Литература. 9 класс

Урок 35. С. А. Есенин «Разбуди меня завтра рано…»


Урок 35. Сергей Александрович Есенин. «Разбуди меня завтра рано…»
Сергей Есенин..! Произнося это имя, каждый человек думает о своем: одни - о есенинской «стране березового ситца», другой - об интересной жизни С.Есенина; третьи - о загадочной смерти поэта.
А какие мысли вызывает это имя у вас? Чем интересны и особенны его стихи?
Выберите произведения, которые принадлежат перу С.А. Есенина
1) «Отговорила роща золотая...»
2) «В этой роще березовой...»
3) «Пугачев»
4) «Осенний вечер»
5) «Первый ландыш»
Основное содержание урока:
1. Слово о поэте
2. Роль песни в жизни С. Есенина
3. Народно-песенная основа лирики Сергея Есенина
4. Стихотворение «Разбуди меня завтра рано…».
5. Анализ стихотворения
На этом уроке мы познакомимся со страницами биографии и творчества Сергея Александровича Есенина, сделаем попытку понять песенную основу лирики С.А. Есенина, познакомимся со стихотворением ««Разбуди меня завтра рано…», будем совершенствовать навыки смыслового и лингвистического анализа лирического текста.
Говоря о С. Есенине, известный общественный деятель, писатель Александр Исаевич
Солженицын восторженно воскликнул: «Какой же слиток таланта метнул Творец
сюда, в эту избу, в это сердце деревенского драчливого парня, чтобы тот,
потрясённый, нашёл столько для красоты - у печи, в хлеву, на гумне, за околицей –
красоты, которую тысячу лет топчут и не замечают».
На высоком берегу Оки, под Рязанью, привольно раскинулось старинное село Константиново – родина Сергея Есенина. Здесь 3 октября 1895 года родился будущий поэт.
«Больше всего он любил русские песни. За ними он проводил целые вечера и дни. Он
заставлял петь всех, приходивших к нему,…знал песню, как теперь редко кто знает, и любил её – грустную, задорную, старинную, современную». Если даже не знать, о ком из русских поэтов это сказано, всё равно подумалось бы: Есенин. Не только факты биографии и свидетельства современников – сами есенинские стихи каждой своей певучей строкой говорят о дивной музыкальности поэта, сроднившегося с русской песней с детских лет.
«В детстве я рос, дыша атмосферой народной поэзии», - писал Есенин. И в его стихах мы находим отзвуки самых популярных фольклорных жанров: песен и частушек, широко бытовавших в рязанской деревне.
С.А.Есенин. Автобиография,1924г.
С ранних лет запали ему в душу
народные сказания, грустные и раздольные песни, поговорки, загадки.
Песня была постоянной спутницей жизни Есенина. В доме Сергея пели все: мать, отец, сестры; духовные песни пели дед, посещавшие его дом странники…
Маленький Сергей воспитывался в семье деда и часто вспоминал не только свои разговоры с ним, но и пение сообща. Позже в автобиографии Есенин напишет: «Никто не имел для меня такого значения, как мой дед. Это был удивительный человек. Яркая личность, широкая натура – «умственный мужик». «…Дед имел прекрасную память и знал наизусть множество народных песен…»
Однако наиболее глубоко раскрыла перед ним неизмеримые богатства народного песенного творчества его мать Татьяна Фёдоровна. «Мне кажется, - вспоминает сестра поэта Александра Александровна, - что нет такой русской народной песни, которую бы не знала наша мать…Топила ли она печку, шила, пряла ли, за любой работой можно было услышать её пение…И каждый из нас, её детей, с пелёнок слушал её напевы, подрастая, невольно запоминал их и подпевал ей.»
В стихах поэта образ матери неотделим от её пения. Такой предстаёт она в стихотворении «Сестре Шуре», созданном в 1925 году:
«Ты запой мне ту песню, что прежде
Напевала нам старая мать.
Не жалея о сгибшей надежде,
Я сумею тебе подпевать.
Я ведь знаю и мне знакомо,
Потому и волнуй и тревожь –
Будто я из родимого дома
Слышу в голосе нежную дрожь.
Ты мне пой, а я с такою
Вот с такою же песней, как ты,
Лишь немного глаза прикрою –
Вижу вновь дорогие черты…»
Она, как и бабушка, много ходила по церквям, и все службы знала наизусть...
В своей автобиографии поэт писал: «Стихи начал слагать рано. Толчки давала бабка. Она рассказывала сказки. Некоторые из них я переделывал на свой лад. Стихи начал писать, подражая частушкам».
Поэтическому дару Есенина дано было слышать музыку природы, а песня благотворно действовала на душу будущего поэта. Народные песни открывали перед ним красоту окружающего мира, пробуждали в слушателях чувство сопричастности. Народное песенное слово, впервые услышанное в Константинове, поэт стало основой, истоком творчества русского поэта.
Напевность, песенность - ещё одна особенность есенинской лирики. Его
стихи написаны как песни и легко могут быть положены на музыку. «Засосал меня песенный плен», - писал поэт. «Степным пеньем» называл он своё творчество, многим своим стихотворениям он дал название «песня». Он многие свои произведения называл «песнями»: «Песнь о хлебе» , «Песнь о собаке», «Далекая веселая песня», «Песня старика -разбойника», «Песнь о великом походе», и другие.
В этих названиях слово «песнь» соотносится с чем-то возвышенным, таинственно торжественным.
«Много дум я в тишине продумал, много песен о себе сложил», - писал Есенин в своих стихах. Поэзия для него и была по преимуществу песенным творчеством. Более 200 музыкальных произведений написано на стихи поэта.
Фольклор научил С. Есенина метафоричности, а мир он видит глазами народа, крестьянина.
Отсюда близость Есенина к поэтическим традициям крестьянского фольклора, который становится для поэта предметом его поэзии, источником тем многих стихотворений. Исаак Станиславович Эвентов - русский советский писатель, критик, литературовед - писал: «Природа в стихах Есенина – звенящая, шумная, поэтому особенно часто обращается поэт к приёмам звукового подражания…». Давайте взглянем, какими выразительными средствами создаются «звоны» и «шумы» в его стихах.
Разбуди, пойду, промчится, взмахнет,
О моя терпеливая мать!. (глаголы, обращение)
Засвети свет (аллитерация)
И на песни мои прольется
Молоко твоих рыжих коров
Воспою я печь, петуха и кров; Треплет ветер.
Можно сделать вывод: природа в стихах Есенина звенящая, шумная, благодаря обилию глаголов, использованию аллитерации. История создания
Стихотворение явилось, по словам самого поэта, первым откликом на Февральскую революцию.
Революция 1917 года вызвала у Есенина недоумение, так как он видел, что слова представителей новой власти расходятся с их делами. Больше всего поэта беспокоило то, какие именно перемены теперь произойдут в селе. Он надеялся, что крестьяне смогут получить землю и станут независимыми. Поэтому поначалу автор с радостью воспринимает обещания о лучшей доле для народа. В 1917 году Есенин публикует стихотворение «Разбуди меня завтра рано…», в котором содержится прозрачный намек на его отношение к советской власти. Поэт воспринимает ее нейтрально, но, тем не менее, отмечает: «Я пойду за дорожным курганом дорогого гостя встречать». Под образом "дорогого гостя" подразумевается образ революции, ведь поэт надеялся, что она принесёт благо простому люду Перемены, которых так ожидает автор, видятся ему в розовом свете. Есенин мечтает о том, чтобы люди, наконец, смогли стать счастливыми, научились получать радость от жизни и восхищаться окружающим миром.
Настроение стихотворения - светлое, радостное; написано с надеждой на лучшее время и на благоприятные перемены. Однако, чаяния автора не оправдались.
Тема стихотворения
Встреча дорогого гостя
Идея самая простая – это любовь к Родине. Есенин очень любил свою родину, но любил её самую простую, деревенскую, застенчивую, скромную. О н любил её такой, какой он увидел её впервые в детстве. Свой дом, сад, коров, лошадей, собак. Всё это ему бесконечно дорого. Как поэт, он романтизирует простые вещи. Он одушевляет их порой, разговаривает с ними. Берёзы, клёны, сад
- это всё его друзья. Он мечтает о славе, но мечты его опять обращены к простому и близкому, невыразимо прекрасному и дорогому - к матери, к дому, к родине.
Первая часть произведения гласит матери героя о визите гостя, которого он пойдет встречать. Во второй части герой рассказывает о предстоящих переменах, которые должны произойти очень скоро. Приметы дорогого гостя связаны с окружающим миром природы: «след широких колес на лугу» , «золотая» дуга, которую «треплет ветер» , и шапка-месяц. Ожидание
рассвета будущего дня, когда кобылица «игриво взмахнет» красным хвостом, передает мечты о будущем: автор надеется стать «знаменитым русским поэтом» , который воспоет высшие ценности жизни: мать, дающую человеку жизнь, светлого гостя и дорогие приметы своего родного дома:
Воспою я тебя и гостя,
Нашу печь, петуха и кров. . .
И на песни мои прольется
Молоко твоих рыжих коров.Образ кобылицы с красным хвостом символизирует эти изменения. Здесь герой возлагает надежды на то, что станет известным, узнаваемым. В финале лирический герой обещает воспеть дорогого гостя, и свою мать, и родные места. Предстоящие события окрыляют героя и придают уверенности, в сердце - радость, которой он спешит поделиться с матерью и читателем.
Размер стихотворения — четырехстопный ямб. Состоит произведение из пяти строф, рифма перекрестная.
В лирическом тексте взаимосвязаны, тесно переплетены образы творчества поэта и родных мест.
Литература:
1. Литература. 9 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. — 4-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 2017.
2. Н. В. Беляева. Уроки литературы в 9 классе: пособие для учителей. — М.: Просвещение, 2017
Разбор задания тренировочного модуля:
Определите идею стихотворения «Разбуди меня завтра рано…»
1. Желание жить в деревне
2. Поиски счастья
3. Мечты поэта о будущем
4. Переезд в город
Алгоритм выполнения задания:
1.Вспомните, что такое идея стихотворения
2. Определите идею стихотворения
3.Выберите правильный ответ
Разбор задания контрольного модуля:
Эпитет – это…
1) ….образное определение предмета, выраженное прилагательным
2) …сопоставление двух предметов посредством сравнительных союзов (изображение одного явления с помощью сопоставления с другим)
3) …переносное значение слова, основанное на сходстве одного предмета (явления) с другим
Алгоритм выполнения задания:
1.Вспомните определение эпитета
2. Найдите эпитеты в тексте стихотворения
3.Выберите правильный вариант ответа

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6 angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6