Литература. 9 класс

Урок 39. Анна Андреевна Ахматова. «Тростник», «Бег времени»

Конспект
Урок 39: Анна Андреевна Ахматова. «Тростник», «Бег времени»
Сегодня на уроке вы изучите тему: Анна Андреевна Ахматова. «Тростник», «Бег времени»
План урока:
1. Анна Андреевна Ахматова - биографические сведения.
2. Произведения А.А. Ахматовой: проблематика творчества.
3. Основные темы поздней лирики А.А. Ахматовой.
4. Стихотворения А.А. Ахматовой о смерти, о месте человека в этом мире.
Тема урока обращает нас к русской поэзии XX века. Вы уже имеете представление о многих замечательных поэтах: вам знакомы имена В.В. Маяковского, А.А. Блока, М.И. Цветаевой. Что А.А. Ахматова считала одной из своих главных заслуг?
1. Умение красиво писать стихи;
2. Что она научила женщин «говорить»;
3. Что она была Музой великих людей.
Сравните с вариантом правильного ответа:
2. Что она научила женщин «говорить»
На этом уроке вы
- узнаете о жизни и творчестве А.А. Ахматовой, познакомитесь с ее стихотворениями о смерти, о месте человека в этом мире;
- научитесь анализировать и интерпретировать стихотворения;
- сможете самостоятельно найти и классифицировать средства художественной выразительности в тексте стихотворений.
Основное содержание урока
Меня, как реку,
Суровая эпоха повернула.
Мне подменили жизнь.
В другое русло
Мимо другого потекла она,
И я своих не знаю берегов.
А.А. Ахматова

Творческий путь Ахматовой был долгим и трудным. Его можно поделить на следующие периоды:
1.Раннее творчество (1912-1922), в котором, в свою очередь, прослеживаются два этапа, ознаменованных книгами:
1) «Вечер» (1912), «Четки» (1914),"Белая стая" (1917)-переходная книга;
2) «Подорожник» (1921), «Anno Domini» (1922).
Внутри раннего периода творчества происходит мировоззренческий рост сознания поэта. Ахматова по-новому воспринимает окружающую ее действительность. От переживаний интимных, чувственных она приходит к решению нравственных глобальных вопросов.
2. 1923-1940 годы. Период «молчания», который сопровождался редкими всплесками вдохновения, вылившегося на бумагу.
3. 1940-1966 годы. Вышли книги «Тростник» (1923-1940) и «Седьмая Книга» (1966).
Последнюю свою книгу Ахматова назвала «Бег времени» (1964). В нее вошли избранные стихи из опубликованных ранее, а также (частично) подготовленные к печати, но не изданные книги «Тростник»; и «Нечет». Позднее творчество Ахматовой представляет собой новую яркую страницу ее пути, оно отражает сложную работу памяти, передает боль и духовные искания XX века. Следует различать опубликованный в 1965 г. одноименный изборник и собственно книгу «Бег времени», стихи из которой были опубликованы в этом сборнике в составе «Седьмой книги». До 1923 г. вышло пять стихотворных книг Ахматовой, после чего вплоть до выхода «Бега времени» поэту не удавалось издать новой книги. Работу над «седьмой книгой», получившей название «Бег времени», Ахматова начала в 1952 г., когда автору была возвращена сданная в издательство в 1946 г. рукопись книги «Нечет» (стихи 1940—1946 гг.).
x x x
Молюсь оконному лучу —
Он бледен, тонок, прям.
Сегодня я с утра молчу,
А сердце — пополам.
На рукомойнике моем
Позеленела медь,
Но так играет луч на нем,
Что весело глядеть.
Такой невинный и простой
В вечерней тишине,
Но в этой храмине пустой
Он словно праздник золотой
И утешенье мне.
1909
Послевоенная лирика Ахматовой отличается особой недосказанностью, загадочностью, отчасти связанной с тем, что параллельно автор работал над «Поэмой без героя». В противовес беспрерывно разрастающейся «Поэме», философская лирика Ахматовой тяготеет к лаконичности («Вереница четверостиший»). В «Бег времени» Ахматова решилась включить ряд не печатавшихся ранее стихов 30-х годов, стихи из «Заветной тетради» и цикл «Венок мертвым», публикация которых ранее была невозможной. Именно эти циклы и решили судьбу предполагаемой книги. В результате название «Бег времени» получила не седьмая книга Ахматовой, а сборник 1965 г., включающий в себя в отцензурированном виде все ее книги, в том числе «Седьмую книгу», в которую вошли далеко не все стихи из «Нечета» и «Бега времени». Авторский замысел был восстановлен по автографам лишь в двухтомнике 1996 г.
1920 – 1940 годы – один из самых трагических периодов в жизни и творчестве поэта. Ахматова в «черном списке» поэтов: ей запретили печататься, публично читать свои стихи. А. Ахматову исключают из ленинградского отделения Союза писателей как «непролетарского поэта». Производятся аресты близких и дорогих ей людей: сына Л. Гумилева, мужа Н. Пунина, друзей – Л. Гинзбург, Б. Эйхенбаума; травля и смерть О. Мандельштама. Книга «Тростник» (стихи 1923— 1940 гг.) под названием «Ива» вышла в 1940 г. только в составе сборника «Из шести книг». Долгие годы в СССР Ахматова жила в состоянии так называемой «внутренней эмиграции», не нужная собственной стране. Тем не менее, она продолжала писать. Лирика ее была обращена в вечность. Поэтесса осознавала свою высокую писательскую миссию, что давало ей силы творить, несмотря ни на что, невзирая на отсутствие широкого признания. Поэтому ее «царственное слово» заслужило место в веках, в мировой культуре.
Ключевые слова:
Анна Андреевна Ахматова, акмеизм, лирическая интонация, образ, ритм, художественно-выразительные средства.
Основные понятия:
Мотив -
1) В произведениях устного народного творчества: мельчайший элемент сюжета, простейший значимый компонент повествования.
2) Второстепенная, дополнительная тема произведения (своеобразная микротема), задача которой дополнить или подчеркнуть основную.
Серебряный век — образное название периода в истории русской поэзии, относящегося к концу XIX — началу XX века, данное по аналогии с золотым веком (первая треть XIX века).
Образ лирического героя - создается на основе жизненного опыта поэта, его чувств, ощущений, ожиданий и т. д., закрепленных в произведении в художественно преображенной форме.
Разбор типового тренировочного задания
Какой мотив становится ведущим в поздней лирике А.А. Ахматовой?
1. мотив классовой ненависти;
2. философские мотивы;
3. мотив отвергнутой любви.
Стратегия выполнения задания:
1. Внимательно прочитаете задание, оцените его содержательную нагрузку, определите логику и последовательность выполнения задания.
2. Вспомните роль мотива в художественном тексте.
3. Попробуйте определить: что есть что, просмотрите сначала все варианты ответов.
4. Затем выберите верные ответы и проверьте себя.
Ответ: 2. философские мотивы.
Разбор типового контрольного задания
Определите, каким размером написано стихотворение А.А. Ахматовой «Мне голос был…»?
1. Ямб;
2. Дактиль;
3. Хорей.
Стратегия выполнения задания:
1. Внимательно прочитаете задание, оцените его содержательную нагрузку, определите логику и последовательность выполнения задания.
2. Вспомните размеры стихотворений, изученные в 5- 9 классах.
3. Расставьте ударение в первой строке и примените алгоритм определения размера стихотворения.
4. Затем выберите верные ответы и проверьте себя.
Ответ: 1 -Ямб.
Литература:
1. Литература. 9 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч.2. / В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. – 5 изд. — М.: Просвещение, 2017.
2. Уроки литературы в 9 классе. Поурочные разработки: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Н.В. Беляева. – 2 изд. – М.: Просвещение, 2017.

Выразительно почитайте стихотворение А. А. Ахматовой «Бег времени» и ответьте
на вопросы.

Что войны, что чума? - конец им виден скорый,
Им приговор почти произнесен.
Но кто нас защитит от ужаса, который
Был бегом времени когда-то наречен?



К какому виду лирики можно отнести это стихотворение?

Философская

Любовная

О природе

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6 angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6