Литература. 9 класс

Урок 13. Александр Сергеевич Грибоедов. Комедия «Горе от ума»


Урок 13. Александр Сергеевич Грибоедов. Комедия «Горе от ума».
1. Биография А.С. Грибоедова. Светская молодость.
2. Замысел комедии «Горе от ума» и работа над ней.
3. Система персонажей комедии.
4. Чацкий как романтический герой.
5. Сатира в комедии.
6. Просветительский Ум. Чацкий как герой-резонёр.
7. Автор и герой. Реализм комедии.
8. Любовная и социальная интриги.
9. Вольный ямб. Интонация, синтаксис, афористичность языка комедии.
10. Историко-литературное положение комедии «Горе от ума».
Основное содержание урока
Биография Александра Сергеевича Грибоедова до сих пор содержит неясные места. Считается, что поэт родился в 1795 году; однако сам он проставил в военных документах 1790-й, таким образом «состарив» себя на несколько лет. Образование он получил в Московском университете. Некоторое время Грибоедов провел на военной службе, однако больших чинов не достиг, хотя и служил в 1812 году в действующей армии.
Театр, опера, музыка в те времена считались достойными занятиями для светского молодого человека. В 1815 году, томясь полковым досугом, он перевел модную французскую комедию «Молодые супруги». Через год она с успехом прошла на сценах Петербурга и Москвы.
В последующие годы (1816-1818) Грибоедов жил в Петербурге, служа в Коллегии иностранных дел. Здесь он познакомился с Александром Пушкиным, Вильгельмом Кюхельбекером, Петром Чаадаевым.
Музыка была истинным увлечением Грибоедова. Его сестра Мария, ученица знаменитого музыканта и педагога Джона Фильда, была концертирующей пианисткой. Сам Грибоедов неизменно собирал своей игрой благодарную публику. Потеряв после дуэли в 1818 году подвижность одного пальца, он выучился играть остальными девятью, но музыку не бросил.
В 1818 году Грибоедов вступил на дипломатическое поприще. С этого времени большую часть жизни он проводит в южных краях: в Грузии и в Персии. Дипломатическая деятельность живо интересовала Грибоедова, он видел в ней своё будущее. В Грузии в 1828 году сложился его короткий брак с Ниной Чавчавадзе. А в Персии Грибоедову суждено было погибнуть в 1829 году.
Замысел комедии «Горе от ума» посещает Грибоедова во время его первой дипломатической миссии в Персии в 1820 г. «Дайте мне обещание, что напишете, – обратилась к писателю во сне его возлюбленная. – Что – сами знаете». С этого времени Грибоедов вынашивает захватившую его идею пьесы.
В 1823 году Грибоедов получает отпуск и приезжает в Россию: как оказалось, на целых два года. Поселившись в имении своего друга Степана Бегичева, он вплотную принимается за работу над комедией, переписывает наброски и доводит сюжет до конца. Некоторое время он живет в Москве и Петербурге, и в 1824 году, полностью переделав развязку, заканчивает комедию.
Герой комедии Александр Андреевич Чацкий возвращается в Москву после долгой отлучки, и в этом нетрудно усмотреть сходство с обстоятельствами самого Грибоедова. Впечатления светской жизни последних месяцев помогли писателю составить галерею образов, типических для современной России. Фамусов, Софья, Молчалин, Скалозуб – не отвлеченные схемы, иллюстрирующие некоторые душевные свойства, а живые носители русского общественного уклада, свойственного более всего именно старинной столице Москве.
В системе образов комедии ясно выделяются два полюса. К одному из них, полюсу уклада, больше или меньше стягиваются почти все действующие лица; другой полюс – один Чацкий, который этому укладу противостоит. Его просвещённый ум занят идеей какого-то лучшего устройства жизни. Но идея эта очень неясная, и герой быстро восстанавливает против себя всю рутинно живущую Москву.
Противостояние «героя» и «толпы» довольно обычно для романтического искусства, так что Чацкого, героя-одиночку, легко воспринять в романтическом ключе. Но в комедии есть ещё внесценические персонажи, о которых упоминается в разговорах. Это, во-первых, брат полковника Скалозуба, который
«Крепко набрался каких-то новых правил.
Чин следовал ему: он службу вдруг оставил,
В деревне книги стал читать».
Или, во-вторых, учёный племянник, о котором говорит Тугоуховская:
«От женщин бегает, и даже от меня!
Чинов не хочет знать! Он химик, он ботаник,
Князь Фёдор, мой племянник».
Тот и другой – люди книжные, учёные. И Чацкий рядом с ними уже предстаёт как типический, то есть реалистический герой. Но не зря они вынесены за пределы действия. Их мало, и они возбуждают опасливое отторжение в фамусовском обществе. Чтобы резче обозначить необычность подобных Чацкому, автор оставляет его в сюжете одного.
Конечно, способ создания большинства героев «Горя от ума» сатирический. Однако острота сатиры относительно конкретных персонажей в комедии неодинакова. С откровенной насмешкой изображаются князь Тугоуховский с семейством, графини Хрюмины, Молчалин, Репетилов. Их говорящие фамилии заставляют вспомнить о комедии классицизма.
Гораздо более самостоятельные фигуры – Софья или Скалозуб. Софья, конечно, ошиблась, склонив свою симпатию к Молчалину. Но её воспитание шло в духе сентиментальной и романтической литературы, чем Молчалин и сумел воспользоваться. Скалозуб тоже не прост. Это бывалый воин, имеющий боевые награды, прошедший с армией всю Европу и судящий о ней не понаслышке. Его слова о Москве: «По моему сужденью, // Пожар способствовал ей много к украшенью», – слова человека, которому есть с чем сравнивать. И его поведение относительно Софьи вовсе нельзя назвать прямо жениховским.
Однако как Софья, так и Скалозуб всё же принадлежат московскому укладу: фамусовской Москве.
В отличие от носителей уклада, Чацкий – носитель ума. О каком уме идёт речь, и почему пьеса первоначально задумывалась под названием «Горе уму», лишь в последний момент получив окончательное название?
Грибоедов-драматург испытывал сильное влияние классицизма, заимствованного в России очень поздно и продолжавшего вдохновлять писателей уже XIX века.
В классицизме и Просвещении Ум – высшее начало мироздания. Герой Грибоедова первоначально задумывался как сценическое воплощение этого Ума. Его социальное поражение должно было свидетельствовать о разладе идеала Ума с русской действительностью. Жанр «высокой комедии», разработанный во Франции Мольером, соответствовал такой задаче.
Но затем поэт, стремясь к жизненной правде, перенёс внимание на личность Чацкого. Поражение Ума при этом сохранилось, однако «горе» теперь стало личным горем героя.
Тогда становится более понятным, почему «умник» Чацкий то и дело так странно себя ведёт.
При завязке отцу предполагаемой невесты на вопрос о планах жениховства он дерзко отвечает: «А вам на что?»
А при развязке он поступает вовсе не по-светски, подслушав объяснение Софьи с Молчалиным и вдобавок появившись перед ними. Да и Софью он в этой сцене вовсе несправедливо называет «притворщицей».
Дело в том, что Грибоедов находит новый, реалистический способ обращения с персонажем. Изначально задуманный как классицистский «резонёр», он как бы отпущен драматургом на собственную волю. А значит, он сталкивается с живой действительностью. И его напрасное чувство к Софье толкает его на поступки, которые вовсе нельзя назвать разумными.
Отношения автора и героя в реализме отличаются от классицистских. В классицизме автор находится над героем, знает всё о нём и руководит его поступками.
В реализме автор находится на одной линии с героем, наблюдает за ним и уважает его самостоятельность.
Сделав Чацкого живым человеком, драматург с необходимостью привёл его к испытанию любовью. Грибоедов отказался от схематического классицистского изображения любви и позволил своему герою совершить те безрассудства, которые увлечённый чувством человек способен совершить. У Чацкого, по его собственным словам, «ум с сердцем не в ладу».
Оттого он испытывает явно безразличную к нему Софью: «Дождусь её и вынужу признанье: Кто, наконец, ей мил?» И не хочет замечать её демонстративного безразличия. Вот диалог:
- Кто более вам мил?
- Есть многие, родные.
- Все более меня?
- Иные.
- И я чего хочу, когда всё решено?
Мне в петлю лезть, а ей смешно.
Так складывается любовная интрига комедии, на которой обыкновенно держится драматургический сюжет.
Но на фоне этой интриги и параллельно с ней складывается другая, социальная интрига. Она завязывается в разговоре Чацкого с Фамусовым и первоначально связана со стремлением отца оградить свою дочь от сомнительного жениха. Вот диалог Чацкого и Фамусова:
- Пусть я посватаюсь, вы что бы мне сказали?
- Сказал бы я, во-первых: не блажи,
Именьем, брат, не управляй оплошно,
А главное, поди-тка послужи.
- Служить бы рад, прислуживаться тошно.
Непредвзятое, натуральное поведение и взгляды Чацкого вызывают отталкивание в обществе, живущем в соответствии с готовым старинным укладом.
Люди до конца не могут понять, чем Чацкий им противен, но ощущают, что он для них чужой. Вот их реплики:
- В горах изранен в лоб, сошёл с ума от раны.
- Что? К фармазонам в клоб? Пошёл он в пусурманы?
- Мне отсоветовал в Москве служить в Архивах.
- Меня модисткою изволил величать!
- А мужу моему совет дал жить в деревне.
- По матери пошёл, по Анне Алексевне;
Покойница с ума сходила восемь раз.
- Чай, пил не по летам.
Люди чувствуют в Чацком непонятное. Он человек новой, необычной породы; и это всех страшит.
Но и драматург не очень понимает, что делать ему с героем, открывшаяся свобода которого предоставляет обоим, герою и автору, неожиданные возможности. Сохраняющееся жанровое мышление автора вступает в противоречие с открытым отношением к герою как к другой личности.

Выстраивая внешнее действие комедии, Грибоедов опирался на правило трёх единств, служившее основой классической драматургии. Единства места и времени соблюдаются неукоснительно: действие разворачивается в доме Фамусова в продолжение одних суток. Но само действие, как видно, раздваивается в связи с появлением двух интриг.
Эксперимент с сюжетом – не единственная особенность комедии Грибоедова. Поэт новаторски подошёл к метрике драматургического стиха, написав комедию так называемыми «вольными ямбами», которые прежде употреблялись только в басне.
Обратите внимание, сколько стоп в стихах монолога Чацкого во 2-м действии:
Всегда готовые к журьбе,
Поют всё песнь одну и ту же,
Не замечая об себе:
Что старее, то хуже.
Где, укажите нам, отечества отцы,
Которых мы должны принять за образцы?
Разное количество стоп в стихах – признак вольного ямба. Его интонация приближается к естественной речи.
Языковое новаторство Грибоедова проявилось не только в области лексики и морфологии речи персонажей, но, главное, в области их интонации и синтаксиса.
Кроме всего этого, поэт осуществил смелый шаг в области языка, впервые в нашей литературе позволив героям говорить свободно, так, как они в жизни говорят.
Комедия «Горе от ума» стоит особняком в русской литературе.
Подведём итог. «В русской литературе конца XVIII – начала XIX веков движение от классицизма к антинормативности происходило в ускоренных темпах… Комедия А.С. Грибоедова, рождённая на стыке разных стилевых традиций… явилась важной вехой в этом развитии». Комедия оказалась зоной переосмысления приёмов, принадлежащих разным художественным эпохам. По образному выражению учёного, особенности комедии Грибоедова есть «реликты романтического замысла, разъеденного коррозией рационалистической поэтики и осложнённого стремлением (ещё не вполне осознанным) к конкретно-исторической точности» - то есть к реализму.
Ключевые слова:
А.С. Грибоедов, светский человек, просвещённый Ум, московский уклад, двойная интрига, автор и герой, реализм, вольные ямбы, язык комедии
Основные понятия:
Ум
Уклад
Интрига
Автор
Герой
Реализм
Вольные ямбы
Интонация
Синтаксис
Основные имена: Александр Сергеевич Грибоедов
Основные выводы:
• В комедии Грибоедова наряду с обращением к шаблонам классицистской комедии происходит их переосмысление.
• Создаётся двойной сюжет, в котором конструктивно несущей является любовная интрига, а содержательно главной – социальная коллизия.
• Переосмысливается место просветительского Ума в укладе российской действительности.
• Открывается новое отношение автора и героя, их личностная свобода и равенство, свойственное реализму.
• В языке комедии, его интонации, синтаксисе, фразеологии выходит на первый план русская языковая стихия.
• Комедия Грибоедова служит переходным звеном от старой поэтики к литературе реализма.
Литература:
1) Литература. 9 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 / В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. — 4-е изд., перераб. — М. : Просвещение, 2017.
2) Век нынешний и век минувший…»: Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» в русской критике и литературоведении. – СПб.: Азбука-классика, 2002.
3) Проблемы творчества А.С. Грибоедова. – Смоленск, 1994.
Разбор типового тренировочного задания
Автор находится на одной линии с героем, наблюдает за ним и уважает его самостоятельность.
О каком литературном направлении идёт речь?
1) Классицизм
2) Сентиментализм
3) Романтизм
4) Реализм
Стратегия выполнения задания:
1. Внимательно прочитайте задание, уяснив его содержание.
2. Вспомните характерные черты указанных направлений.
3. Просмотрите сначала все варианты ответов, попробуйте объяснить и подтвердить каждую позицию на основе полученных знаний.
4. Затем выберите единственно верный ответ и проверьте себя.
Разбор типового контрольного задания
В комедии «Горе от ума» герой ведёт себя…
1. 1) по правилам приличия
2. 2) свободно
3. 3) неуверенно
4. 4) в комедии нет героя
5. 5) нет верного варианта
Стратегия выполнения задания:
1. Внимательно прочитайте задание, уяснив его содержание.
2. Вспомните содержание пьесы, образ главного героя.
3. Просмотрите сначала все варианты ответов, попробуйте объяснить и подтвердить каждую позицию на основе полученных знаний.
4. Затем выберите единственно верный ответ и проверьте себя.

Определите, какие фрагменты текста комедии принадлежат:
Чацкому, и какие Фамусову.

Дома новы, но предрассудки стары
Порадуйтесь, не истребят
Ни годы их, ни моды, ни пожары.

Что за комиссия, Создатель,
Быть взрослой дочери отцом!

Ах! Тот скажи любви конец,
Кто на три года вдаль уедет.

Ослы! сто раз вам повторять?
Принять его, позвать, просить,
сказать, что дома.

Любезнейший! ты не в своей тарелке!
С дороги нужен сон. Дай пульс. Ты нездоров.

Что нового покажет мне Москва?
Вчера был бал, а завтра будет два.

Ну что ваш батюшка? всё Английского клоба
Старинный, верный член до гроба?

Ну выкинул ты штуку!
Три года не писал двух слов!
И грянул вдруг как с облаков.

Фамусову

Чацкому

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6 angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6