-жанровую специфику художественного произведения, выявлять особенности языка и стиля произведения, проблему.
Вы сможете усовершенствовать навыки смыслового и эстетического анализа текста.
Словарь:
Ода — торжественное стихотворение, прославляющее какое-либо историческое событие или героя.
Сатира — высмеивание общественного явления или лица; способ художественного воспроизведения действительности, показывающий ее как нечто превратное.
Основное содержание урока
Гавриил Романович Державин родился в 1743 году в небогатой дворянской семье. Получив не самое лучшее домашнее образование, обучался в казанской гимназии, но не окончил ее. Служил солдатом в Преображенском полку. Молодой воин ждал повышения целых десять лет, и наконец был произведен в прапорщики. В 1774 году он служил в войсках, действовавших против Емельяна Пугачева, затем был переведен в Петербург на государственную службу.
Первые произведения, которые принесли известность Державину, появились в 1779 году: «На рождение в Севере порфирородного отрока», «На смерть князя Мещерского», «Ключ». Под конец жизни Гавриил Романович полностью посвятил себя литературной деятельности.
«В 1779 году был перестроен Сенат, а особливо зала общего собрания, украшенная... лепными барельефами... между прочими фигурами была изображена скульптором Рашетом Истина нагая, и стоял тот барельеф к лицу сенаторов, присутствующих за столом; когда изготовлена была та зала и генерал-прокурор князь Вяземский осматривал оную, то, увидев обнаженную Истину, сказал экзекутору: „Вели ее, брат, несколько прикрыть“. И подлинно, с тех пор стали отчасу более прикрывать правду в правительстве».
Это воспоминание Державина как нельзя лучше говорит о том, что побуждало его писать стихотворения, подобные оде «Властителям и судиям». В ней царит обличительный пафос, поэт гневно осуждает пороки сильных мира сего, слышит молитвы обездоленных и угнетенных и предвещает Божью кару их обидчикам. Стихотворение Державина является переложением 81 библейского псалма царя Давида.
«Псалом 81» Г. Державин
«Властителям и судиям»
1Бог стал в сонме богов; среди богов произнес суд:
2доколе будете вы судить неправедно и оказывать лицеприятие нечестивым? Восстал всевышний Бог, да судит
Земных богов во сонме их;
Доколе, рек, доколь вам будет
Щадить неправедных и злых?
3Давайте суд бедному и сироте; угнетенному и нищему оказывайте справедливость;
Ваш долг есть: сохранять законы,
На лица сильных не взирать,
Без помощи, без обороны
Сирот и вдов не оставлять.
4избавляйте бедного и нищего; исторгайте его из руки нечестивых.
Ваш долг: спасать от бед невинных,
Несчастливым подать покров;
От сильных защищать бессильных,
Исторгнуть бедных из оков.
5Не знают, не разумеют, во тьме ходят; все основания земли колеблются.
Не внемлют! видят — и не знают!
Покрыты мздою очеса:
Злодействы землю потрясают,
Неправда зыблет небеса.
6Я сказал: вы - боги, и сыны Всевышнего - все вы;
7но вы умрете, как человеки, и падете, как всякий из князей.
Цари! Я мнил, вы боги властны,
Никто над вами не судья,
Но вы, как я подобно, страстны,
И так же смертны, как и я.
И вы подобно так падете,
Как с древ увядший лист падет!
И вы подобно так умрете,
Как ваш последний раб умрет!
8Восстань, Боже, суди землю, ибо Ты наследуешь все народы. Воскресни, Боже! Боже правых!
И их молению внемли:
Приди, суди, карай лукавых
И будь един царем земли!
Мы видим, что в псалме автор обращается к небесным богам. Державин же в своих обращениях под нечестивыми богами подразумевает земных властителей, которых судит «всевышний Бог».
Стихотворению свойственны «высокий» слог и ораторские, декламационные интонации. Обратите внимание на нарастающее к концу стихотворения количество восклицательных знаков. «Гневная ода» — так Державин определил жанр этого стихотворения. Возмущение при виде несправедливости, невозможность примириться с нарушениями законов — основные темы этой оды. В глазах Державина власть земных «властителей» незаконна, ведь все подчинены «Всевышнему Богу» и равны в своей беспомощности перед неминуемой смертью. Державин наставляет правителей — это было свойственно эпохе Просвещения, когда писатели считали главным своим долгом поучать тех, кто стоял у власти.
Поэт почти угрожает властителям: «И вы подобно так умрете, / Как ваш последний раб умрет!» Смерть — один из важнейших философских мотивов в творчестве Державина. Философские мотивы у него не выстроены в конкретную систему, а возникают спонтанно из логики образа. К «философии повседневности» можно отнести мотивы стихотворений, в которых говорится о стремлении к духовному равновесию и добродетели, следовании правилу «золотой середины», сочетании поэтических и прозаических радостей жизни. Во всем этом Державин видел подлинные жизненные ценности. Также у него много рассуждений о смысле жизни, бессмертии и Боге. Эти вечные темы проникнуты у Гавриила Романовича глубоким личным чувством.
Гордо веря в бессмертие своей поэзии, он писал в одном из стихотворений: «А я Пиит — и не умру». Бессмертие, по мысли Державина, принадлежит не «властителям и судиям», а поэтам, о чем и написана ода «Памятник». Ее первоначальное название — «К Музе. Подражание Горацию». Державин отсылает нас к оде древнеримского поэта Горация «К Мельпомене», в которой тот рассказывает о своих поэтических достижениях, нововведениях, о том, почему его имя должно сохраниться в веках. Об этом же и стихотворение Гавриила Державина. В нем он подводит итоги своего творчества, несмотря на то, что впереди у него еще около двадцати лет литературной деятельности... Как и Гораций, наш поэт создал себе своими произведениями «нерукотворный памятник». Потом на эту же тему напишут стихотворения многие поэты, начиная от Пушкина и заканчивая современными авторами.
Сопоставим стихотворения Горация и Державина.
Гораций
«К Мельпомене»
(Перевод С. Шервинского)

Г. Державин
«Памятник»
Создал памятник я, бронзы литой прочней,
Царственных пирамид выше поднявшийся.
Ни снедающий дождь, ни Аквилон лихой
Не разрушат его, не сокрушит и ряд
Нескончаемых лет — время бегущее. Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,
Металлов тверже он и выше пирамид;
Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный,
И времени полет его не сокрушит.
Нет, не весь я умру, лучшая часть меня
Избежит похорон. Буду я вновь и вновь
Восхваляем, доколь по Капитолию
Жрец верховный ведет деву безмолвную. Так! — весь я не умру, но часть меня большая,
От тлена убежав, по смерти станет жить,
И слава возрастет моя, не увядая,
Доколь славянов род вселенна будет чтить.
Назван буду везде — там, где неистовый
Авфид ропщет, где Давн, скудный водой, царем
Был у грубых селян. Встав из ничтожества,
Слух про?йдет обо мне от Белых вод до Черных,
Где Волга, Дон, Нева, с Рифея льет Урал;
Всяк будет помнить то в народах неисчетных,
Как из безвестности я тем известен стал,
Первым я приобщил песню Эолии
К италийским стихам. Славой заслуженной, Что первый я дерзнул в забавном русском слоге
О добродетелях Фелицы возгласить,
В сердечной простоте беседовать о Боге
И истину царям с улыбкой говорить.
Мельпомена, гордись и, благосклонная,
Ныне лаврами Дельф мне увенчай главу. О муза! возгордись заслугой справедливой,
И презрит кто тебя, сама тех презирай;
Непринужденною рукой неторопливой
Чело твое зарей бессмертия венчай.
Оба автора говорят о чрезвычайной прочности поэтического памятника, поэзия в этих одах возвышается над самой природой, даже времени она неподвластна. Тема бессмертия поэта отражена в следующих словах Горация: «Нет, не весь я умру, лучшая часть меня избежит похорон»; и в словах Державина: «Так! — весь я не умру, но часть меня большая, от тлена убежав, по смерти станет жить...» Аналогичным образом можно сопоставить и остальные строки стихотворений. Вообще, тему поэта и поэзии Державин затрагивал во многих произведениях («Признание», «На птичку», «Река времен в своем стремленьи…» и т. д.).
Обратим внимание на предпоследнюю строфу Державинского текста. Он упоминает здесь одни из главных своих произведений — оду «Бог» и оду-сатиру «Фелица», с которой началась его настоящая слава. «Дерзость» Державина проявлялась в отступлении от норм классицизма. Эти нормы предполагали, что в оде поэт должен в патетическом тоне прославлять государственных деятелей. Державин же писал в «Фелице» о Екатерине II «забавным русским слогом» — весело и непринужденно, говоря не о подвигах и величии монаршей особы, а о ее человеческих достоинствах. Такое смещение акцентов дало возможность Державину раскрыть в тексте и свою личность, рассказать о собственных мыслях и чувствах.
Державин совершил настоящий «бунт» в царстве жанров. В своих стихотворениях он скрещивает просторечие с высокими выражениями, объединяет одический жанр и стиль с сатирическим, высокое — с низким. Это оживляет поэзию, наделяет ее большей выразительностью. Свою поэтическую заслугу Державин видел в том, что «говорил правду и народу и царям». Он — новатор русского стиха, придавший ему естественность и простоту, открывший перед ним новые горизонты и приблизивший содержание поэзии к жизни.
Основные выводы:
• Гавриил Державин совершил настоящий «бунт» в царстве жанров.
• В своих стихотворениях Гавриил Державин скрещивает просторечие с высокими выражениями, объединяет одический жанр и стиль с сатирическим, высокое — с низким.
• Гавриил Державин преобразил русский стих, придал ему естественность, приблизил к жизни содержание поэзии.
Литература:
1. Беляева Н. В. Уроки литературы в 9 классе. Поурочные разработки: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. — М.: Просвещение, 2017.
2. Коровина В. Я. Читаем, думаем, спорим... Дидактические материалы по литературе. 9 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В. Я. Коровина, И. С. Збарский, В. И. Коровин. — М.: Просвещение, 2017.
3. Литература. 9 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 / В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин, И. С. Збарский. — М.: Просвещение, 2017.
Разбор типового тренировочного задания
Множественный выбор
Выберите верные утверждения о стихотворении Г. Державина «Памятник».
1. его первоначальное название — «К Музе. Подражание Горацию»
2. в нем Державин подводит итоги своего творчества
3. «Создал памятник я, бронзы литой прочней…» — его первая строка
4. «А я Пиит — и не умру» — писал Державин в этом стихотворении
Необходимо выбрать несколько верных утверждений
Стратегия выполнения задания:
1. Внимательно прочитаете вопрос, уловите его общее содержание, смысловую нагрузку, логику, последовательность.
2. Вспомните содержание стихотворения Державина «Памятник».
3. Прочитайте все представленные утверждения, прокомментируйте каждое из них.
4. Выберите верные утверждения, проверьте себя.
Разбор типового контрольного задания
Одиночный выбор
Выберите строку, которой нет в стихотворении Г. Державина «Памятник».
1. Где Волга, Дон, Нева, с Рифея льет Урал…
2. В сердечной простоте беседовать о Боге...
3. Мельпомена, гордись и, благосклонная…
4. И презрит кто тебя, сама тех презирай…
Необходимо выбрать верный ответ
Стратегия выполнения задания:
1. Внимательно прочитайте задание, уловите его общее содержание, смысловую нагрузку, логику, последовательность.
2. Вспомните содержание стихотворения Державина «Памятник».
3. Прочитайте все варианты ответов, прокомментируйте каждую позицию.
4. Выберите верный ответ, проверьте себя.

Кто из авторов также написал стихотворение на тему «памятника»?

В. Высоцкий

Все перечисленные авторы

М. Ломоносов

А. Пушкин

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6 angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6