Литература. 9 класс

Урок 25. Николай Васильевич Гоголь. Поэма «Мертвые души» (первый том)


Урок 25: Н.В. Гоголь. Поэма «Мертвые души» (первый том).
Сегодня на уроке вы изучите тему: Н.В. Гоголь. Поэма «Мертвые души» (первый том).
План урока:
1. Страницы жизни и творчества Н.В.Гоголя. Первые творческие поражения и успехи,
2. История создания «Мертвых душ»
3. Обзор содержания, замысел
4. Особенности жанра и композиции.
5. Смысл названия.
6. Система образов.
7. Смысл финала поэмы.
Для успешного обучения и последующей подготовки к итоговой аттестации необходимо освоить все элементы содержания, а также подумать и постараться ответить на вопрос: есть ли в поэме живые души?
На этом уроке вы
узнаете о замысле, истории создания произведения;
сможете понять смысл названия;
получите представление о герое и антигерое в художественном произведении;
углубите представление о комическом и о его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме.
Словарь:
Антигерой — условный тип литературного героя, лишённый героических черт, но несмотря на это занимающий центральное место в литературном произведении
Ирония – это вид комического, осмеяние, насмешка. При иронии отрицательный смысл скрыт за положительной формой высказывания.
Сарказм – это язвительная насмешка, высшая степень иронии. Сарказм обнаруживает неблаговидную сущность человека, его поведения, проявляется контраст между подтекстом и внешним смыслом.
Трилогия – это литературное произведение одного автора, состоящее из трех самостоятельных частей, объединенных замыслом автора в единое целое.
o
Основное содержание урока
Николай Васильевич Гоголь родом из помещичьей семьи. Родился в 1809 году в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии. Получил образование в Нежинской гимназии высших наук, в которой проучился 6 лет. Именно в гимназии была написано первое литературное произведение Гоголя - поэма «Ганс Кюхельгартен».
По окончании гимназии в 1827 г. Гоголь приехал в Петербург: мечтал о карьере юриста. Там юношеская поэма была напечатана, но не встретила одобрение критики. Молодой автор (Гоголь использовал псевдоним В.Алов.) сжег весь тираж и уехал в Германию.
Через некоторое время он возвращается в Россию. Становится государственным чиновником. Гоголь знакомится с литераторами. Был представлен А.С.Пушкину. Служил адъюнкт-профессором всеобщей истории Санкт-Петербургского университета.
А в 1831-1832 гг. выходят в свет обе части сборника повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки», которые получили восторженные отклики читателей.
Через несколько лет Гоголь уходит в отставку и полностью посвящает себя литературе. Тогда же вышли его прозаические сборники «Арабески» и «Миргород», начата работа над поэмой «Мертвые души».
В целом работа над этим произведением длилась около 7 лет. Первый том, о котором пойдет речь на уроке, был завершен в 1842 г. В «Авторской исповеди» Гоголь говорит, как Пушкин передал ему свой собственный сюжет. В тогдашней России случаи скупки мертвых душ крестьян с целью собственного обогащения были распространены и вполне могли быть известны самому Гоголю, но он принялся за большое, масштабное сочинение по совету Пушкина.
Первоначально «Мертвые души» были задуманы как эпическая трилогия. Образцом для написания была «Божественная комедия» Данте. Первый том изображает «ад» современной Гоголю действительности, а второй и третий соответственно – чистилище и рай. Завершив второй том, Гоголь был не удовлетворен результатом и сжег рукопись в ночь с 11 на 12 февраля 1852 г. за несколько дней до своей смерти.
В 1836 г. Гоголь пишет: «… Вещь, над которой я сижу и тружусь теперь, и которую я долго обдумывал, и которую долго еще буду обдумывать, не похожа ни на повесть, ни на роман, длинная, длинная…»
Начав с традиционного авантюрного романа, он выходит за его рамки и создает масштабное лиро-эпическое произведение. Эпическое начало в нем представлено похождениями Чичикова и напрямую связано с сюжетом. Лирическое начало выражено в авторских отступлениях, когда мысли и раздумья автора уходят далеко от событий главного героя и охватывают «всю Русь», выходят на общечеловеческий уровень. Следовательно, «Мертвые души» соединяют элементы нескольких жанров: плутовского романа, лирической поэмы, социально-психологического романа, сатирического романа.
Композиционно первый том представляет собой последовательное изложение основных событий: похождения Чичикова, жизнеописания помещиков, деятельность городских чиновников. Сюжетные линии связываются воедино символическим образом дороги.
Являясь то в путешествиях главного героя, то в авторских отступлениях, этот образ противостоит мертвому застою русской действительности, (отсюда и название произведения) указывая на движение, на живые силы Руси, и композиционно подготавливает один из ключевых образов поэмы- образ скачущей тройки.
Изображая помещиков, Гоголь создает универсальные человеческие типы. Автор использует метод типизации, который заключается в выделении наиболее ярких типических черт того или иного характера. Кроме того, прозаик, изображая своих героев использует метод микроскопического анализа. Он подробно описывает внешность, походку, жесты, всегда указывает на какую-то характерную для помещика черту. Совмещение методов типизации и микроскопического анализа помогает автору создать ярких героев, поэтому такие характеры стали нарицательными.
Манилов – это тип праздного мечтателя. Гоголь нагнетает положительные качества до того момента, когда они переходят в отрицательные. Посмотрите, как он характеризует своего героя.
«черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару»
«В первую минуту разговора с ним не можешь не сказать: какой приятный и добрый человек! В следующую за тем минуту ничего не скажешь, а в третью скажешь: чорт знает, что такое! и отойдешь подальше; если ж не отойдешь, почувствуешь скуку смертельную».
Вещи, окружающие Манилова, свидетельствуют о его непрактичности, неприспособленности. Беседка «Храм уединенного размышления»,
«книжка, заложенная закладкою на 14 странице, которую он постоянно читал уже два года.», кучки табака, которые он вытряхивает из трубки на подоконник своего кабинета. Маниловщина – это склонность к бесплодной мечтательности, лень, духовная пустота.
Помещица Коробочка - «одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки, размещенные по ящикам комодов».
Интересы Настасьи Петровны сосредоточены на хозяйстве. Гоголь подчеркивает в ней «дубинноголовость» и «крепколобость», упрямство, закостенелость. В финале третьей главы, посвященной пребыванию Чичикова у Коробочки, Гоголь говорит о типичности образа,
«..иной и почтенный, и государственный даже человек, а на деле выходит совершенная Коробочка. Как зарубил что себе в голову, то уж ничем его не пересилишь; сколько ни представляй ему доводов, ясных как день, все отскакивает от него, как резинный мяч отскакивает от стены».
Ноздрев – это портрет лихого бесшабашного кутилы, вечно попадающего в неприятные истории. Поэтому Гоголь называет его человеком «историческим». Как и других помещиков, автор иронически изображает Ноздрева, говоря о таких людях следующее:
«Они называются разбитными малыми, слывут еще в детстве и в школе за хороших товарищей и при всем том бывают весьма больно поколачиваемы» Ирония в характеристике Ноздрева заключается в противоречии между первой ее частью и последующими словами.
Ирония – это вид комического, осмеяние, насмешка. При иронии отрицательный смысл скрыт за положительной формой высказывания. Портрет выдержан в саркастических красках.
Сарказм – это язвительная насмешка, высшая степень иронии.
«Это был среднего роста, очень недурно сложенный молодец с полными румяными щеками, с белыми, как снег, зубами и черными, как смоль, бакенбардами. Свеж он был, как кровь с молоком; здоровье, казалось, так и прыскало с лица его.»
«…возвращался домой он иногда с одной только бакенбардой, и то довольно жидкой. Но здоровые и полные щеки его так хорошо были сотворены и вмещали в себе столько растительной силы, что бакенбарды скоро вырастали вновь, еще даже лучше прежних.»
Попытка купить мертвые души у Ноздрева– роковая ошибка. Именно Ноздрев разбалтывает на балу у губернатора тайну Чичикова, подтверждает, что Чичиков шпион. Подчеркивая его широкую типичность, Гоголь с грустью заключает, что «Ноздрев долго еще не выведется из мира», что он «везде между нами и, может быть, только ходит в другом кафтане».
Описывая Собакевича, Гоголь сравнивает его с медведем. Это помещик-кулак, он груб, прямолинеен, за глаза отзывается обо всех плохо. Но он неплохой хозяин. Не разоряет собственных крепостных, осведомлен о человеческих и деловых качествах своих крестьян. Однако автор опять доходит до типизации, отмечая: «Нет, кто уж кулак, тому не разогнуться в ладонь! А разогни кулаку один или два пальца, выдет еще хуже. Попробуй он слегка верхушек какой-нибудь науки, даст он знать потом, занявши место повиднее, всем тем, которые в самом деле узнали какую-нибудь науку. Да еще, пожалуй, скажет потом: «Дай-ка себя покажу!» Да такое выдумает мудрое постановление, что многим придется солоно.» .
Единственного помещика Гоголь показывает в развитии. Жизнь Плюшкина - это путь от бережливого хозяина к полусумасшедшему скряге. Умирает жена, распадается семья, и в Плюшкине развиваются невиданные мелочность и подозрительность: «..сам он обратился наконец в какую-то прореху на человечестве» .
Предметы, окружающие его, носят печать упадка, разложения: «..два пера, запачканные чернилами, высохшие как в чахотке, зубочиства, совершенно пожелтевшая, которой хозяин, может быть, ковырял в зубах своих еще до нашествия на Москву французов», куча хлама на полу. Плюшкин – это предел падения человека Завершая главу о Плюшкине. Гоголь предупреждает молодежь: «Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге: не подымите потом!»
Главный герой поэмы – Чичиков. Это тип авантюриста. На нем завязано действие произведения. Образ показан в развитии: от ребенка, хорошо усвоившего наставление отца «пуще всего береги копейку» до чиновника, настойчиво преодолевающего служебные барьеры. Автор подробно рассказывает, как Чичиков то разоблачается в своих аферах, то вновь придумывает новые и успешно достигает желаемого.
«Итак, вот весь налицо герой наш, каков он есть! Но потребуют, может быть, заключительного определения одной чертою: кто же он относительно качеств нравственных? Что он не герой, исполненный совершенств и добродетелей, это видно. Кто же он? – вопрошает автор. И продолжает,- стало быть, подлец? Почему ж подлец, зачем же быть так строгу к другим? Теперь у нас подлецов не бывает, есть люди благонамеренные, приятные, а таких, которые бы на всеобщий позор выставили свою физиогномию под публичную оплеуху, отыщется разве каких-нибудь два-три человека, да и те уже говорят теперь о добродетели. Справедливее всего назвать его: хозяин, приобретатель.
В произведении появляется совершенно иной главный герой по сравнению с теми, которых вы уже знаете. В литературоведении есть понятие антигерой — условный тип литературного героя, лишённый героических черт, но несмотря на это занимающий центральное место в литературном произведении. Именно к таким героям можно отнести Чичикова.
Однако, первый том завершается восторженным гимном Руси, надеждами на возрождение, Как говорилось выше, не случайно завершается история похождений Чичикова ярким образом птицы-тройки, «Русь, куда ж несешься ты? дай ответ. Не дает ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земле, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства»
Основные выводы
1. Идея сюжета поэмы принадлежит Пушкину.
2. Сложность и грандиозность замысла не укладывалась в привычные жанровые рамки.
3. Масштабное лиро-эпическое произведение Гоголя не имеет аналогов в русской литературе.
4. Сатирически изображены помещики и городские чиновники.
5. Использование метода типизации позволило Гоголю создать вечные типы.
6. Чичиков – это один из первых антигероев в русской литературе.
7. Авторские лирические отступления – оценка поступков героев, размышления о смысле жизни, о судьбе России.
Литература:
1) Литература. 9 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 / В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. — 4-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 2017.
2) Н. В. Беляева. Уроки литературы в 9 классе: пособие для учителей. — М.: Просвещение, 2017
Разбор типового тренировочного задания
ИТ-1.Задание 1.
Вид тестового задания Установление соответствий
Текст задания Установите соответствие между датами и фактами творческой биографии Н.В.Гоголя
1) 1852
2) 1842
3) 1829
4) 1831-1832
5) 1835
Варианты ответов Варианты ответов А) выход сборников «Арабески» и «Миргород»
Б) Гоголь сжигает первый том «Мертвых душ»
В) опубликована поэма «Ганс Кюхельгартен»
Г) завершение и публикация первого тома «Мертвых душ»
Д) выход сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки»
Стратегия выполнения задания:
1. Внимательно прочитаете задание, оцените его содержательную нагрузку, определите логику и последовательность выполнения задания.
2. Вспомните основные этапы творческой биографии Гоголя.
3. Просмотрите сначала все варианты ответов.
4. Затем выберите из вариантов ответов те события, которые соответствуют определенным датам, проверьте себя.

Разбор типового контрольного задания
ИТ-9.Задание 1.
Вид контрольного задания Одиночный выбор
Текст задания В какой город приезжает Чичиков для покупки мертвых душ?
Варианты ответов 1) Санкт-Петербург
2) Москва
3) Великие Сорочинцы4) NN
Стратегия выполнения задания:
1. Внимательно прочитаете задание, оцените его содержательную нагрузку, определите логику и последовательность выполнения задания.
2. Вспомните, в каком из городов разворачиваются события поэмы.
3. Посмотрите варианты ответов.
4. Затем выберите верный ответ и проверьте себя.

Назовите произведение Н. В. Гоголя, написанное им по сюжету А. С. Пушкина.

«Женитьба»

«Нос»

«Шинель»

«Ревизор»

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6 angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6