Литература. 9 класс

Урок 44. Михаил Александрович Шолохов: страницы жизни. Рассказ «Судьба человека»

Михаил Александрович Шолохов: страницы жизни. «Судьба человека».
Форма работы: индивидуальная, дистанционное обучение.
Тип урока: Урок изучения и закрепления нового материала.
Цель урока:
1)познакомиться с биографией М. А. Шолохова,
2) проанализировать рассказ «Судьба человека»: определить смысл названия рассказа, особенности авторского повествования в рассказе «Судьба человека» (сказовая манера повествования, широта реалистической типизации, особенности жанра).
3) рассмотреть судьбу человека и судьбу родины ( образ Андрея Соколова, автор и рассказчик в произведении),
4) рассмотреть понятия: реализм в художественной литературе, реалистическая типизация (углубление понятия.

Ход урока
1. Организационный этап.
Мотивационный модуль.
Происходит обсуждение материалов модуля и формируется тема урока. Дети смотрят на портрет М. А. Шолохова, учатся работать с текстом, знакомятся с необычной композицией рассказа «Судьба человека». Далее учитель озвучивает тему урока и ожидаемые результаты.

Ключевые слова: Михаил Александрович Шолохов: страницы жизни. Рассказ «Судьба человека».

Основные понятия:
• Тема (мотив) произведения - это предмет изображения, иначе говоря – материал, взятый для отображения в произведении. По сути, тема является отправной точкой создания любого произведения.
• Идея произведения - это главная мысль произведения, в которой выражается оценочно-эмоциональное отношение писателя к тем явлениям, которые им изображены.
• Сюжет как сложное целое состоит из элементов: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка + эпилог, пролог.
• Композиция – это построение произведения, соотнесенность компонентов художественной формы, соединенных в целое. Важными элементами композиции являются лирические отступления и вставные эпизоды, цель которых – выражение автором своих мыслей, чувств и расширение пространства произведения соответственно.
• Реализм - направление в литературе и искусстве, ставящее целью правдивое воспроизведение действительности в её типичных чертах.
• Рассказ в рассказе: в литературном произведении представлен еще один рассказ, с помощью которого автор пытается донести общую фабулу своего творения.

2. Объяснение нового материала.
Объясняющий модуль

План объясняющего модуля:
1.Михаил Александрович Шолохов: страницы жизни.
2.«Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба человека и судьба родины. Образ Андрея Соколова Композиция рассказа. Автор и рассказчик в произведении. Особенности авторского повествования в рассказе «Судьба человека». 3.Сказовая манера повествования. Роль пейзажа, широта реалистической типизации, особенности жанра. Реализм Шолохова в рассказе-эпопее.
4.Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация. Рассказ в рассказе

Основные имена: Михаил Александрович Шолохов
3. Закрепление нового материала .
Тренировочный модуль

4. Контроль усвоенного материала.
Контрольный модуль

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6 angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6